Иновационный менеджер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности деятельности инновационного менеджера.
Задачи работы:
1. Определить инновации как источники инновационных возможностей менеджера
2. Проанализировать основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру
3. Изучить образ инновационного менеджера XXI века
4. Сформулировать выводы по работе

Содержание работы

Введение 3
1. Инновации как источники инновационных возможностей менеджера 5
1.1. Понятие инновации 5
1.2. Принципы инновации 10
2. Основные знания и навыки, необходимые инновационному менеджеру 13
2.1. Понятие инновационного менеджера 13
2.2. Требования к инновационному менеджеру 15
2.3. Качества выдающегося менеджера 16
2.4. Задачи менеджера инновационного предприятия 18
2.5. Модель менеджера инновационного предприятия 19
3. Образ инновационного менеджера XXI века: альтернативные пути становления и развития 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

инновационный менеджер.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Новые знания. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Знания совершенно необязательно должны быть научными или техническими. Такие нововведения отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости.

Вот их основные отличия:

    1. Время протекания у таких инноваций самое большое. 
      Во-первых, немало времени проходит между возникновением нового знания и его воплощением в технологии. 
      Во-вторых, новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге только через длительный промежуток времени. Причём это относится не только к области науки и техники. Нововведения, основанные на социальном знании, также подолгу пробивают себе дорогу.
    2. Эти инновации строятся на конвергенции (сочетании) нескольких видов знаний, совершенно не обязательно относящихся к области науки и техники. До тех пор, пока не соединятся воедино все необходимые знания, любые инновационные мероприятия, в основе которых лежат новые знания будут обречены на неудачу. Проведение нововведения становится реальным только тогда, когда уже имеются все необходимые данные и имеются прецеденты их использования.
    3. Реализация таких инноваций характеризуется высокой степенью риска, непредсказуемостью. Разновидностью таких нововведений являются нововведения, в основе которых лежит блестящая идея. В количественном отношении они превышают все остальные виды нововведений, вместе взятые. Блестящая идея - наиболее рискованный и наименее надёжный источник инновационных возможностей. Никогда нельзя сказать заранее, какие из этих нововведений имеют шанс на успех, а какие - нет.

1.2. Принципы инновации

Сначала надо заметить, что  существуют нововведения, основывающиеся не на указанных выше источниках. Такие нововведения являются результатом "озарения", а не хорошо налаженной, целенаправленной и упорной работы; они характеризуются бессистемностью и неорганизованностью, они не могут быть воспроизведены, им нельзя обучить, они не поддаются изучению. Такие "гениальные озарения", как правило, очень редки, и все они остаются лишь идеями, которые нельзя превратить в конкретное нововведение.

Только нововведения, основанные на анализе, системе и  упорном труде (которые составляют более 90 процентов всех эффективных нововведений), можно обсуждать и представлять в виде примера для подражания. Тогда для таких нововведений основополагающие принципы новаторской деятельности будут следующими:

