Институциональный дискурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

В данной работе нас интересует дискурс, рассматриваемый в свете лингвистики. В современной лингвистике термин «дискурс» близок по смыслу к понятию «текст». Большое количество русских эквивалентов: дискурс, речь, тип речи, текст, тип текста связный текст, текст связной речи - свидетельствуют о неоднозначной сущности этого понятия.

Файлы: 1 файл

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Понятие «дискурс» в лингвистике неоднозначно, существует множество подходов к исследованию дискурса и , следовательно, его определений. Четкого и общепризнанного определения «дискурс» не существует, однако следует отметить широкую  популярность, приобретенную этим термином в последнее время.

Дискурс является объектом междисциплинарного изучения. Кроме лингвистики, с изучением этого понятия связаны многие науки, например, такие как, политология, история, искусствоведение, юриспруденция, психология, педагогика и так далее. Каждая из этих дисциплин подходит к изучению дискурса по-своему.  

В данной работе нас интересует дискурс, рассматриваемый  в свете лингвистики. В современной лингвистике термин «дискурс» близок по смыслу к понятию «текст». Большое количество русских эквивалентов: дискурс, речь, тип речи, текст, тип текста связный текст, текст связной речи - свидетельствуют о неоднозначной сущности этого понятия.

        Американский лингвист Д.Шифрин рассматривает дискурс как высказывание. Согласно его определению, «дискурс это не просто набор изолированных единиц языковой структуры «выше предложения», а целостная совокупность функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка».

Изучая сходства и различия между текстом и дискурсом, Т.А. ван Дейк  отмечает, что «дискурс – это актуально произнесенный текст, а “текст” – абстрактная грамматическая структура произнесенного. «Дискурс» – это понятие, касающееся актуального речевого действия, тогда как “текст” – это понятие, касающееся системы языка. Текст – это абстрактный теоретический конструкт, реализующийся в дискурсе». [4]

В.В.Богданов рассматривает речь и текст как два аспекта дискурса. «Не всякая речь поддаётся текстовому перекодированию и не любой текст можно «озвучить». Поэтому дискурс понимается широко – как «всё, что говорится и пишется, другими словами, как речевая деятельность, являющаяся в то же  время и языковым материалом в любой его презентации – звуковой или графической. Текст в узком смысле понимается как «языковой материал, фиксированный на том или ином материальном носителе с помощью начертательного письма. Таким образом, термины речь и текст будут видовыми по отношению к объединяющему их родовому термину дискурс». [2]

Некоторые лингвисты  трактуют дискурс как интерактивный способ речевого взаимодействия, в противовес тексту, обычно принадлежащему одному автору; это сближает данное противопоставление с традиционной оппозицией диалога и монолога. 

Таким образом, исходя из рассмотренных определений, можно сделать вывод, что  в современной лингвистике под текстом понимается абстрактная, формальная конструкция, под дискурсом – различные виды и способы её применения в речи.

В данном исследовании дискурс рассматривается как сложное коммуникативное явление, как устное речевое действие,  включающее как социальный контекст, дающий представление об участниках коммуникации и их характеристиках, так и  процессы производства и восприятия сообщения.

При изучении дискурса встает вопрос о его классификации: какие типы и разновидности дискурса существуют. В основе разграничения видов дискурса лежат такие аспекты как степень формальности а так же разделение дискурса на устный и письменный.

Российский  учёный В.И.Карасик выделяет  два  особых типа дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный  (статусно-ориентированный) дискурс. «В первом случае говорящий выступает как личность со своим богатым внутренним миром, во втором случае - как представитель той или иной социальной группы». [1] «Институциональный дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений и выделяется на основании двух признаков: цели и участники общения».  [1]

Институциональный дискурс характеризует коммуникативную  ситуацию в рамках определенных общественных институтов, и, следовательно, исторически изменчив, так как при закрытии определённого института может исчезнуть их характерный для него дискурс.

Всякий институциональный  дискурс использует определенную систему  профессионально-ориентированных знаков, то есть обладает определенным характерным ему языком. Человек является участником определенного институционального пространства не только в определенной роли, но и с определёнными целями.

« Институциональный дискурс представляет собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений» [1, 14]. В современном обществе существуют следующие виды институционального дискурса: политический, дипломатический, административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный. Однако, этот список неокончателен, так как само понятие дискурса изменчиво. «Институциональный дискурс выделяется на основании двух системообразующих признаков: цели и участники общения» [1, 15]. Например, «цель политического дискурса – завоевание и удержание власти, педагогического дискурса – социализация нового члена общества, делового дискурса – установление взаимовыгодных деловых отношений между организациями» и т.д. Основными участниками институционального дискурса являются представители определенного института; люди, обращающиеся к ним а также представители других институтов, которые сотрудничают с ними.

«Признаки институциональности фиксируют ролевые характеристики говорящего и слушающего, типичные хронотопы, символические действия, трафаретные жанры и речевые клише. Таким образом, институциональное общение – это коммуникация в своеобразных масках» [2, 66]. Именно трафаретность общения принципиально отличает институциональный дискурс от персонального (бытового).

Специфика институционального дискурса раскрывается в его типе, т.е. в типе общественного института, который он характеризует. Институциональный дискурс зачастую связывается с определенными функциями людей, сооружениями, построенными для выполнения данных функций, а также характерными текстами, производимыми в том или ином социальном институте. Однако, часто можно наблюдать смешение признаков различных дискурсов в том или ином институте. (Например, реклама в медицинском учреждении, или разговор на личные темы на собеседовании). Это явление объясняется неоднозначностью понятия дискурса а также динамичностью этого явления.

