Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:16, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности деятельности инновационного менеджера.
Задачи работы:
1. Определить инновации как источники инновационных возможностей менеджера
2. Проанализировать основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру
3. Изучить образ инновационного менеджера XXI века
4. Сформулировать выводы по работе
Введение 3
1. Инновации как источники инновационных возможностей менеджера 5
1.1. Понятие инновации 5
1.2. Принципы инновации 10
2. Основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру 13
2.1. Понятие инновационного менеджера 13
2.2. Требования к инновационному менеджеру 15
2.3. Качества выдающегося менеджера 16
2.4. Задачи менеджера инновационного предприятия 18
2.5. Модель менеджера инновационного предприятия 19
3. Образ инновационного менеджера XXI века: альтернативные пути становления и развития 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Новые знания. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Знания совершенно необязательно должны быть научными или техническими. Такие нововведения отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости.
Вот их основные отличия:
Сначала надо заметить, что существуют нововведения, основывающиеся не на указанных выше источниках. Такие нововведения являются результатом "озарения", а не хорошо налаженной, целенаправленной и упорной работы; они характеризуются бессистемностью и неорганизованностью, они не могут быть воспроизведены, им нельзя обучить, они не поддаются изучению. Такие "гениальные озарения", как правило, очень редки, и все они остаются лишь идеями, которые нельзя превратить в конкретное нововведение.
Только нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде (которые составляют более 90 процентов всех эффективных нововведений), можно обсуждать и представлять в виде примера для подражания. Тогда для таких нововведений основополагающие принципы новаторской деятельности будут следующими:
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.
Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, цель их применения не обязательно должно быть создание "большого бизнеса". К тому же, как показывает практика, невозможно заранее предсказать, станет ли данное нововведения основой для большого бизнеса или его ждут лишь скромные достижения. С другой стороны, надо помнить, что если нововведение не нацелено на завоевание лидерства, то его вряд ли можно считать достаточно прогрессивным и оно вряд ли сможет приобрести надёжную репутацию.
Содержание понятия “менеджер” начинает отклоняться от первоначального и до сих пор общеупотребительного значения – управляющего, агента, маклера. В современных условиях он должен быть, прежде всего, организатором инновационного процесса.
Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который преодолевает препятствия, связанные с использованием изобретения; предпринимателя, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения. Инновационный менеджер – лицо, способное решать необычную экономическую (техническую) проблему.
В сложной организации, представляющей собой общественную систему, в запутанной ткани субъективных процессов принятия решений должен присутствовать некто, выражающий общее стремление к сохранению функциональной системы. Но этот некто не должен навязывать системе принесенное извне решение, наводить железной рукой порядок в хаосе, а должен найти единомышленников, чтобы выработать согласованные действия, ведущие к общей цели. Инновационный менеджер – не начальник в традиционном смысле этого слова, а равный среди партнеров. Вместе с тем он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет поиски цели, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью, и благодаря общей стратегии, а в случае необходимости путем изменения стратегии сплачивается в поиске и реализации решения проблемы.
Предпринимательская философия нацеливает на познание и осмысление проблем. В поисках консенсуса важно, чтобы люди имели возможность выражать свои мысли, выслушивать друг друга и находить общее нестандартное решение. Именно к этому стремится инновационный менеджер. Он исследует внешнюю среду, и его не нужно стимулировать для того, чтобы выступить инициатором нововведения. Он не боится трудностей и неприятностей, если приходится защищать нетривиальные идеи от нападок.6
Инновационный менеджер
– это человек, которого выделяет
среда в нестабильном мире, который
может найти прочное основание
в этом окружающем его мире. Он владеет
предпринимательской
Для реализации своих целей инновационный менеджер должен обладать широкими знаниями, высокой культурой, незаурядной способностью видеть и решать проблемы, но он не может знать всего их многообразия. С помощью модели и соответственно интерактивной стратегии, ведя сознательный поиск вариантов в процессе решения конкретных проблем, он может найти альтернативные варианты, но заранее, прежде чем приступить к делу, не может рассчитывать на нахождение лучшего ответа. Наряду с одержимостью и энтузиазмом инновационный менеджер должен так подходить к поиску альтернатив, конструированию неизвестного и необычного решения, как это делает инженер. Последний конструирует из известных частей в какой-то мере неизвестную форму, образ которой уже сформировался. Такой образ в мышлении инновационного менеджера является менее определенным, но все же выбор альтернатив означает, в сущности, выполнение конструкторской функции, т. е. “конструирование” результата и ведущего к нему пути. В рамках организации инновационный менеджер должен переступить не всегда видимые, но хорошо ощутимые границы. Он также должен идти на компромиссы, осознавая, что каждый компромисс резко сокращает количество альтернативных решений и ограничивает свободу выбора. Соотношение между ограниченной автономией и более или менее значительной зависимостью ставит инновационного менеджера перед противоречием между динамичным развитием и состоянием равновесия.
Инновационный менеджер достигает цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому общественно-техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные системы, в селекции, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный “прорыв” к новому состоянию организации.
Инновационный менеджер может считать свою работу на данном этапе завершенной, когда организация достигнет формы как бы координированного, автономного и кооперативного множества предприятий. Однако если координационные мероприятия становятся неудовлетворительными, прежние связи рвутся, кооперация прекращается и создается новый координационный центр.
В руках менеджера инновация
– это средство осуществления
долгосрочных целей, форма и содержание
предпринимательской
Резюмируя все выше написанное, можно сделать вывод, что менеджер должен обладать следующими навыками и способностями:
Руководителям необходим успех, так как, не имея успеха, ни один менеджер не останется менеджером; его освободят от должности, а его место предложат другому, более работоспособному сотруднику. Успеху альтернативы нет.
Можно рассмотреть это дело повнимательней и попытаться понять, из чего складывается успех. Это результат пяти важных качеств и способностей, которые выделяют выдающего менеджера.7