Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности деятельности инновационного менеджера.
Задачи работы:
1. Определить инновации как источники инновационных возможностей менеджера
2. Проанализировать основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру
3. Изучить образ инновационного менеджера XXI века
4. Сформулировать выводы по работе
Введение 3
1. Инновации как источники инновационных возможностей менеджера 5
1.1. Понятие инновации 5
1.2. Принципы инновации 10
2. Основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру 13
2.1. Понятие инновационного менеджера 13
2.2. Требования к инновационному менеджеру 15
2.3. Качества выдающегося менеджера 16
2.4. Задачи менеджера инновационного предприятия 18
2.5. Модель менеджера инновационного предприятия 19
3. Образ инновационного менеджера XXI века: альтернативные пути становления и развития 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Актуальность данной темы обусловлена тем, что инновационный менеджмент - одна из основных сфер деятельности любой организации и фирмы. Под инновацией (нововведением) подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Многие уходя в инновационную сферу не соответствуют требованиям инновационного менеджера. В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, и пойдет речь в этой курсовой.
Инновационный менеджер – не начальник в традиционном смысле этого слова, а равный среди партнеров. Вместе с тем он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет поиски цели, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью, и благодаря общей стратегии, а в случае необходимости путем изменения стратегии сплачивается в поиске и реализации решения проблемы.
При этом современный инновационный менеджер должен научится ценить время подчиненных, уметь критиковать и воспринимать критику, руководитель должен быть приветливым и тактичным, уметь говорить и слушать, должен знать своих подчиненных; особенно это важно в больших коллективах, где всегда есть опасность что человек может быть невостребованным. Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Менеджер должен также быть управленцем, управлять персоналам, иметь к ним свой подход, иметь способности стимулировать работников и целенаправленно их направлять на достижение целей в производстве. Также должен иметь свой стиль руководства. Стиль руководства -это стереотипное поведения руководителя с построением взаимоотношения с подчиненными и принятие управленческих решений. Прежде чем определить стиль управления того или иного, необходимо рассмотреть следующие критерии: Пол, возраст, стаж работы, темперамент, уровень интеллекта, образования, личностные особенности, потенциал и т.д. В мировой практике различат три стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
Безусловный признак успеха компании — это умение делать что-либо в своей области лучше конкурентов. Руководство должно быть ориентировано на создание устойчивого имиджа уникальности продукции компании.
Цель данной работы - рассмотреть особенности деятельности инновационного менеджера.
Задачи работы:
1. Определить инновации как источники инновационных возможностей менеджера
2. Проанализировать основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру
3. Изучить образ инновационного менеджера XXI века
4. Сформулировать выводы по работе
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей
отличает инновационный тип мышления.
Предпринимательство
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим, да и вообще, чем-то вещественным. Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.1
Рассмотрим последовательно
все вышеперечисленные
Неожиданное событие
Неожиданный успех. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем неожиданный успех. Нет области, в которой инновационные возможности были бы связаны с меньшим риском, а осуществление инноваций было бы менее трудоёмко. Однако неожиданным успехом чаще всего пренебрегают, даже хуже, руководство склонно его энергично отталкивать. Дело в том, что руководству трудно примириться с неожиданным успехом. Это требует решимости, способности смотреть в лицо
реальности, конкретных политических мер и смирения, позволяющего сказать: "Мы были неправы". Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства.
Неожиданный успех - не просто благоприятная возможность для нововведений, он сам вызывает необходимость этих нововведений. Неожиданный успех необходимо изучить с целью выявления следующих из него инновационных возможностей, задаваясь следующими вопросами:
Неожиданная неудача.
Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнутыми и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных возможностей они воспринимаются ещё реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, алчности, некомпетентности в планировании или исполнении. Но если проект терпит неудачу, невзирая на тщательное планирование и добросовестное исполнение, - такая неудача указывает на необходимость изменений, то есть на скрытые инновационные возможности.
