Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Изучение темы следует начать с определений, которые помогут вспомнить, что такое «инновация» и «менеджмент».
Термин «менеджмент» (management), согласно пункту 3.2.6 ГОСТа Р ИСО 9000 (редакция 2008 года) следует понимать, как скоординированную деятельность по управлению и руководству организацией. Он давно стандартизован и широко используется.

Содержание работы

1. Понятие инновационного менеджмента 3
2. Сфера инновационной деятельности 7
3. Основные этапы инновационного процесса 10
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

02340 Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса..doc

— 65.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Тема: Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

Направление «Государственное и муниципальное

управление»

 

 

                                                                               

 

 

Проверил_________________________

 

 

     

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 
 

Содержание

 

 

 

 

1. Понятие инновационного менеджмента

 

Изучение темы следует начать с определений, которые помогут вспомнить, что такое «инновация» и «менеджмент».

Термин «менеджмент» (management), согласно пункту 3.2.6 ГОСТа Р ИСО 9000 (редакция 2008 года) следует понимать, как скоординированную деятельность по управлению и руководству организацией. Он давно стандартизован и широко используется.

Термин же «инновация» введен впервые ГОСТ Р 54147, пункт 3.1.2.9 (редакция 2010 года). На английском языке звучит, как «innovation» (буквально можно перевести: «в направлении обновлений» или «в направлении изменений»).

Любое новое знание, полученное в результате тех или иных исследований, обогащает представление людей о них самих и об окружающем мире. Однако далеко не каждое из этих открытий может быть применено для усовершенствования жизни общества и для реализации практических потребностей каждого конкретного человека. Те же нововведения, которые сразу или с течением времени находят свое воплощение в виде какого-либо усовершенствованного продукта, получили название инновации.

Его принято трактовать конечным результатом инновационной деятельности, который на рынке реализуется, в виде нового или измененного (усовершенствованного) продукта или технологического процесса, применяемого на практике. Инновацией может быть не всякое новшество, а только то, что повышает эффективность. Все термины, которые использует инновационный менеджмент, стандартизованы ГОСТ Р 54147. Стандарт применяется в Российской Федерации с сентября 2011 года [1].

Иными словами, инновацией является результат интеллектуальной деятельности, который в виде товара или услуг обладает определенными потребительскими свойствами и востребован на рынке. Сущность инновационного менеджмента заключается в комплексе взаимосвязанных действий, которые нацелены на достижение конкурентоспособности и поддержание жизнеспособности организации. Благодаря механизмам управления инновационными процессами, идея превращается в товар. На начальной стадии (самом долгом этапе) проводятся научные исследования, осуществляются разработки и конструирование, которые затем переходят к следующему этапу, называемому «жизненный цикл продукции». Для инновационной идеи также применяется термин ЖЦП, что означает период с момента зарождения у автора идеи до использования ее у потребителя инновации.

Инновация выполняет три функции:

  • воспроизводственную;

  • инвестиционную;

  • стимулирующую.

Выделяют следующие источники инноваций:

  • неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача;

  • несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей;

  • изменение потребностей производственного процесса;

  • изменения в структуре отрасли или рынка;

  • демографические изменения;

  • изменения в восприятии и в ценностных установках;

  • новые знания, научные и ненаучные.[5, C. 101].

Различают следующие виды инноваций:

— технологические, возникающие при использовании наиболее совершенных методов производства продукции;

— технические, появляющиеся при изготовлении продуктов с новыми либо улучшенными свойствами (качествами);

— организационно-управленческие, связанные с процессами оптимальной организации не только производства, но и сбыта, транспорта, снабжения;

— социальные, направленные на решение проблем образования, здравоохранения, культуры, улучшение условий труда;

— информационные, решающие задачи рационального распределения информационных потоков в области инновационной и научно-технической деятельности, повышения оперативности, достоверности получения информации [15, C, 37].