  1. Целенаправленные, систематизированные нововведения начинаются с анализа возможностей: прежде всего анализируются источники инновационных возможностей. В разных областях, в разное время разные источники имеют разное значение. Демографические изменения, например, практически не играют роли в области фундаментальных производственных процессов, где проявляется несоответствие между экономическими реалиями. С аналогичных позиций, новые знания могут не представлять особой важности для тех, кто имеет целью внедрить новый социальный инструмент для удовлетворения потребности, появившейся в результате демографических перемен. Однако все источники инновационных возможностей должны систематически анализироваться и учитываться. Здесь недостаточно интуиции. Поиск должен быть организован и проводиться на регулярной, систематической основе.
  2. Нововведения требуют концептуальности и восприимчивости. Лучшие новаторы умеют задействовать оба полушария своего мозга. Они работают с цифрами и в то же время способны видеть живых людей. Аналитическим путём они выходят на тот тип нововведения, который более всего необходим для удовлетворения возникающих потребностей. Восприимчивость можно почувствовать и воспринять так же, как и ценностные установки. Вполне можно определить пригодность того или иного подхода с точки зрения его соответствия ожиданиям и привычкам потенциальных пользователей.
  3. Нововведения должны быть простыми и направленными, чтобы быть эффективными. Они должны подчиняться выполнению только одной задачи. Если нововведения усложнены, то они не срабатывают. Всё новое всегда пробивает себе дорогу с большим трудом, а если это новое ещё и усложнено, то возникает большая вероятность принятия неверных решений, которые исправить крайне трудно или просто невозможно. Все эффективные нововведения на редкость просты. Даже нововведения, создающие новые потребности и новые рынки должны быть точно направлены и иметь конкретно-прикладное значение, то есть они должны быть сфокусированы на конкретной потребности, конкретном конечном результате.
  4. Эффективные нововведения начинаются с малого. Они не должны носить универсальный характер и призваны решить только одну конкретную задачу. Они могут быть вообще предельно элементарными, как, например, помещение строго определённого количества спичек в один коробок, что дало возможность автоматизировать процесс упаковки. Грандиозные идеи и планы, выдвинутые с целью сделать переворот в отрасли, вряд ли сработают.5

Итак, нововведения нужно  начинать с малого, то есть таким  образом, чтобы на начальном этапе  не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

Хотя нововведения задумываются в основном для выхода на лидирующую позицию, цель их применения не обязательно должно быть создание "большого бизнеса". К тому же, как показывает практика, невозможно заранее предсказать, станет ли данное нововведения основой для большого бизнеса или его ждут лишь скромные достижения. С другой стороны, надо помнить, что если нововведение не нацелено на завоевание лидерства, то его вряд ли можно считать достаточно прогрессивным и оно вряд ли сможет приобрести надёжную репутацию.

 

2. Основные знания и навыки, необходимые  инновационному менеджеру

2.1. Понятие инновационного менеджера

Содержание понятия  “менеджер” начинает отклоняться  от первоначального и до сих пор  общеупотребительного значения – управляющего, агента, маклера. В современных условиях он должен быть, прежде всего, организатором инновационного процесса.

Инновационным менеджером можно считать изобретателя, который  преодолевает препятствия, связанные  с использованием изобретения; предпринимателя, который пользуется монополией на результаты умственного труда, предоставленной ему благодаря приобретению патента, берется за реализацию чужой идеи, инициирует ее практическое осуществление; активного консультанта, который ориентирует общественное мнение на применение нововведения. Инновационный менеджер – лицо, способное решать необычную экономическую (техническую) проблему.

В сложной организации, представляющей собой общественную систему, в запутанной ткани субъективных процессов принятия решений должен присутствовать некто, выражающий общее  стремление к сохранению функциональной системы. Но этот некто не должен навязывать системе принесенное извне решение, наводить железной рукой порядок в хаосе, а должен найти единомышленников, чтобы выработать согласованные действия, ведущие к общей цели. Инновационный менеджер – не начальник в традиционном смысле этого слова, а равный среди партнеров. Вместе с тем он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет поиски цели, приводит в движение тех, кто идентифицирует себя с этой целью, и благодаря общей стратегии, а в случае необходимости путем изменения стратегии сплачивается в поиске и реализации решения проблемы.

Предпринимательская философия  нацеливает на познание и осмысление проблем. В поисках консенсуса важно, чтобы люди имели возможность  выражать свои мысли, выслушивать друг друга и находить общее нестандартное решение. Именно к этому стремится инновационный менеджер. Он исследует внешнюю среду, и его не нужно стимулировать для того, чтобы выступить инициатором нововведения. Он не боится трудностей и неприятностей, если приходится защищать нетривиальные идеи от нападок.6

Инновационный менеджер – это человек, которого выделяет среда в нестабильном мире, который  может найти прочное основание  в этом окружающем его мире. Он владеет  предпринимательской философией. Это  позволяет ему подвергать систематической оценке технологическое развитие и его общественно-экономические последствия, модифицировать кратко- и среднесрочные цели, в зависимости от ситуации изменять и перспективную стратегию. Непрерывно оценивать развитие внешней среды, формирование рынка, прогресс, достигаемый соперниками, международные позиции технологии и ее связь с другими технологиями. Без соответствующей философии такие оценки разобщаются, перестают составлять единое целое, исследования и другие инновационные фазы ориентируются на узкие групповые цели.

