Инновации как объект прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….

1. Инновации как объект прогнозирования………………………

2. Практическая часть………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

 

 

 

 

 

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
 
Вариант №17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 

Выполнила студентка

Тютерева Анна Сергеевна

Факультет  ИЗЭО

Специальность (направление) Производственный менеджмент

Курс 5 
 
                    

 

 

 

 

 

Воронеж 2013 г.  
 
План работы 
 
Введение…………………………………………………………………. 
 
1.     Инновации как объект прогнозирования……………………… 
 
2.     Практическая часть……………………………………………… 
 
Заключение……………………………………………………………… 
 
Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение. 
 
      Каждое предприятие должно развиваться и совершенствовать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае оно не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине предприятие постоянно находится в поиске новых идей. Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента. 
   Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемое на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 
    «Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях».  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                
Инновации как объект прогнозирования. 
 
Инновационное развитие организации в современных условиях – неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. 
 
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. 
 
В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым. Именно оно позволяет организации не только увидеть свое будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению. 
 
«Прогнозирование – процесс предвидения будущего состояния изучаемой системы по отношению к текущему моменту времени с учетом влияния на нее совокупности внутренних и внешних факторов». [ 4, с.72] 
 
Цель прогнозирования – оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. 
 
Методы прогнозирования – способы определения будущего состояния изучаемой системы. Выбор конкретного  метода прогноза зависит от: 
 
·       особенностей решаемой проблемы; 
 
·       особенностей объекта прогнозирования (степени изменчивости, динамичности, сложности, неопределенности); 
 
·       качества информации; 
 
·       временных характеристик; 
 
·       требуемой точности и т.д. 
Методы прогнозирования делятся на: 
 
1) экстраполяции тенденций (прогноз временных рядов). Экстраполяция позволяет прогнозировать ситуации, отличающиеся ярко выраженной тенденцией при наличии объема данных за продолжительный период времени (численность населения, темпы роста ВВП, характеристики некоторых машин и оборудования – мощность двигателя, уровень шума). 
 
2) экспертные (оценка ситуации профессионально подготовленными специалистами с дальнейшей обработкой полученных результатов). Экспертные методы применяются в случае большой сложности объекта прогнозирования, его новизны, недостаточной информации и невозможности полной формализации процесса.  
 
Экспертные оценки бывают: 
 
·       индивидуальные - это оценки одного специалиста. 
 
·       коллективные - это сведенные вместе оценки многих специалистов (метод Дельфи, метод сценариев). 
 
«Метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо». [2, с.136]  
 
«Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью. Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов». [2,с.150] Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.  
 
3) моделирования (математическая имитация ситуации в целях ее исследования). Методы моделирования –математические (регрессионный анализ; модель авторегрессии; модель Бокса-Дженкинса); исторические и т.д. 
 
         Регрессионный анализ восстанавливает зависимость определенной величины (или нескольких величин) от других величин. Он используется для различных видов прогнозирования (объема инвестиций, уровня затрат, финансовых результатов, объемов продаж и т.п.). Многомерная регрессия, в том числе с использованием непараметрических оценок плотности распределения – основной на настоящий момент эконометрический аппарат прогнозирования. 
 
Метод авторегрессии, полезный для прогнозирования по временным рядам, основан на авторегрессионных моделях. Для многих явлений их современное состояние функционально определяется предшествующими состояниями системы, в большей степени недавними, в гораздо меньшей — далеко отстоящими от заданного по временному ряду. Подобные связи принято называть автокорреляцией — корреляцией ряда с самим собой. Автокорреляция первого порядка характеризует тесноту связи между соседними значениями временного ряда, автокорреляция второго порядка — между отстоящими друг от друга на два периода и т.д. И вообще, автокорреляция n-го порядка относится к степени связанности откликов, разнесенных на n периодов. Предполагая, что возникшая связь между значениями сохранится некоторое время в будущем, мы получаем механизм прогнозирования, основанный на построении регрессии точек ряда на самих себя, т.е. — авторегрессии. 
 
