Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:46, реферат
В данной работе нас интересует дискурс, рассматриваемый в свете лингвистики. В современной лингвистике термин «дискурс» близок по смыслу к понятию «текст». Большое количество русских эквивалентов: дискурс, речь, тип речи, текст, тип текста связный текст, текст связной речи - свидетельствуют о неоднозначной сущности этого понятия.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС
Понятие «дискурс» в лингвистике неоднозначно, существует множество подходов к исследованию дискурса и , следовательно, его определений. Четкого и общепризнанного определения «дискурс» не существует, однако следует отметить широкую популярность, приобретенную этим термином в последнее время.
Дискурс является объектом междисциплинарного изучения. Кроме лингвистики, с изучением этого понятия связаны многие науки, например, такие как, политология, история, искусствоведение, юриспруденция, психология, педагогика и так далее. Каждая из этих дисциплин подходит к изучению дискурса по-своему.
В данной работе нас интересует дискурс, рассматриваемый в свете лингвистики. В современной лингвистике термин «дискурс» близок по смыслу к понятию «текст». Большое количество русских эквивалентов: дискурс, речь, тип речи, текст, тип текста связный текст, текст связной речи - свидетельствуют о неоднозначной сущности этого понятия.
Американский лингвист Д.Шифрин рассматривает дискурс как высказывание. Согласно его определению, «дискурс это не просто набор изолированных единиц языковой структуры «выше предложения», а целостная совокупность функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка».
Изучая сходства и различия между текстом и дискурсом, Т.А. ван Дейк отмечает, что «дискурс – это актуально произнесенный текст, а “текст” – абстрактная грамматическая структура произнесенного. «Дискурс» – это понятие, касающееся актуального речевого действия, тогда как “текст” – это понятие, касающееся системы языка. Текст – это абстрактный теоретический конструкт, реализующийся в дискурсе». [4]
В.В.Богданов рассматривает речь и текст как два аспекта дискурса. «Не всякая речь поддаётся текстовому перекодированию и не любой текст можно «озвучить». Поэтому дискурс понимается широко – как «всё, что говорится и пишется, другими словами, как речевая деятельность, являющаяся в то же время и языковым материалом в любой его презентации – звуковой или графической. Текст в узком смысле понимается как «языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма. Таким образом, термины речь и текст будут видовыми по отношению к объединяющему их родовому термину дискурс». [2]
Некоторые лингвисты трактуют дискурс как интерактивный способ речевого взаимодействия, в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору; это сближает данное противопоставление с традиционной оппозицией диалога и монолога.
Таким образом, исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод, что в современной лингвистике под текстом понимается абстрактная, формальная конструкция, под дискурсом – различные виды и способы её применения в речи.
В данном исследовании дискурс рассматривается как сложное коммуникативное явление, как устное речевое действие, включающее как социальный контекст, дающий представление об участниках коммуникации и их характеристиках, так и процессы производства и восприятия сообщения.
При изучении дискурса встает вопрос о его классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. В основе разграничения видов дискурса лежат такие аспекты как степень формальности а так же разделение дискурса на устный и письменный.
Российский учёный В.И.Карасик выделяет два особых типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный) дискурс. «В первом случае говорящий выступает как личность со своим богатым внутренним миром, во втором случае - как представитель той или иной социальной группы». [1] «Институциональный дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений и выделяется на основании двух признаков: цели и участники общения». [1]
Институциональный
дискурс характеризует
Всякий институциональный
дискурс использует определенную систему
профессионально-
« Институциональный дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений» [1, 14]. В современном обществе существуют следующие виды институционального дискурса: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Однако, этот список неокончателен, так как само понятие дискурса изменчиво. «Институциональный дискурс выделяется на основании двух системообразующих признаков: цели и участники общения» [1, 15]. Например, «цель политического дискурса – завоевание и удержание власти, педагогического дискурса – социализация нового члена общества, делового дискурса – установление взаимовыгодных деловых отношений между организациями» и т.д. Основными участниками институционального дискурса являются представители определенного института; люди, обращающиеся к ним а также представители других институтов, которые сотрудничают с ними.
«Признаки институциональности фиксируют ролевые характеристики говорящего и слушающего, типичные хронотопы, символические действия, трафаретные жанры и речевые клише. Таким образом, институциональное общение – это коммуникация в своеобразных масках» [2, 66]. Именно трафаретность общения принципиально отличает институциональный дискурс от персонального (бытового).