           Как уже упоминалось выше, каждый  институт отличается от другого определенным набором характерных ему речевых формул и клише. Коммуникативные клише в рамках институционального дискурса являются своеобразными ключами для понимания всей системы отношений в соответствующем институте.

Данное исследование основанно  на изучении материалов, представляющих собой деловой дискурс.

 «Институциональный деловой дискурс — сложный объект, имеющий ряд институциональных и когнитивно-лингвистических особенностей, отличающих его от всех других типов дискурса». [2, 13]

 Институциональный деловой  дискурс представляет собой целенаправленную статусно-ролевую речевую деятельность людей, общей характерной чертой которых являются деловые отношения (производство товаров, торговлю, страхование, коммерцию, продажу продукции и различные услуги, такие как бухгалтерский учет, распределение и ремонт товаров, покупку, продажу товаров или услуг, предварительные переговоры по этим видам деловых отношений). Деловые отношения охватывают не только представителей организации внутри, но и связи между организациями, а также коммуникацию между организациями и отдельными индивидами, которая основывается на нормах и правилах общения, принятых в отдельно взятом деловом сообществе

«К особенностям официально-делового дискурса относятся стабильность, традиционность и стандартизированность, поскольку сферой его применения являются деловые отношения между людьми, учреждениями и государствами» [3]. Поскольку официально-деловой дискурс, как уже отмечалось, характеризуется строгой точностью, объективностью, конкретностью и отсутствием эмоциональности, то и выбор средств для него определяется данными характеристиками. Существование и развитие делового дискурса, а также коммуникативные механизмы и набор средств выражения зависят от ситуации общения и требований современного мира бизнеса. «Именно социальный институт «деловое сообщество» детерминирует использование языка, «вживляет» определенные знания и представления в личность каждого участника делового сообщества, диктует стратегии и тактики взаимодействия социальных групп и индивидов» [3, 50]. «Институциональный деловой дискурс является сложным, многоаспектным образованием, где каждая входящая в его состав область имеет своего, только ей присущего адресата и адресанта, цели и задачи коммуникации, ситуации взаимодействия, интенции и стратегии их достижения» [3, 51]. Основными причинами, определяющими динамизм делового дискурса, являются постоянное развитие общества, бизнеса, разная степень взаимодействия и обмена информацией между членами бизнес-сообщества; изменение данного сообщества в процессе мировой глобализации.

 «С учетом многоаспектности исследуемого феномена, можно говорить о том, что деловой дискурс – это система жанров, актуальных в общении специалистов в области менеджмента, маркетинга, экономики, торговли, бизнеса и т.д.Этот дискурс сводится к образцам вербального поведения, сложившимся в обществе применительно к закрепленным за экономистами сферам профессионального общения».[1, 17] Таких сфер общения в конкретном обществе может быть выделено довольно много.

Существует  различные классификации речевого общения, и в зависимости от принципа, положенного в основу классификации выделяют большое количество видов делового общения. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

·        Приветственная речь;

·        Торговая речь (реклама);

·        Информационная речь;

          ·        Доклад (на  заседании, собрании).

Диалогические виды:

        ·        Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

        ·        Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

        ·        Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

          ·        Интервью - разговор с представителем организации с целюь получения ответов на определенные вопросы и дальнейшего использования полученных данных с целью оптимизации работы компании.

         ·        Дискуссия;

·        Совещание (собрание);

·        Пресс-конференция.

·        Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

·        Телефонный разговор (дистантный), исключающий  невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или  передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами  коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные  виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По средствам  общения возможно деление на такие  четыре вида:

·        Непосредственное - осуществляемое с  помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

·        Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

·        Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

·        Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

«Каждый из деловых речевых жанров имеет свою конкретную коммуникативную задачу и цель (обсудить, составить мнение, принять решение и т.д.), но в то же время эти задачи и цели близки тем, что это задачи и цели делового, профессионального общения определенного круга специалистов, деловых людей, в процессе делового общения эти цели и задачи нередко переплетаются друг с другом». [2]

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Далее рассмотрим отдельные виды делового общения. В данном исследовании нас интересуют виды делового общения диалогического характера, так как рассмотрение конфликтных ситуаций а так же стратегий их избегания представляется более вероятным в ситуациях общения с двумя и более участниками.

«Существует множество  классификаций переговоров, однако, зачастую большое разнообразие видов переговоров сводится к трем основным разновидностям.

1. Противостояние  сторон. Стол, за которым ведутся  переговоры, уподобляется полю битвы.  Участники переговоров рассматриваются  в качестве солдат, обороняющих защитные рубежи – ранее утвержденные позиции.

2. Демонстрация  дружелюбия. Стороны занимают дружеские  позиции. Более слабая сторона  ожидает от партнера по переговорам  дружелюбного отношения и ведет  себя заискивающе.

3. Поиск взаимоприемлемого  решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском решений, в максимальной мере отвечающих интересам обеих сторон. Предполагается, что собственные интересы реализуются полнее, если партнер удовлетворяет свои». [1]

Переговоры  — это средство, взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

Ход переговоров  укладывается в следующую схему: начало беседы - обмен информацией - аргументация и контраргументация - выработка и принятие решений - завершение переговоров.

Информация о работе Институциональный дискурс