Для реализации своих целей инновационный  менеджер должен обладать широкими знаниями, высокой культурой, незаурядной  способностью видеть и решать проблемы, но он не может знать всего их многообразия. С помощью модели и соответственно интерактивной стратегии, ведя сознательный поиск вариантов в процессе решения конкретных проблем, он может найти альтернативные варианты, но заранее, прежде чем приступить к делу, не может рассчитывать на нахождение лучшего ответа. Наряду с одержимостью и энтузиазмом инновационный менеджер должен так подходить к поиску альтернатив, конструированию неизвестного и необычного решения, как это делает инженер. Последний конструирует из известных частей в какой-то мере неизвестную форму, образ которой уже сформировался. Такой образ в мышлении инновационного менеджера является менее определенным, но все же выбор альтернатив означает, в сущности, выполнение конструкторской функции, т. е. “конструирование” результата и ведущего к нему пути. В рамках организации инновационный менеджер должен переступить не всегда видимые, но хорошо ощутимые границы. Он также должен идти на компромиссы, осознавая, что каждый компромисс резко сокращает количество альтернативных решений и ограничивает свободу выбора. Соотношение между ограниченной автономией и более или менее значительной зависимостью ставит инновационного менеджера перед противоречием между динамичным развитием и состоянием равновесия.

Инновационный менеджер достигает  цели посредством развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкой кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому общественно-техническому развитию и рыночной экспансии. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие и надежно развивающиеся функциональные системы, в селекции, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует мощный “прорыв” к новому состоянию организации.

Инновационный менеджер может считать свою работу на данном этапе завершенной, когда организация достигнет формы как бы координированного, автономного и кооперативного множества предприятий. Однако если координационные мероприятия становятся неудовлетворительными, прежние связи рвутся, кооперация прекращается и создается новый координационный центр.

В руках менеджера инновация  – это средство осуществления  долгосрочных целей, форма и содержание предпринимательской деятельности. Чтобы современное хозяйственное  предприятие достигло успеха, руководить им должен инновационный менеджер.

2.2. Требования к инновационному  менеджеру

  • Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
  • Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
  • Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
  • Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
  • Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения – зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.
  • Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимым выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать ни изменения ситуации.
  • Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
  • Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.
  • Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.
  • Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.
  • Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Резюмируя все выше написанное, можно сделать вывод, что менеджер должен обладать следующими навыками и способностями:

  • Способность управлять собой
  • Разумные личные ценности
  • Четкие личные цели
  • Упор на постоянный личный рост
  • Навык решать проблемы
  • Изобретательность и способность к инновациям
  • Высокая способность влиять на окружающих
  • Знание современных управленческих подходов
  • Способность руководить
  • Умение обучать и развивать подчиненных
  • Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

2.3. Качества выдающегося менеджера

Руководителям необходим  успех, так как, не имея успеха, ни один менеджер не останется менеджером; его освободят от должности, а его место предложат другому, более работоспособному сотруднику. Успеху альтернативы нет.

Можно рассмотреть это  дело повнимательней и попытаться понять, из чего складывается успех. Это результат  пяти важных качеств и способностей, которые выделяют выдающего менеджера.7

  • Хороший менеджер умеет организовать. С одной стороны, это касается организации самой фирмы (дела) – ее построение и “запуск”. С другой стороны, руководители должны организовывать свою работу и тем самым самих себя. Опытный менеджер не будет все делать сам. Важные поручения он передаст своим сотрудникам, он, так сказать, их делегирует. Американцы говорят так: делегировать – значит вместе нести рабочие заботы. Таким образом возрастает заинтересованно<span class="dash0414_0438_043d_0438_043d_0020_0441_0442_0438_0

Информация о работе Иновационный менеджер