Специфика институционального дискурса раскрывается в его типе, т.е. в типе общественного института, который он характеризует. Институциональный дискурс зачастую связывается с определенными функциями людей, сооружениями, построенными для выполнения данных функций, а также характерными текстами, производимыми в том или ином социальном институте. Однако, часто можно наблюдать смешение признаков различных дискурсов в том или ином институте. (Например, реклама в медицинском учреждении, или разговор на личные темы на собеседовании). Это явление объясняется неоднозначностью понятия дискурса а также динамичностью этого явления.
Как уже упоминалось выше, каждый институт отличается от другого определенным набором характерных ему речевых формул и клише. Коммуникативные клише в рамках институционального дискурса являются своеобразными ключами для понимания всей системы отношений в соответствующем институте.
Данное исследование основанно на изучении материалов, представляющих собой деловой дискурс.
«Институциональный деловой дискурс — сложный объект, имеющий ряд институциональных и когнитивно-лингвистических особенностей, отличающих его от всех других типов дискурса». [2, 13]
Институциональный деловой
дискурс представляет собой
«К особенностям официально-делового дискурса относятся стабильность, традиционность и стандартизированность, поскольку сферой его применения являются деловые отношения между людьми, учреждениями и государствами» [3]. Поскольку официально-деловой дискурс, как уже отмечалось, характеризуется строгой точностью, объективностью, конкретностью и отсутствием эмоциональности, то и выбор средств для него определяется данными характеристиками. Существование и развитие делового дискурса, а также коммуникативные механизмы и набор средств выражения зависят от ситуации общения и требований современного мира бизнеса. «Именно социальный институт «деловое сообщество» детерминирует использование языка, «вживляет» определенные знания и представления в личность каждого участника делового сообщества, диктует стратегии и тактики взаимодействия социальных групп и индивидов» [3, 50]. «Институциональный деловой дискурс является сложным, многоаспектным образованием, где каждая входящая в его состав область имеет своего, только ей присущего адресата и адресанта, цели и задачи коммуникации, ситуации взаимодействия, интенции и стратегии их достижения» [3, 51]. Основными причинами, определяющими динамизм делового дискурса, являются постоянное развитие общества, бизнеса, разная степень взаимодействия и обмена информацией между членами бизнес-сообщества; изменение данного сообщества в процессе мировой глобализации.
«С учетом многоаспектности исследуемого феномена, можно говорить о том, что деловой дискурс – это система жанров, актуальных в общении специалистов в области менеджмента, маркетинга, экономики, торговли, бизнеса и т.д.Этот дискурс сводится к образцам вербального поведения, сложившимся в обществе применительно к закрепленным за экономистами сферам профессионального общения».[1, 17] Таких сфер общения в конкретном обществе может быть выделено довольно много.
Существует
различные классификации речево
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
· Приветственная речь;
· Торговая речь (реклама);
· Информационная речь;
· Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью - разговор с представителем организации с целюь получения ответов на определенные вопросы и дальнейшего использования полученных данных с целью оптимизации работы компании.
· Дискуссия;
· Совещание (собрание);
· Пресс-конференция.
· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
· Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
· Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
«Каждый из деловых речевых жанров имеет свою конкретную коммуникативную задачу и цель (обсудить, составить мнение, принять решение и т.д.), но в то же время эти задачи и цели близки тем, что это задачи и цели делового, профессионального общения определенного круга специалистов, деловых людей, в процессе делового общения эти цели и задачи нередко переплетаются друг с другом». [2]
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Далее рассмотрим отдельные виды делового общения. В данном исследовании нас интересуют виды делового общения диалогического характера, так как рассмотрение конфликтных ситуаций а так же стратегий их избегания представляется более вероятным в ситуациях общения с двумя и более участниками.
«Существует множество классификаций переговоров, однако, зачастую большое разнообразие видов переговоров сводится к трем основным разновидностям.
1. Противостояние
сторон. Стол, за которым ведутся
переговоры, уподобляется полю битвы.
Участники переговоров
2. Демонстрация
дружелюбия. Стороны занимают дружеские
позиции. Более слабая сторона
ожидает от партнера по
3. Поиск взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском решений, в максимальной мере отвечающих интересам обеих сторон. Предполагается, что собственные интересы реализуются полнее, если партнер удовлетворяет свои». [1]
Переговоры — это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.
Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы - обмен информацией - аргументация и контраргументация - выработка и принятие решений - завершение переговоров.