Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:25, контрольная работа
Инновационный потенциал организации – это совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности.
1. Инновационный потенциал организации
2. Конкурентные преимущества инновационного продукта
Список использованной литературы
Содержание
1. Инновационный потенциал организации
2. Конкурентные преимущества инновационного продукта
Список использованной литературы
1. Инновационный потенциал организации
Инновационный потенциал организации – это совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности.
К элементам инновационного потенциала организации относятся:
- материально-технические ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- организационные ресурсы;
- кадровые ресурсы;
- социально-психологические факторы.
Общий потенциал организации
может быть структурированный с производственно-
Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи.
Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.
Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия.
Для проведения инновационных процессов оргаиация должна располагать: свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок; соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; сотрудниками, способными генерировать неординарные решения. Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей». Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности. Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.
Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.
Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:
- научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);
- показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.);
- продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);
- характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Инновационный потенциал зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально - квалификационного состава промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и тому подобное. Поэтому оценивание инновационного потенциала является необходимой составляющей процесса разработки стратегии.
Структура инновационного потенциала охватывает те элементы организации, которые обусловливают ее готовность к изменениям: децентрализацию в принятии решений, низкий уровень формализации и регламентации управленческих работ, способность организационных структур гибко перестраиваться соответственно изменениям заданий и условий деятельности. Негативно влияют на инновационный потенциал централизованные иерархические организационные структуры, которые противоречат творческому характеру инновационной деятельности: стабильные отношения и процедуры менеджмента оказывают активное сопротивление любым инновациям.
Готовность организации к изменениям предусматривает детальное оценивание инновационного потенциала, с использованием схемы «ресурсы - функции - проекты». Эту схему используют еще на стадии обоснования инновационного проекта.
Она охватывает:
- описание проблемы развития предприятия и определения задания, которые входит в программу решение проблемы;
- описание среды решения проблемы (состояние внутренней среды, факторы внешней среды, которые влияют на инновационную деятельность);
- оценивание ресурсного потенциала относительно определенного инновационного задания (обеспечение проекта необходимыми для его реализации ресурсами);
- оценивания способности персонала достигать определенных результатов деятельности (ресурсное обеспечение управленческих функций);
- оценивание уровня обеспечения проекта необходимыми для его реализации функциями (функциональное обеспечение проекта);
- определение интегральной оценки потенциала организации, ее готовности решить инновационное задание;
- определение основных мероприятий, необходимых для достижения определенного потенциала относительно реализации инновационного проекта (Лапин Е.В. Экономический, 2002).
Еще одним способом оценивания инновационного потенциала организации является SWOT-анализ, который дает возможность не просто оценить способность организации реализовывать инновации, но и определить, каким образом влияет на эту способность инновационный климат внешней среды. Стандартная методика SWOT-анализа осмысливается с точки зрения инновационных возможностей, которые может предоставить среда ведения хозяйства и потенциал самой организации. В процессе анализа фиксируют:
- сильные стороны потенциала фирмы, которые обеспечат ей использование возможностей, что появились во внешней среде; это помогает определить соответствующую стратегию их использования;
- слабые стороны потенциала фирмы, которые
лишают ее шанса использовать новые возможности
или создают угрозы для ее существования.
Благодаря высокому инновационному
потенциалу организация может оперативно
реагировать на изменения внешней среды,
вести инновационный поиск и осуществлять
организационные изменения. Низкий потенциал
не обеспечивает такой возможности; новации
при этих условиях вводятся редко и только
тогда, когда фирма начинает чувствовать
трудности со сбытом своей продукции.
Однако разработка инновационных решений
в ответ на возникновение проблемы является
неэффективной. Инновационная политика
предприятия масс быть результатом глубокого
исследования рынка, постоянного мониторинга
действий конкурентов, должна противиться
на современные научно-технические достижения
в соответствующей отрасли и эффективное
использование интеллектуального и творческого
потенциала работников. Это будет давать
возможность высшему менеджменту разрабатывать
оптимальные инновационные стратегии,
которые будут формировать стратегические
преимущества предприятия в долгосрочной
перспективе (Лапин Е.В. Экономический,
2002).
Управление организацией
требует разнообразных
2. Конкурентные преимущества инновационного продукта
Что представляет собой конкурентоспособность нового продукта? Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность его в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).
Каковы основные факторы конкурентоспособности продукта? Конкурентоспособность продукта определяется его свойствами, представляющими интерес для покупателей, то есть свойствами, позволяющими продукту обеспечивать удовлетворение потребностей покупателей в условиях рынка.
Конкурентоспособность нового продукта обусловлена:
- соответствием качества продукта сложившимся стандартам;
- более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
- уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
- наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
- соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
рекламой.
Для достижения конкурентных преимуществ фирма должна обладать соответствующей инновационной стратегией поведения на рынке. Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности. Конкуренция заставляет предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать издержки производства, оперативно реагировать на изменение желаний потребителей. В то же время конкуренция в области инновационной деятельности - это своего рода конкурс неординарных решений научно-технических, социально-экономических и других не менее важных проблем.
Конкуренция в инновационной сфере имеет следующие особенности:
- конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
- конкуренция способствует тому, что предприниматели
стараются освоить продукцию высокого
качества по ценам рынка в целях удержания
потребителей;
- конкуренция стимулирует использование
наиболее эффективных способов производства;
- конкуренция вынуждает предпринимателя
постоянно искать и находить новые виды
продуктов и услуг, которые нужны потребителям
и могут удовлетворять потребности рынка.