Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Изучение темы следует начать с определений, которые помогут вспомнить, что такое «инновация» и «менеджмент».
Термин «менеджмент» (management), согласно пункту 3.2.6 ГОСТа Р ИСО 9000 (редакция 2008 года) следует понимать, как скоординированную деятельность по управлению и руководству организацией. Он давно стандартизован и широко используется.

Содержание работы

1. Понятие инновационного менеджмента 3
2. Сфера инновационной деятельности 7
3. Основные этапы инновационного процесса 10
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

02340 Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса..doc

— 65.25 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сфера инновационной деятельности – это конкретная область создания (разработки), внедрения, производственного освоения и распространения (реализации) инноваций.

В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис 1).

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры [8, C.77].

Рис 1. Сфера инновационной деятельности.

 

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Ранее говорилось, что от новшества до нововведения осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций.

С одной стороны, фирмы в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства. А с другой, рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Конкуренция не столько стимулирует, сколько буквально заставляет организации идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании.

Определяющим условием участия на рынке новшеств является объем инвестиций, как в сферу научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более [10, C. 102].

 

 

3. Основные этапы инновационного  процесса

 

Инновационный процесс включает семь компонентов, соединённых в единую последовательную цепочку, которые и образуют его структуру. К ним относят:

- инициирование инновационной  идеи;

- маркетинговые исследования;

- освоение и выпуск  инновации;

- реализация произведённой  инновации;

- инновационное продвижение;

- оценка экономической  эффективности;

- распространение.

Инновационный процесс начинается с инициации – деятельности, которая состоит в определении его целей и задач, осмыслении соответствующей идеи и в её документальном подтверждении. Последнее – это превращение её в документ имущественного права (авторское свидетельство, лицензию) и в технологический документ. Инициация инновации является началом инновационного процесса. После того, как идея нового продукта была зафиксирована документально, проводится маркетинг инновации, в ходе которого исследуют спрос на новую продукцию или услугу, определяют количество или объем выпуска, товарные характеристики и потребительские свойства, которые должны быть у товара, выходящего на рынок. После этого происходит продажа инновации и на рынке появляется небольшая ее партия, которую продвигают, оценивают эффективность и распространяют [14, С. 142].

Продвижение инновации – это система мероприятий, которая направлена на ее реализацию. После этого проводится экономический расчёт ее эффективности. Инновационный процесс завершается распространением (диффузией) нововведения. Диффузия (в переводе с латинского – растекание, распространение) означает распространение освоенной инновации в новых районах, на новых рынках и в новой экономическо-финансовой ситуации.

Управление инновационными процессами как предмет исследования прошло в своей эволюции 4 основных этапа.

На первом из них реализовывался факторный подход, где рассматривались оценочные критерии для каждого составляющего компонента соответствующего менеджмента. В это время применялись, по большей части, экстенсивные методы развития, проявлявшиеся в количественном увеличении научно-технического потенциала.

Второй этап характеризовался развитием концепций функций инновационного менеджмента, делавшим акцент на изучении типов управления и процесса принятия УР (управленческих решений).

На третьем этапе стали применять системный подход, который позволял рассматривать субъект инновационной деятельности (предприятие, организация и т.д.) как систему внутренне взаимосвязанных компонентов, ориентированную на достижение конкретных целей и принципа обратной связи.

Четвертый этап соотносится с ростом популярности ситуационного подхода к пониманию целей, смысла и содержания инновационного менеджмента, позволяющего проводить анализ факторов внешней и внутренней среды, систематизировать и комбинировать оптимальным образом различные модели поведения инновационного менеджера или эффективные управленческие решения.

Таким образом, с точки зрения новизны для рынка инновации могут представлять собой абсолютно новые явления (как для данного конкретного предприятия, так и для данной отрасли в стране). Максимальную же ценность представляет собой инновационная деятельность, которая ведет к появлению чего-то нового для данной отрасли в масштабах всего мира [16, С. 125].

 

Список литературы

 

  1. "ГОСТ Р 54147-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 901-ст)

  1. © КонсультантПлюс, 1992-2015

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2012. – 208 с.

  1. Ващенко Т.В. Математика финансового менеджмента [Текст] / Т.В. Ващенко. – М.: Перспектива, 2013. – 82 с.

  1. Вертакова Ю.В. Основы инновационного менеджмента [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Вертакова, С.С. Кужель. – Курск: Изд-во Курского государственного технического университета, 2012. – 287 с.

  1. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект [Текст] / В.П. Воробьев, В.В. Платонов. – СПб.: СПбУЭФ, 2014. -186 с.

  1. Глазьев С.Ю. Экономическая теория научно-технического прогресса [Текст] / С.Ю. Глазьев. – М.: Прогресс, 2013. – 115 с.

  1. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 [Текст] / В.Н. Гунин. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 328 с.

  1. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций [Текст] / В.Г. Зинов. – М.: Дело, 2013. – 496 с.

  1. Инновационный менеджмент [Текст] /Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 327 с.

  1. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента [Текст]: учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИ ДАНА, 2014. - 208 с.

  1. Масленникова Н.Л., Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере [Текст] / Н.П. Масленникова, А.В. Желтенков. – М.: ФБК-Пресс, 2013. - 536 с.

  1. Меджинский В.Г. Инновационное предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Меджинский, Л.Г. Ширшунова. – М.: ИНФРЛ 2012. – 240 с.

  1. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина. – М.: ОАО «НГ Экономика, 2013. – 475 с.

  1. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия [Текст] / А.А. Трифилова. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 304 с.

  1. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоение производства новой продукции [Текст] / В.А. Устинов. – М., 2014. – 212 с.

  1. Худокормова О. И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. – 2014. – № 2.

  1. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение [Текс] М. Хучек. – М.: Луч, 2013. – 148 с.

  1. Швандер В.А. Инновационный менеджмент [Текст] / В.А. Швандер, В.Я.Горфинкель. – М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2013. – 256 с.

 


Информация о работе Инновационный менеджмент. Сфера инновационной деятельности и основные этапы инновационного процесса