Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Россия в настоящее время переживает бум новаторства. Инновации стали основной движущей силой развития бизнеса, повышения его эффективности и стоимости. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……..2
1. Управление инновационными процессами в организации
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса…………………………………3
1.2 Организация как объект управления и среда для инновационных процессов…6
2. Стили управления инновационными процессами
2.1 Понятие и подходы к стилям управления………………………………………….10
2.2 Классификация и причины разделения стилей руководства……………………13
3. Модель инновационного менеджера………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Инновацтонный менеджмент вопрос-Стиль руководства инновациями.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

2. Руководитель не  только подробно информирует  о фактическом положении дел,  которое должно быть известно  для выполнения задач, но и  сообщает другую информацию о  предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые  к демократично управляющему руководителю:

  • открытость;
  • доверие к сотрудникам;
  • отказ от индивидуальных привилегий;
  • способность и желание делегировать полномочия;
  • служебный надзор;
  • контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются  как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные  работы». Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

Преимущество демократичного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников  и разгрузка руководителя. Кроме  того, поддерживается развитие сотрудников.

К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Либеральный стиль управления.

Отличается отсутствием  размаха, безынициативностью, постоянным ожиданием указаний «сверху», нежеланием принимать на себя ответственность за принимаемые решения и их последствия. Пользующийся этим стилем руководитель мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности. Свою роль он видит в качестве посредника во взаимодействии с другими коллективами. Такие руководители боятся нового, не идут на риск, что снижает эффективность работы организации, особенно в условиях рыночной экономики.

Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Преимущества такого стиля управления:

  • разгрузка руководителя;
  • возможность быстрого принятия грамотных решений;
  • сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия;
  • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки:

  • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
  • могут быть утверждены иерархические отношения;
  • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
  • установление иерархических отношений «по горизонтали».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

В современном обществе в одной и той же фирме попеременно  могут использоваться различные  стили руководства, что получило в западном менеджменте название «метод двух шляп».

Анализ деятельности руководителей разного уровня и  различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.

Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии  можно сформулировать следующим  образом:

1. Стремление все делать  самому.

2. Склонность давать  возможность делам идти своим чередом.

3. Предубежденность против  определенных работников.

4. Застывшие, схематичные  или доктринерские установки.

5. Излишняя восприимчивость  к иному, в том числе критическому, мнению.

6. Самоудовлетворенность  или заносчивость.

7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.

8. Очевидное неуважение  личности сотрудника, например допустимость  критики при других.

9. Явное недоверие  к сотрудникам.

10. Недостаточная последовательность  в действиях.

Опыт преуспевающих  предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:

1) ценят знание дела;

2) относятся к людям  как к равным;

3) вознаграждают справедливо;

4) обнаруживают ошибки  объективно;

5) надежны и лояльны;

6) выслушивают мнения, отличающиеся от своих;

7) ценят прогресс;

8)имеют авторитет знатоков  дела;

9) лишены предвзятости;

10) переносят критику.

Применение того или  иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего, полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность  коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок.

 

3. Модель инновационного менеджера

Инновационный менеджер – это человек, способный реализовать  новую идею, инициировать практическое осуществление и в конечном итоге превратить ее в жизнеспособный рентабельный продукт. От профессионализма и мастерства таких людей во многом зависит успех большинства инновационных проектов.

В зависимости от рода деятельности компании, задачи подобного специалиста могут быть самыми разными: от разработки продуктов на основе высоких технологий до создания потребительских товаров, обладающих уникальными свойствами. По мнению исполнительного директора компании Forecsys Юрия Чеховича, инновационный менеджер – это скорее призвание, чем профессия. В первую очередь, необходим соответствующий склад характера, наличие у человека способности браться за что-то, кажущееся на первый взгляд неосуществимым, а потом превращать «бестелесную» идею в известный бренд.

Инновационный менеджер должен быть профессионалом в той  технологической области, в которой  он ведет проекты.

Существует несколько  путей «вхождения» в профессию. Условно существующих специалистов можно разделить на две группы: «профессионалы» и «любители». «Профессионалы» – это менеджеры, которые получают профильное образование (управленческое, финансовое, экономическое) и, не очень разбираясь в предметной области, пытаются управлять инновационными проектами.

«Любители» – специалисты, пришедшие из науки и пытающиеся «продвинуть» свою разработку на рынок. Это могут быть ученые, занимавшиеся исследованиями и созданием новых продуктов (технологий, лекарственных препаратов, программных систем и т. п.). Этой профессией овладевают и те выпускники технических вузов, которым интереснее заниматься не исследованиями и разработкой, а продвижением того, что уже создано их коллегами. Особенно часто в эту профессию приходят специалисты из технологического или инжинирингового отделов западных компаний, занимавшиеся инвестиционными проектами и разработкой новых продуктов.

Однако в чистом виде оба пути несовершенны. Необходимо либо тесное сотрудничество «профессионалов» и «любителей» в рамках одного проекта, либо приобретение специалистами  дополнительных знаний и недостающих навыков.

Идеальный менеджер инновационного бизнеса – это человек, который:

  • устремлен в будущее,
  • способен смотреть вперед и выдвигать оригинальные идеи,
  • верит в то, что сегодняшняя иллюзия завтра может стать реальностью и
  • заражает этой верой других,
  • имеет четкую систему ценностей,
  • способен работать в команде и выстраивать отношения с сотрудниками на
  • основе уважения и доверия,
  • является экспертом в своей области знаний,
  • понимает тенденции развития бизнес-среды и механизмы
  • функционирования рынка,
  • владеет навыками в сфере управления проектами.

Функциональные обязанности инновационного менеджера:

1. Изучение рынка, выявление  потребностей в новых материалах, продуктах, 

услугах технологиях и т. п.

2. Расчет потенциальной емкости  рынка.

3. Генерация, поиск и предварительная оценка идей.

4. Мониторинг и своевременное  усовершенствование технологических 

процессов.

5. Правовая защита инновационного  проекта.

6. Разработка концепции проекта,  маркетинговой стратегии и анализа  бизнеса.

7. Поиск оборудования для  производства материалов, ведение переговоров с

поставщиками, заключение контрактов на поставку.

8. Работа с предприятием-изготовителем  по выработке технологии 

производства новой продукции.

Модель компетенций  менеджера инновационного бизнеса  можно представить следующим образом.

         1. Когнитивные компетенции

  • понимание сущности инноваций и особенностей инновационных
  • процессов;
  • понимание значения национальных инновационных систем как
  • основного фактора повышения конкурентоспособности национальных
  • экономик;
  • понимание политики России в области науки и поддержки ключевых
  • технологий;
  • формирование понимания роли инноваций как основного фактора
  • создания стоимости компаний;
  • знание теоретических основ, моделей и методов инновационного
  • предпринимательства, менеджмента, маркетинга, финансов;
  • знание правовых основ интеллектуальной собственности.

         2. Функциональные компетенции

  • видение рынка;
  • умение проводить анализ возможностей применения инновационной
  • разработки, барьеров и рисков на пути ее коммерциализации;
  • умение находить, отбирать и обобщать информацию, необходимую для
  • анализа внешней среды и возможностей компании;
  • умение формировать стратегию коммерциализации инновации;
  • умение применять широкий спектр инструментов финансирования
  • инновационных разработок;
  • умение продвигать разработку на рынок, вести переговоры;
  • владение методами проектного управления и бизнес-планирования;
  • владение навыками использования информационных технологий;
  • владение навыками формирования контрактов, в том числе
  • внешнеэкономических;
  • возможность общения на иностранном языке.

         3. Личностные компетенции

  • умение формировать команду;
  • способность эффективно работать в группах;
  • умение работать в условиях информационной перегрузки (с большими  
  • объемами неструктурированной информации);
  • инициативность, целеустремленность;
  • стрессоустойчивость, мобильность;
  • системное «незашоренное» мышление;
  • открытость к восприятию нового;
  • коммуникабельность;
  • самоменеджмент;
  • умение расставлять акценты и приоритеты;
  • умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории.

         4. Этические компетенции

  • инновационное мировоззрение;
  • вера в успех, убежденность;
  • способность слушать;
  • способность к управлению конфликтами;
  • понимание кросскультурных различий;
  • навыки ментальной тишины.

Информация о работе Инновационный менеджмент