Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Содержание работы

1. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического планирования.
1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента
2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации.
3. Эффективность инновационного процесса.
4.Приложение.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

innovac.docxинов.мен..docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

 

                                                  Содержание

 

  1. Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического планирования.

1.1 Нововведения  как объект инновационного менеджмента                                                          

2.  Инновационный проект: понятия,  основные этапы создания и    реализации.                                                                                     

3.  Эффективность инновационного  процесса.

4.Приложение.

Заключение.                                        

Список использованной литературы.

 

 

 

 

                                                Введение

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной  литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия  управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и  техники в производство и т.п., что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента.

 

  1. Инновационный менеджмент – одно из направлений       стратегического планирования

 

    1. Нововведения как объект инновационного менеджмента

 

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению  новшества приобретает новое  качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 




 


 

 


 

 



 

 

Рис.1      Схема инновационной деятельности

 

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой  практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные  новаторы. Классификация  инноваций и инновационных процессов  представлена на рисунке.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Ранее отмечалось, что  от новшества как результата научной  и научно технической деятельности до нововведения как общественного  признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и  т.п. осуществляется процесс с затратами  времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций, которые  представляют собой единство и борьбу противоположностей.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке  новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу  научной и научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшеств в нововведения.

Рынок капитала (инвестиций).  Трудно найти организацию, которая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии, конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги), найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей. Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.).

В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более. В  условиях глубокого экономического кризиса в Российской Федерации  государственные источники финансирования резко сокращаются. Концепцией государственной  промышленной политики России, разработанной  Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается  закрепление в законодательном  порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

  • На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  • Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
  • Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли  экономики с целью получения  прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций.По экономической  сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации  и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В  данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств  в ценные бумаги.

Рассмотрев  рынок новшеств, рынок чистой конкуренции  и рынок капитала (инвестиций) как  основных составляющих инновационной  сферы, сформулируем содержание понятия  “инновационная сфера”, определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного процесса.

Инновационная сфера представляет собой систему  взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной  продукции, услуги и организации  в целом. На этом инновационный процесс  завершается.

 

 

2. Инновационный проект: понятия, основные

этапы создания и реализации

 

Понятие инновационный проект употребляется  в двух смыслах:

  1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
  2. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

 

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых  для его выполнения, проходит в  своем развитии определенные состояния: от состояния, когда “проекта еще нет”, до состояния, когда “проекта уже нет”. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).

Создание и реализация проекта  включает следующие этапы:

  1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
  2. Исследование инвестиционных возможностей;
  3. Подготовка контрактной документации;
  4. Подготовка проектной документации;
  5. Строительно-монтажные работы;
  6. Эксплуатация объекта;
  7. Мониторинг экономических показателей.

                                                                                                              Таблица 1

                    Содержание фаз жизненного цикла проекта

 

Прединвестиционная фаза

Проекта

Инвестиционная фаза

Проекта

Прединвест-иционные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение   торгов и заключение контрактов

Реализация  проекта

Завершение   проекта

1. Изучение  прогнозов

Разработка     плана проектно-изыскательских работ

Заключение    контрактов

Разработка   плана  реализации    проекта

Пусконалад-очные работы

2. Анализ условий для  воплощения первоначального замысла,  разработка концепции проекта.

Задание на разработку ТЭО  и разработка ТЭО.

Договор на поставку оборудова -ния.

Разработка графиков.

Пуск объекта.

3. Предпроектное обоснова -ние инвестиций.

Согласова -ние, кспертиза и верждение ТЭО.

Договор на подрядные работы.

Выполнение работ.

Демобилизация ресурсов, анализ результатов.

4. Выбор и согласование  места размещения.

Выдача задания на проектирование.

Разработка планов.

Мониторинг и контроль.

Эксплуата -ция.

5. Экологичес -кое обоснова -ние.

Разработка, согласова -ние и утвержде -ние.

 

Корректировка плана проекта.

Ремонт и развитие производст -ва.

6. Экспертиза.

Принятие окончатель -ного решения об инвестировании.

 

Оплата выполненных  работ.

Закрытие проекта, демонтаж оборудова -ния.

Информация о работе Инновационный менеджмент