Авторегрессионные модели разных порядков — первого, второго, в общем случае n-ого — можно описать уравнениями следующего вида: 
 
    
 
где b— константа (свободный член) авторегрессионного уравнения; 
 
b, b... b— коэффициенты авторегрессии; 
 
Y— величина отклика в некоторый момент времени; 
 
Yi-1 , Yi-2 ... Yi-n — соответственно отклики одним, двумя ... n периодами ранее заданного; 
 
— нескоррелированная случайная компонента, присутствующая в отклике и связанная с ошибками наблюдения и погрешностями модел 
 
Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. 
 
Прогнозирование наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления организацией. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую организацию на возможности развития в будущем, а прогнозирование - как инструмент разработки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться  в процессе разработки плана. Таким образом, прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию и применяется. 
 
Для прогнозирования инновационной деятельности организации используются различные типы прогнозов. Каждый тип прогноза имеет свои отличительные признаки. К числу наиболее важных признаков относятся: время упреждения или временной горизонт прогноза, масштаб прогнозирования, характер объекта, функции прогноза, возможность воздействия организации на свое будущее и т.д.. 
 
По времени упреждения прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный — от одного месяца до года, среднесрочный — от года до пяти лет, долгосрочный — от пяти до пятнадцати — двадцати  лет. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования — от краткосрочного до долгосрочного. К краткосрочным прогнозам относятся, например, месячные и недельные прогнозы движения наличности в организации. Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годовых планов. К средне- и долгосрочным прогнозам относятся, например, прогнозы реинжиниринга, инновационной деятельности организации, использование капитальных вложений и т.д. 
 
По функциональному признаку (направления прогнозирования) прогнозы подразделяются на три типа: поисковый, нормативный и основанный на творческом видении. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции (планов, программ и т.д.). Его задача — выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. Прогноз опирается на имеющуюся информацию. Нормативный прогноз. Задача нормативного прогноза — определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание менеджера, его интуицию. 
 
По возможности воздействия на будущее прогнозы делятся на: пассивные и активные. Пассивный прогноз исходит из того, что организация в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду, и предполагает возможность самостоятельного развития внешних процессов, не зависящих от действий организации. Активный прогноз предусматривает возможность активных действий организации по проектированию собственного будущего, ее реального воздействия на внешнюю среду.  
 
По степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные. Вариантный прогноз основан на предположении значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития. Если вероятность прогнозируемых событий велика,  то прогноз включает в себя только один вариант развития, т.е. является инвариантным. 
 
По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные. Точечный прогнозпредполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя.  Интервальный прогноз —это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. 
 
Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех этапов: 
 
1)установление объекта прогноза; 
 
2)выбор метода прогнозирования; 
 
3)разработка самого прогноза и его вероятностная оценка. 
 
Наличие программы прогнозирования инноваций облегчает использование ресурсов организации и выбор наилучших средств для достижения цели, значительно снижает опасность, исходящую от внешней среды. Это положительно сказывается на результатах деятельности организации и способствует созданию здорового морально-психологического климата в организации, что также оказывает положительное влияние на эффективность. И напротив, отсутствие такой программы сопровождается колебаниями и отклонениями в развитии организации в нужном направлении. Непродуманность и непоследовательность действий чреваты тяжелыми отрицательными последствиями. Прежде всего, неэффективно используются ресурсы организации. Ресурсы  организации (а они всегда ограничены) часто направляются не туда, куда нужно, и не на то, на что нужно. В итоге мероприятия по решению назревших проблем не выполняются и потребности потребителей не удовлетворяются. Все это отрицательно сказывается на положении дел, снижает эффективность, создает социальную напряженность в организации. Увеличивается возможность возникновения всякого рода конфликтов, возрастает текучесть кадров и т.п. Эти процессы также негативно влияют на деятельность всей организации. 
2.                
Практическая часть. 
Определите сумму приведённых (дисконтированных) эффектов в результате осуществления инвестиционного проекта по данным таблицы.

