Инновационные подходы и методы развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы. В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:
1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов внедрения развития организации;
2) рассмотрение основных этапов перехода на инновационно-производственный путь на примере конкретной организации;
3) оценка экономической эффективности инновационных предложений данной организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы инновационного развития предприятия…………8
1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения……………………………….8
1.2 Методы внедрения инновации…………………………………………….12
1.3 Этапы инновационного процесса…………………………………………16
2. Современные подходы к теории организации……………………………20
2.1 Процессный подход………………………………………………………..20
2.2 Системный подход…………………………………………………………21
2.3 Ситуационный подход……………………………………………………..22
3. Проблема управления инновационным развитием предприятия………….24
3.1 Организация инновационной деятельности………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиография…………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

-          По степени структуризации —  с четко определенной структурой, с плохо очерченной.

Состав проблем  и их характеристики в значительной мере определяются общей постановкой  задачи развития системы. Постановка задачи осуществляется на основе системного анализа и определяется ролью и местом (целевым назначением) системы и ее взаимосвязью с окружающей средой.             При этом в каждом конкретном случае в зависимости от целей исследования определяется связь окружающей среды с рассматриваемой системой по различным признакам.  Изменения в системе управления производятся с помощью трех типов моделей: планов, программ, проектов. Наиболее детальная и всесторонняя проработка системы управления возможна при использовании проектного метода. По своей сути проектирование — это процесс, упреждающий развитие, и в этом смысле оно может быть средством его ускорения. Необходимо подчеркнуть, что проектирование таких сложных систем, какой является система управления, не может быть полностью закончено к определенному моменту времени, по существу оно продолжается весь инновационный период. Сложились различные подходы к организационному проектированию. Например, предложено рассматривать эти подходы по следующим направлениям:

- проектирование системы управления как задача «синтеза культуры» из некоторых первичных элементов;

-   проектирование как задача «рационализации технологии организационных процессов»;

-   проблема совершенствования организации как задача «организационных изменений»;

-   задача «ситуационного выбора» характеристик организационной системы.

Существует  несколько методов, которые применяются  при внедрении инноваций:             Принудительный метод. Предусматривает использование силы для преодоления сопротивления со стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.        Метод адаптивных отклонений. В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве. Данный метод полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.          Метод управления кризисной ситуацией. Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее совершенствованию и она оказалась в жестоком цейтноте.     Метод управление сопротивлением. Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде.

1.3 Этапы инновационного  процесса       

Под инновационным  процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов:      Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.      Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.            Опытно - конструкторские разработки. Опытно - конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

•        разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

•  формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

•     изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

•    подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

•       создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

•       изготовление, испытание, доводка опытного образца.

 Освоение  производства нового изделия.  Освоение производства нового  изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.  Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.   Понятие, виды и результат инновационной деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создания и внедрение новшества.  Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.          Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.         На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

Результатом инновационной  деятельности можно считать также:

• мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;

•    программную продукцию;

• научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры;

•   услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства;

•    консалтинговые услуги;

•     хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

2.Современные подходы к теории организации

2.1 Процессный подход

Школа науки  управления использует количественные методы, такие как построение  моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений  и повысить эффективность управления. Её  влияние растёт, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессного,  системного и ситуационного подходов.

Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления , которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны  рассматривать такого рода функции как  независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие , а серия непрерывных взаимосвязанных действий.ˡ  Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. 

 

 

 

 

 

 


ˡ [10, c. 99]

Их называют управленческими функциями . Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль , которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций.ˡ По его словам, « управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» . Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции – планирование, организация, распорядительство ( или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Четыре функции  управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют  две общих характеристики: все  они требуют принятия решений, и  для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

2.2 Системный  подход

В системном  подходе подчёркивается, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определённой степени также испытывают воздействие  этой перемены. Такого рода изменения могу сказаться на будущей эффективности организации в целом.


 

ˡ [2,c.108]

Такие эффекты  возникают при изменениях физического  характера, вроде необходимости  нанимать новых людей или менять технологию при покупке новых машин и оборудования, а также  при изменениях одной из управленческих функций . Например, если высшее руководство решает предоставить одному из подчиненных руководителей большую свободу действий, это повлияет  на мотивацию данного руководителя, и на то, как он будет вести себя со своими подчиненными, и как подчиненные будут взаимодействовать с новым  руководителем. Кроме того, может снизиться   мотивация к работе других руководителей, которые находятся на той же ступени иерархической лестницы, но не получили никаких дополнительных прав. Они могут почувствовать себя ущемленными по многим организационным аспектам, влияющим на их работу.

Следовательно, системный подход рассматривает  организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды,  обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями оранизации и внешней средой.

2.3 Ситуационный  подход

Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует такое обилие факторов, как в самой организации, так  и в  окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной  ситуации. В оригинале contingency approach - вероятностный метод, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход» , не следует путать его с «методом ситуаций» ( case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления.

Метод ситуаций – основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообразнейшим аспектам управления.ˡ Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в управлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам. Используя этот подход руководители могут лучше понять какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Информация о работе Инновационные подходы и методы развития организации