Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:02, реферат
Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Все существующее стареет, поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Инновационные возможности предприятия – это то, насколько эффективно и рационально фирма и ее руководство могут распорядиться имеющимися ресурсами в условиях внешней среды для создания и внедрения на рынки новшеств.
Введение 3
1Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия 4
1.1 Инновационный потенциал, как одна из основных характеристик инновационных возможностей 4 1.2 Понятие инновационного климата 8 1.3 Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами 9 2 Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ» 14 Заключение 19 Список использованных источников 20
Содержание
Введение 3
1Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия 4
1.1 Инновационный потенциал, как одна из основных характеристик инновационных возможностей 4 1.2 Понятие инновационного климата 8 1.3 Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами 9 2 Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ» 14 Заключение 19 Список использованных источников 20
Введение
Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Все существующее стареет, поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Инновационные возможности предприятия – это то, насколько эффективно и рационально фирма и ее руководство могут распорядиться имеющимися ресурсами в условиях внешней среды для создания и внедрения на рынки новшеств. Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы и степень зависимости от внешней среды. Возможности фирмы могут быть обусловлены также правовым регулированием поведения фирмы, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами. В данной работе мы рассмотрим инновационные возможности предприятия: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную активность предприятия.
1 Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия
1.1 Инновационный потенциал, как одна из основных характеристик инновационных возможностей
Под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. Способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [1]:
Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия. Структура состава инновационного потенциала представлена на рис. 1.
Рис. 1. Составные элементы инновационного потенциала предприятия
Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. К основным средствам относятся: машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, библиотечные фонды. Здесь важно учесть, что объект основных средств признается активом, если существует вероятность получения предприятием экономической выгоды от его использования. Оборотные активы в большей своей части представлены финансовыми ресурсами и отгруженной продукцией, которые вместе составляют финансовые возможности для последующих инвестиций и реализации проектов. Другое дело обстоит с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к небывалым результатам. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления.
Учитывая неоднородность
интеллектуального потенциала, среди
его ресурсов следует различать:
нематериальные активы, маркетинговые
ресурсы, управленческо-инфраструктурные
ресурсы и трудовые ресурсы.
В соответствии с действующим законодательством
нематериальные активы – это не овеществлённые
активы, то есть немонетарные активы, которые
не имеют материальной формы, могут быть
идентифицированные (отделенные от предприятия)
и содержаться предприятием с целью использования
в течение периода более одного года (или
одного операционного цикла, если он превышает
один год) для производства, торговли,
в административных целях или предоставленный
в аренду другим лицам[2].
Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии. Такой подход к трактовке инновационного потенциала можно считать классическим.[4]
Сегодня при выборе той или иной стратегии разработки и внедрении новых технологий недостаточно ограничиваться оценкой и учетом факторов только инновационной сферы. В настоящее время такой подход начинает изживать себя. Причиной тому является резкое сокращение срока жизни инноваций, который вызывает повышение интенсивности появления на рынке все новых и новых товаров и услуг. Практически ежедневное обновление ассортиментных рядов на отдельных товарных рынках приводит к тому, что инновационные товары, или сегодняшние новинки, назавтра таковыми не являются. На их смену приходят другие инновации. В производстве при таких условиях новые технологии очень быстро становятся текущими или даже устаревшими продуктами. Так, в мире на рынке карманных персональных компьютеров и сотовых телефонов новые модели появляются в среднем раз в три-шесть месяцев, оргтехника – чуть больше года, автомобили – через три-четыре года. Поэтому сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или существующих продуктов, и развития новых.
Другими словами, под инновационным
потенциалом предприятия в
1.2 Понятие инновационного климата
Инновационный климат –
это сложившиеся за определенный период времени условия в
окружении организации, влияющие на эффективность
ее инновационной деятельности. Состояние
внешней среды организации, содействующее
или противодействующее достижению инновационной
цели. Включает макроклимат (факторы дальнего
окружения) и микроклимат (факторы ближнего
окружения).[3]
1.3 Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами
Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот. Понятие оценки инновационной активности, как известно, тесно связано с такой экономической категорией, как инновационная деятельность, которую принято характеризовать как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Отсюда следует, что инновационный процесс (и инновационные проекты) на предприятиях изначально можно ориентировать на разработку и внедрение принципиально новых технологий и/или только улучшающих инноваций. Совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты [5]:
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си – интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.
При этом
Кис ≥ 0,10 … 0,15 – стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 – стратегия последователя.
Кпр = Пн / Чр
где: Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр – средняя численность работников предприятия, чел.
При этом
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 – стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;
Опн – стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом
Кни ≥ 0,25 … 0,30 – стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 – стратегия последователя.
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
При этом
Кот ≥ 0,35 … 0,40 – стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 – стратегия последователя.
Коп = ВРнп / ВРоб
где: ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.
При этом
Коп ≥ 0,45 … 0,50 – стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 – стратегия последователя.