 
№ п/п

 
 
 
Показатели

 
Шаги расчёта реализации инвестиционного проекта

 
1-й год

 
2-й год

 
3-й год

 
4-й год

 
1

 
Объём реализации продукции (без НДС)

 
-

 
11 800

 
23 600

 
29 500

 
 
 
2

 
Себестоимость реализованной продукции

 
-

 
8 000

 
15 000

 
18 000

 

 
в том числе амортизация

 
-

 
600

 
1 100

 
1 300

 
3

 
Налоги и прочие отчисления 

 
-

 
900

 
1 400

 
2 700

 
4

 
Норма дисконта

 
-

 
0,25

 
0,25

 
0,25


 
 
Решение задачи. 
 
     1. Объем реализованной продукции по шагам расчета без учета НДС, тыс. руб.: 
 
      Первый шаг = 0/1,2=0; 
 
      Второй шаг = 11800/1,2=9833,3; 
 
      Третий шаг = 29500/1,2=19666,7; 
 
      Четвертый шаг = 30000/1,2=24583,3. 
 
      2. Объем чистой прибыли по числам расчета (объем реализации без НДС минус себестоимость минус налоги), тыс. руб.; 
 
      Первый шаг - отсутствует,  
 
      Второй шаг  - 9833,3 - 8000 - 900 = 933,3; 
 
      Третий шаг  - 19666,7 - 15 000 - 1400 = 3266,7; .  
 
      Четвертый шаг – 24583,3 - 18 000 - 2700 = 3883,3. 
 
      3. Величина приведенных эффектов по шагам расчета (чистая прибыль плюс амортизация)  
 
      Первый шаг  = отсутствует;  
 
      Второй шаг  = 933,3 + 900 = 1833,3; 
 
      Третий шаг  = 3266,7 + 1400 = 4666,7; 
 
      Четвертый шаг = 3883,3 + 2700 = 6583,3 
 
      4. Сумма приведенных (дисконтированных) эффектов, руб.: 
 
      Сумма эффектов = 0/(1 + 0,1)+ 1833,3/(1 + 0,1)+ 4666,7/(1 + 0,1)+ 6583,3/(1 + 0,1)4  = 9533. 
Заключение. 
 
             Инновационное развитие организации в современных условиях – неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства.  
 
             Инновационная деятельность является наиболее сложным и непредсказуемым объектом прогнозирования. При недостатке информации по развитию отдельных направлений науки и техники часто прибегают к методам экспертных оценок. 
 
             Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть направлены на достижение главной цели организации. Поэтому инновации выступают объектом управления, а инновационный менеджмент предполагает эффективное использование и управление инновациями с целью обеспечения эффективности деятельности организации в целом. 
 
             Прогнозирование в инновационном менеджменте — это система научных представлений о направлениях развития в будущем инновационной идеи или отдельных ее элементов. Прогнозирование необходимо потому, что проект развивается в условиях неопределенности, которые являются причиной, вызывающей отличия его реальных характеристик от ожидаемых. В процессе развития инновационной идеи могут возникнуть также неблагоприятные ситуации, называемые рисками, и неблагоприятные последствия от них.  
 
             Прогнозирование возможно только при наличии прошлой и современной информации об объекте. В частности анализ этой информации позволяет определить тенденции развития, как объекта, так и его окружения. Следует иметь в виду, что невозможно точно указать будущее значение прогнозируемого показателя. Можно указать только интервал, в который попадет этот показатель с заданной вероятностью. 
 
Прогнозирование - одна из работ, выполняемых в процессе планирования, а планирование является функцией управления инновационным проектом. Без хорошего прогноза развития такого проекта работа по его развитию, скорее всего не увенчается успехом. 
Список используемой литературы. 

1. Гугелев А.  Инновационный менеджмент: Учебник. Изд-во Дашков и К, 2008 г.

 
2. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник  для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004 г. 
 
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008 
 
4. Чернышева Б.Н., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент и экономика организаций. Практикум – М.: ИНФРА – М; Вузовский учебник, 2007г. 
 
5. Швандар В.А., Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: Вузовский учебник, 2004 г.


Информация о работе Инновации как объект прогнозирования