Несоответствие между
Несоответствие - это расхождение, диссонанс между тем, что есть и тем, что "должно быть". Если воспользоваться геологическим термином, то можно сказать, что несоответствие говорит о скрытом "разломе". Такой "разлом" напрямую говорит о необходимости произвести инновацию. Он создаёт нестабильность, в которой очень небольшие усилия могут сдвинуть огромные массы и перестроить целые социально- экономические структуры.
Однако несоответствия, как правило, не проявляются в цифрах и отчётах, получаемых руководителями, то есть в них больше качественного, а не количественного аспекта. Различают следующие виды несоответствий:
Потребности производственного процесса.
"Возможность - есть источник
инновации" - так можно охарактеризовать
лейтмотив двух предыдущих
Итак, для претворения в жизнь инновационных решений, основывающихся на потребности производственного процесса, требуется наличие пяти основных критериев:
Существует также три основных ограничивающих фактора, без которых осуществление такой инновации не будет возможно:
Отраслевые и рыночные структуры.
При рыночных или отраслевых структурах
ведущие производители
Быстрый рост отрасли. Если отрасль растёт значительно быстрее, чем численность населения или экономика в целом, то можно с высокой достоверностью предсказать, что её структура резко изменится – самое позднее в тот момент, когда объём выпуска в этой отрасли удвоится. Существующая практика всё ещё приносит успех, поэтому никто не склонен с ней расставаться. Однако, она подвержена процессу стремительного устаревания и необходимо улавливать новые тенденции. К тому времени, когда растущая отрасль удваивает свой объём производства, она, как правило, перестаёт адекватно понимать и обслуживать свой рынок. Традиционное деление рынка на сегменты более не отражает реальности, оно отражает лишь историю. Однако многие видят отрасль такой, какой она была всегда, без учёта времени и происходящих перемен. В этом - объяснение успеха многих новаторов.3
Другим признаком, почти наверняка указывающим на приближение структурных изменений является сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными. Отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней.
Демографические факторы. Под демографическими изменениями понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. Такие изменения обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия. Важность демографических факторов признавали всегда, но и по сей день их редко учитывают в повседневной деятельности. Считается, что они происходят настолько медленно, растягиваются на столь долгий срок, что не имеют практического значения. Это не так. Демографические показатели весьма нестабильны, характеристики населения меняются очень быстро и неожиданно.
Таким образом, демографические изменения представляют собой высокопродуктивный и высоконадёжный источник инноваций для тех, кто готов производить самостоятельные практические исследования реальных ситуаций, анализировать тенденции. Такой анализ всегда должен начинаться с оценки состава населения, то есть, например, его численности или возрастной структуры, в которой следует обратить внимание на смещения в возрастной группе, которая в данное время представляет собой крупнейшую и наиболее быстрорастущую часть населения. Также важное значение имеет уровень образования, профессиональный уровень и уровень доходов.
Изменения в ценностных установках и в восприятии. Явление восприятия вряд ли можно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Изменение в восприятиях остаётся фактом. Восприятия практически не поддаются количественному определению, к тому времени, когда их количественное определение становится возможным, они уже перестают быть источником нововведений. Вместе с тем восприятия могут быть охарактеризованы, проверены и использованы.
Однако следует учесть, что многое из того, что на первый взгляд кажется радикальными изменениями, на самом деле оказывается проходящим увлечением, а то и просто кратковременной причудой. Потенциальные возможности нововведений, основанных на переменах в восприятии, в принципе признаются, но практический характер таких нововведений часто отрицается. При проведении таких инноваций очень важен временной аспект. Имеется в виду, что только точный выбор и расчёт времени делают такие инновационные мероприятия удачными.
Таким образом, в силу неопределённости этого источника инновационных идей, в силу того, что очень трудно знать заранее, является ли новое восприятие результатом радикальных перемен, или это просто временное увлечение, а также в силу малой предсказуемости последствий нововведение, основанное на этом источнике, должно внедряться постепенно и быть узкоспециализированным.4