Инновационный менеджмент представляет собой одно из главных направлений стратегического планирования и управления, которое осуществляется высшим руководством компании. Главной его целью является выбор, разработка и внедрение основных направлений развития мелких и крупных субъектов предпринимательства, их производственной и научно-технической деятельности.

Сущность инновационного менеджмента проявляется посредством разработки и внедрения новой продукции, усовершенствования и модернизации имеющихся средств производства, снятия с потока устаревшей продукции и замены ее на новую. То есть все то, что, по существу, и является разного рода нововведениями. Но свое основное внимание инновационный менеджмент сосредотачивает на выработке новых глобальных стратегий развития компании. Поиск новых рынков, маркетинговые составляющие, разработка новых видов продукции и так далее [4, C.88].

Инновационный менеджмент имеет решающее значение для дальнейшего успеха любой компании. Долгосрочная устойчивость бизнеса может быть определена способностью организации грамотно направить инновационные ресурсы для решения задач, связанных с рыночными и экономическими условиями. В быстро меняющейся внешней среде эффективное управление инновационной деятельностью стало важным требованием для обеспечения не только конкурентоспособности продукции, но даже для выживания компаний. Как правило, инвестиции фокусируются на разработке новых продуктов, услуг или технологий. Тем не менее, типы инноваций, которые могут улучшить результаты деятельности, выходят далеко за эти рамки. Они также касаются изменения бизнес-процессов компании. Поэтому ключевой задачей является постоянное выявление актуальных направлений и успешное их инвестирование.

Инновационный менеджмент включает набор инструментов, позволяющих руководителям и специалистам эффективно действовать для достижения целей бизнес-процессов. Основные усилия направлены на создание условий и инструментов внутри организации, которые позволят ей быстро реагировать на внешние изменения, эффективно используя внутренние возможности и творческие усилия для внедрения новых идей, процессов или продуктов. Важно отметить, что инновационный менеджмент нельзя приравнивать к НИОКРу, так как речь идет о включение рабочих процессов всех уровней и функций, содействующих творческому развитию компании, включая производство и маркетинг.

Используя соответствующие инструменты управления инновациями, высшее руководство может инициировать и внедрять творческие подходы для дальнейшего развития компании. Приемы и методы инновационного менеджмента должны быть направлены на повышение конкурентоспособности компании.

Для этих целей полезными являются [2, C. 199]:

- Маркетинг инноваций. Это управление спросом на инновации с помощью исследования рынка, планирования производства инноваций, налаживания коммуникаций, формирования ценовой политики, организации продвижения инноваций с одновременным развертыванием служб сервиса.

- Реинжиниринг позволяет фундаментально переосмыслить и радикально перепроектировать деловые процессы для достижения скачкообразных и ощутимых улучшений по показателям (качество, стоимость, сервис, темпы продвижения), характеризующим деятельность компании.

- Бенчмаркинг используется для изучения деятельности конкурентов, с целью разработки мероприятий по улучшению своего бизнеса, в том числе и за счет использования положительного опыта.

- Брэнд-стратегия необходима для комплексной проработки имиджа компании, создается путем продвижения на рынке своих брэндов.

- Ценовой прием позволяет воздействовать механизмом цен на реализацию инновационных проектов. Фронтинг или фронтирование рынка является, по существу, операцией захвата рынка конкурента.

Главный момент в данном случае — выбор цены, по которой будет продаваться инновационный решение, обычно используется принцип — лишь бы его купили.

Наличие инновационной базы может стать ключевым компонентом для непрерывного эффективного изменения, что увеличивает способность бизнеса генерировать потребительскую ценность своей продукции, как результата процесса. Важнейшим элементом этой структуры в процессе принятия решений, является составление списка идей. Для крупных организаций инновационные инвестиции рассматриваются, как часть общего решения инвестиционного портфеля бизнеса [3, C. 133].

Методы инновационного менеджмента предполагают осуществление следующих действий:

- Контроль процесса разработки новых видов продукции и последующего ее внедрения.

- Глобальная разработка программ и планов будущего управления.

- Предварительное рассмотрение инновационных проектов различного характера.

- Координация инновационной политики компании, контроль над деятельностью производственных подразделений в этой области.

- Инновационный менеджмент также предполагает обеспечение притока квалифицированного персонала в производство.

- Обеспечение программ финансированием и другими видами материальных ресурсов.

- Создание и управление временными целевыми группами для комплексного решения проблем, связанных с инновациями.

На современном этапе своего развития, такой вид управленческой деятельности пришел к достаточно высокой кооперации научных и производительных сил в пределах компаний. Речь идет о том, что передовые транснациональные компании сегодня предпочитают создавать в своих системах единые научно-технические комплексы, которые сближают научную и маркетинговую деятельность и разработки непосредственно с производственным процессом. Это значительно помогает корпорациям быстро ориентироваться на своем рынке и, соответственно, существенно увеличивать свои прибыли.

Такая ориентация в инновационной деятельности крупных фирм проявилась еще в 1980-е годы. Изначально она стала результатом стремления к повышению в ассортиментном ряде выпускаемой продукции количества наукоемких новинок, продажа которых заставляет покупателей впоследствии возвращаться и докупать сопутствующие технические услуги: консультационные, инжиниринговые, лизинговые и другие. Сегодня эти тенденции особенно явно можно проследить в деятельности машиностроительных ТНК Соединенных Штатов. Эти компании стремятся максимально сконцентрировать свою деятельность на разработке и выпуске высокотехнологичных товаров (радиоэлектроника, микропроцессоры, компьютеры высокой вычислительной мощности, средства автоматизации и другое) [7, C. 147].

 

2. Сфера  инновационной деятельности

 

Общество все время стремится к прогрессу. Бизнес, являясь неотъемлемой частью социума, тоже постоянно модернизируется, чему сегодня способствует сфера инновационной деятельности.

В целом, инновационная деятельность представляет собой комплекс технологических, научных, финансовых, организационных и бизнес-мероприятий, направленных на капитализацию накопленных знаний (навыков), технологий и оборудования.

Результатом такой деятельности являются абсолютно новые или же дополнительные (усовершенствованные) услуги либо товары [13, C. 77].

Соответственно, сфера инновационной деятельности – это один из сегментов огромного комплекса возможных мероприятий из представленного перечня.

Суть таких действий всегда заключается в создании чего-либо нового (полностью или в части).

Инновационная деятельность направлена на:

— использование и получение экономической выгоды от результатов научных разработок, исследований;

— расширение (обновление) перечня и улучшение качества изготавливаемой продукции (услуг, товаров);

— совершенствование технологий производства с последующим внедрением, а также эффективной реализацией на внутренних и внешних рынках [6, C.105].

Основными субъектами инновационной деятельности являются:

— государство (которое частично спонсирует ее и регулирует возникающие по данному поводу взаимоотношения);

— научные учреждения и специально созданные в рамках госпрограмм научные комплексы («инкубаторы», «парки»);

— инвесторы (вкладывающие свои средства в развитие и применение новшеств);

— страховые компании;

— предприниматели (физические либо юридические лица), желающие участвовать в научно-коммерческих экспериментах и внедрять на практике (в бизнесе) достижения научных разработок.

Они могут быть как заказчиками, так и исполнителями особых инновационных программ (проектов);

— посредники, поставщики и иные лица, оказывающие содействие инновационному развитию (внедрению).

В настоящее время сфера инновационной деятельности является весьма привлекательным сектором бизнеса, потому что участие в ней поощряется государством, в том числе путем предоставления налоговых льгот и государственных целевых займов на развитие малого и среднего бизнеса.

Такая деятельность позволяет отдельным предпринимателям быть вне конкуренции, так как она является результатом индивидуального внедрения особых научных разработок и бизнес-идей при тесном сотрудничестве с научными учреждениями, участвующими в федеральных и региональных программах развития инновационной деятельности.

Учитывая же большую перспективность такой области деятельности, темпы ее развития ежегодно прогрессивно наращиваются [9, C.47].

Информация о работе Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса