Инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы заключается в исследовании инновационного потенциала России и его оценке. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть инновационный потенциал;
– ознакомиться с оценкой инновационного потенциала в России;
– решить практическую задачу.

Содержание работы

Введение 3
1.Инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала России 4
2. Задача 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Вариант-2.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Менеджмент»

Вариант – 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы инновационного потенциала в России и в ее регионах все чаще становятся проблемой. Однако интерес к ним не так возрастает, как хотелось бы. Проанализировав литературу можно сказать, что во многих российских регионов инновационная подсистема слабо развита, имеет низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также низкий уровень НИОКР. Государственные программы, нацеленные на поддержку малых и средних организаций, имеющих достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест, не стимулируют эффект внедрения инноваций, основанных на знаниях. В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в слишком малом объеме, чтобы иметь существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов, широкая информатизация экономического пространства, информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов.

Все вышесказанное свидетельствуют о необходимости комплексного рассмотрения проблем, связанных с управлением развитием инновационного потенциала в регионах в новых условиях информационной открытости, а также определяют актуальность темы исследования.

Цель контрольной работы заключается в исследовании инновационного потенциала России и его оценке. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть инновационный потенциал;

– ознакомиться с оценкой инновационного потенциала в России;

– решить практическую задачу.

Объектом исследования является инновационный  потенциал регионов России.

Предметом являются организационно-экономические  отношения в области формирования и развития инновационного потенциала региона.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала России

 

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации  труда или управления, основанное на использовании достижений науки  и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.[6]

Инновационный потенциал — описание возможностей организации по достижению целей за счет реализации инновационных проектов. Для удобства анализа инновационного потенциала проекты располагают в порядке убывания эффективности, эффекты и затраты представляют в виде накопленных сумм.

Инновационный потенциал  представляет собой один из наиболее важных объектов социального развития. Его эффективная реализация в настоящее время влияет на развитие различных сфер товаров и услуг.[6]

Величина инновационного потенциала определяется наличием научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. [6]

 Сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов и стимулов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Преобладающая роль инновационного потенциала в решении актуальных проблем жизни общества оказывает неоднозначное влияние на устойчивость работы многих крупных предприятий.

Рассмотрим место и  роль инновационного потенциала среди  таких понятий, как потенциал  экономический, производственный, ресурсный, научный, технический, технологический. В техническом и технологическом потенциалах наиболее ярко выделяется часть, связанная с имеющимися видами техники и технологий, и часть, в которой сосредоточены научно-технические и научно-технологические новинки. Поэтому инновационный потенциал в широком смысле слова включает в себя часть ресурсного, производственного, технического и технологического потенциалов. Инновационный потенциал можно трактовать как организованную совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных, интеллектуальных и иных), обеспечивающих производство и воспроизводство научно-технических и технологических новшеств и возможность осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал в узком смысле слова – это набор нововведений, новшеств, подтвержденных патентами, лицензиями и другими документами, подтверждающими право интеллектуальной собственности на новшества. [1]

Состав инновационного потенциала можно представить как  совокупность:

– части трудовых ресурсов, занятых инновационной деятельностью, в их количественно-качественной определенности;

– новых комбинаций природных ресурсов;

– современных производственных фондов и технологий предприятий;

– институциональной компоненты как норм и правил осуществления новаторской деятельности;

– форм предприятий, осуществляющих инновационные процессы;

– доступность и качество информации как отчужденные от индивида и обобществленные знания, навыки и умения, а также полученные им сведения от природной и социальной среды (рис. 1).[4]

Наличие инновационного потенциала является условием, при  котором возможно эффективное развитие хозяйственного субъекта. Инновационный  потенциал предприятия необходимо рассматривать в динамике процессов  экономики, в зависимости от состояния различных рыночных структур.

Целями инновационного потенциала предприятия являются:

– разработка рекомендаций по формированию стратегии инновационного развития предприятия;

– определение слабых сторон в организации инновационных процессов на предприятиях и выработка рекомендаций по их устранению;

– подготовка информации для принятия решения о поддержке инвестиционными структурами или органами власти крупных инвестиционных проектов и программ машиностроительного предприятия.

К задачам инновационного потенциала предприятия относятся:

– определение уровня инновационной восприимчивости предприятия;

– определение уровня инновационной активности предприятия;

– определение уровня инновационной активности предприятия.

 

Рисунок 1 – Структура инновационного потенциала

«Инновационный потенциал регионов сегодня невозможно оценить объективно. Методология официальной статистики серьезно искажает реальную картину, и это затрудняет определение подходов  государственной стратегии и формирование эффективных механизмов поддержки инновационного развития», отмечает  директор Института инновационной экономики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Инна РЫКОВА.[5]

Подходы и инструменты  оценки инновационного развития регионов России актуальны, сложны и во многом продолжают оставаться дискуссионными, бурные споры на этот счет идут на федеральном и на региональном уровне.

В международной практике существует ряд таких индексов: Международный  сводный инновационный индекс; Индекс инновационной активности (руководство ОСЛО); Методика европейского рейтинга European Innovation Scoreboard (EIS). В российской практике:  Российский инновационный индекс (Минобрнауки  и ГУ-ВШЭ); Индекс Ассоциации инновационных регионов Россиии и  Минэкономразвития РФ; Индекс Центра исследований статистики и науки; Рейтинг инновационной активности Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и др.[5]

Основным минусом российских индексов является недостаточная достоверность  статистических данных, используемых для расчетов показателей и индикаторов, зачастую опирающихся на данные Росстата или показатели социологических опросов, что искажает реальное состояние инновационного развития России. В качестве примера выделим показатель Росстата –инновационной активности организаций. По этому показателю на первом месте – самой «инновационной» – оказывается Магаданская область (2010 г. – 34,3 %, 2009 г. – 33,3 %, 2008 г. – 26,9 %, при среднем уровне по России: 2010 г. – 9,5 %, 2009 г. – 9,3 % и 2008 г. – 9,4 %.)[5]

Исходя из углубленных  исследований (Государственный контракт на выполнение НИР – по заказу Правительства  РФ, 2011 г.: «Формирование научно-обоснованной системы ключевых характеристик, индикаторов и показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации»), Институтом инновационной экономики Финансового университета при Правительстве РФ  разработан Индекс инновационного развития регионов России (далее – Индекс ИРРР). Он представляет собой комплексную оценку потенциала инновационного развития и инновационного климата региона на основе системы показателей: совокупного потенциала региона, организаций, технологий. Конкурентным преимуществом Индекса является обработка статистических данных и данных финансовой отчетности системообразующих организаций как точек роста инноваций, исследование финансового механизма поддержки инновационного развития (банки, институты развития и пр.), обследования малых инновационных предприятий и др.[5]

Стратегическая задача Индекса  ИРРР – сравнительный анализ и оценка уровня инновационного развития регионов России, на основе следующих задач:

– определения эффективности  региональной инновационной политики;

– определения ориентиров для федеральной инновационной политики и бизнеса, включая прямые иностранные инвестиции, в плане инвестирования средств в объекты инфраструктуры и развития высокотехнологичного бизнеса;

– определения и расчета параметров региональных инновационных систем в целях проведения международных сопоставлений;

– повышение эффективности управления бюджетными средствами на инновационное развитие регионов;

– выявление точек роста на основе потенциала регионов и вклада в инновационное развитие.[5]

Индекс ИРРР имеет классическое построение и включает два синтетических  индикатора: обеспеченности региона и потенциала развития инновационной деятельности в регионе. Дискуссия о количестве показателей для расчета индикаторов остается открытой, в настоящее время в Индексе АИРР и Минэкономразвития РФ принято 17 показателей.

При расчете  Индекса были отдельно выделены показатели научно-технического потенциала региона  в части публикационной активности. Дело в том, что включение в  ряд индексов индекса цитируемости публикаций приводит к искажению  оценки инновационного развития региона.

Тем временем, если будет выработана единая система  оценки инновационного развития регионов России, это позволит: определить подходы  к государственной стратегии  инновационного развития в России, создать эффективные механизмы  управления инновационной активностью; сформировать эффективные взаимосвязи между институтами развития и оптимально использовать ограниченные ресурсы государства или отдельного региона.[5]

В рамках Индекса  проводится ранжирование регионов по уровню инновационного потенциала:

– регионы, инновационный потенциал которых обеспечивает их бездотационное развитие, т.е. для обеспечения инновационной деятельности не требуется дополнительных субсидий из федерального и регионального бюджетов;

– регионы, для перехода на бездотационное развитие которых требуется бюджетная поддержка развития инновационного и научно-производственного потенциала;

– регионы, обладающие высокой концентрацией научно-технического потенциала, но в силу специфики основной деятельности в принципе не могут развиваться без дотаций из бюджетов различных уровней.[5]

Структура выручки  мегаполисов в 2010 г. Основные результаты проведенных исследований показали, что в отраслевой структуре добавленной  стоимости в 2009 г. доминирует:

– 38 регионов в сфере обрабатывающих производств (Сахалинская область – 55,7%, Липецкая область – 42,8%, Вологодская область – 36,6%);

– 13 регионов в сфере оптовой и розничной торговли (г. Москва – 33,0%, Республика Дагестан – 26,1%, Тамбовская область – 25,5% и др.).

Структурные диспропорции в развитии экономики регионов приводят к нарушению баланса в имущественном комплексе и структуре выручки регионов, и приводят к существенной доле оптовой и розничной торговли в структуре выручки. В качестве примера рассмотрим структуру активов и выручки мегаполисов г. Москва и г. Санкт-Петербург. В 2010 г. в г. Москве основная доля активов приходится на вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования – 67,2 %, а в г. Санкт-Петербурге на оптовую торговлю – 14,5 %, при этом следует отметить более диверсифицированную структуру активов в г. Санкт-Петербурге. В тоже время в 2010 г. выручка от финансового посредничества в г. Москве – 28,6%, а в г. Санкт-Петербурге основная доля выручки от оптовой торговли – 32,1%.[5]

Информация о работе Инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала России