Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Инновация — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Все существующее стареет, поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Инновационные возможности предприятия – это то, насколько эффективно и рационально фирма и ее руководство могут распорядиться имеющимися ресурсами в условиях внешней среды для создания и внедрения на рынки новшеств.

Содержание работы

Введение 3
1Теоретические основы, определяющие инновационные возможности предприятия 4
1.1 Инновационный потенциал, как одна из основных характеристик инновационных возможностей 4 1.2 Понятие инновационного климата 8 1.3 Инновационная активность. Коэффициенты обеспеченности предприятия ресурсами 9 2 Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ» 14 Заключение 19 Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Кир = Иис / Иоб

где:  Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

При этом

Кир ≥ 0,55 … 0,60 – стратегия лидера;

Кир ≤ 0,55 … 0,50 – стратегия последователя.

Изучив теоретические  аспекты, исследуем на примере предприятия  его инновационные возможности.

 

2 Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ»

Закрытое акционерное  общество "ЗАВ" основано в 10 ноября 2003 г. Предприятие создавалось для разработки и производства медицинской техники с применением передовых разработок в области электроники крайневысоких частот (КВЧ). В состав учредителей и собственников компании вошел автор изобретения Кожемякин Александр Михайлович. Сферой деятельности компании является продвижение технологии терапии фоновым резонансным излучением на рынок. Для достижения указанной цели планируется провести ряд необходимых НИОКР и создано собственное производство готовой продукции.

Чтобы понять какими инновационными возможностями обладает ЗАО «ЗАВ», необходимо изучить инновационный потенциал, рассмотреть инновационный климат и активность инновационной деятельности данной организации.

Начнем с оценки инновационного потенциала. Предприятие ЗАО «ЗАВ» занимает прочное и уверенное положение на рыке с двумя первыми модификациями своего инновационного прибора. Технология производства отлажена и отработана. Персонал за несколько лет производства получил бесценный опыт, доля брака стремится к нулю. Отдел НИОКР предприятие сформирован из высококвалифицированных грамотных специалистов. Организационная структура и конфигурация управления подобраны весьма оптимально и вполне соответствуют условиям внешней среды и решаемым задачам. Еще одна сильная сторона предприятия, налаженная и разветвленная система сбыта и распространения продукции (дилерские центры, интернет продажи, сетевой маркетинг). Немалое внимание со стороны руководства уделяется развитию корпоративной культуры (совершенствованию коммуникаций, созданию внутрифирменных традиций и т.д.). Однако, пожалуй главный козырь фирмы – наличие уникальной научно-технической информации в виде ноу-хау и патента на него.

В тоже время перед  ЗАО «ЗАВ» стоит ряд трудностей. Во-первых, несмотря на то, что часть  расходов по фундаментальным исследованиям берет на себя государство, оставшаяся часть требует серьезных финансовых вложений, превышающих собственные возможности фирмы. Во-вторых, руководство фирмы состоит в основном ученым-разработчикам прибора, не обладающим необходимыми знаниями в экономике, маркетинге и менеджменте. В третьих, имеющихся на данный момент материально-технических ресурсов, включая производственные площади, оборудования и др., не достаточно для запланированного расширения. В-четвертых, несмотря на устойчивый спрос, жизненный цикл имеющихся в производстве модификаций прибора близится к зрелости, что говорит о необходимости дальнейшей модернизации продукта.

Подводя итог можно утверждать, что инновационный потенциал рассматриваемой организации оказался немного выше среднего и равняется 3,63 балла. Таким образом можно сказать, что несмотря на наличие и отдельных слабостей, существенно снижающих итоговый балл, потенциал достаточен для достижения поставленных целей, решения задач и достижения успеха.          Далее рассмотрим инновационный климат ЗАО «ЗАВ». Факторы макроклимата не взаимодействуют с организацией на прямую, однако оказывают на нее сильное косвенное влияние (государственная политика, состояние экономики, НТП, экология и т.д.). В целом инновационный макроклимат климат в РФ можно характеризовать как неблагоприятный. Национальная экономика и бизнес демонстрирует не заинтересованность в инновационных разработках (используется лишь 8-10%), кроме того последствия мирового финансово-экономического кризиса отрицательно сказались и на инновационной сфере (рост ставки рефинансирования, усложнение процедуры получения кредита, ухудшение инвестиционного климата и т.д.).       Социально-культурная и политические сферы нашей страны всегда славилась своей консервативностью и новаторские решения и проекты во все времена воплощались с большим трудом. Инновациям здесь препятствуют бюрократизация органов власти, неразвитость правового обеспечения инновационной деятельности, отсутствие в образовании системы содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, консервативный менталитет нации, не достаточное внимание со стороны государственных структур всех уровней, и т.д. На рынке технологий и научно-технической информации господствуют зарубежные компании, что естественно затрудняет сотрудничество и доступ к технологиям.   Как уже говорилось в первой главе микроклимат – это ближнее окружение организации, силы и факторы, непосредственно влияющие на ее работу. Рассмотрим их более подробно.

  1. Зона хозяйствования. Сегмент рынка, в котором располагается ЗАО «ЗАВ» можно оценить как благоприятный. В связи с инновационностью продукта конкуренты фактически отсутствуют, и появление их на рынке в ближайшее время маловероятно. Отношения с поставщиками надежные, нет угрозы попадания в зависимость, вероятность срыва поставок или получения некачественных комплектующих мала. Несмотря на несколько скептическое отношение населения к продукции, сходной с выпускаемой ЗАО «ЗАВ», у организации имеется круг потенциальных клиентов, способный обеспечить необходимый объем сбыта.
  2. Зона капиталовложений. Этот фактор вызывает наибольшие опасения, т.к. разработка и коммерциализация инноваций является весьма капиталоемкой сферой деятельности и требует постоянного притока инвестиций. В данный же период в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом поток вложений существенно уменьшился.
  3. Зона новых технологий и научно-технических ресурсов. Уровень отечественных технологий не соответствует требованиям времени, однако открытые границы позволяют получить все необходимые ресурсы и технологии( оборудование, зап. части, техническая информация и т.д.)
  4. Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов. Благодаря простой конструкции прибора и рациональной технологии производства, проблем с удовлетворением ресурсных потребностей не предвидится.
  5. Зона трудовых ресурсов. Данный фактор вызывает двоякое отношение. С одной стороны на рынке сохраняется необходимое количество квалифицированных кадров. С другой стороны в связи со снижением уровня образования в постсоветской России, «утечкой мозгов» за границу, и т.д. ситуация с кадрами остается неоднозначной вы.
  6. Группы стратегического влияния. Это фактор можно охарактеризовать как негативный, т.к. группы влияние оказывают либо отрицательное воздействие (контрольные органы, экологические движения, профсоюзы), либо, что гораздо чаще, слабую поддержку (правительство, местная администрация, общественные организации, инвесторы, политики, местное население, СМИ).

Резюмируя, можно сказать, что инновационный климат в котором находится организация средний (общий балл 3), т.е угрозы и возможности уравновешивают друг друга.         Далее оценим основные параметры инновационной активности ЗАО «ЗАВ». Инновационные цель и стратегия основаны на анализе реальных показателей организации, адекватны условиям внешней и внутренней среды, и вполне жизнеспособны. Уровень мобилизации потенциала весьма высок. Уникальность и востребованность продукта делает бизнес привлекательным для инвесторов. Реакция фирмы на изменения конкурентной ситуации активная, скорость разработки и реализации инновационной стратегии достаточно высока. Корпоративная и организационная культура в организации находится на современном уровне. Таким образом, можно сказать, что уровень инновационной активности вполне обоснован.  Сделаем итоговый вывод во всем составляющим инновационных возможностей: инновационная сила организации немного выше средней, при этом основную часть негативных эффектов формируют факторы внешней среды (последствия кризиса, неразвитость российской экономики и законодательства и т.д.), внутренний же потенциал весьма высок. и вполне достаточен для реализации задуманных инноваций.

 

Заключение

Инновационная возможность  представляет собой такое направление  усилий предприятия, на котором оно может достигнуть индивидуализированного, довольно часто лидирующего или монопольного положения на рынках определенных товаров.      В ходе проведенной работы были изучены теоретические основы инновационных возможностей, предметом которых являются инновационный потенциал, инновационный климат и инновационная деятельность. Каждое из этих трех понятий в совокупности  представляют общее объяснение и разъяснение возможностей организации в сфере инноваций.            Проведенное исследование на примере предприятия ЗАО «ЗАВ» показывает, что данное предприятие обладает вполне хорошими  инновационными возможностями и может вести вполне серьезную инновационную деятельность.

 

Список использованных источников

 

  1. М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика. 2011. – 416 с.
  2. Ильенкова С.Д. "Инновационный менеджмент" - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011.;
  3. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2012. – 576 с.;
  4. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. "Менеджмент организации". Инфа-М, 2011. - 256 с.;
  5. Уткин Э.А. Инновации в управлении человеческими ресурсами предприятия. – М.: Теис, 2012. – 304 с.;
  6. Харгадон Э. Управление инновациями: Опыт ведущих компаний. – М.: ИД Вильямс, 2013. – 304 с.;
  7. Марабаева Л.В. Основы инновационного менеджмента. Саранск: Тип. «Крас.Окт», 2006, - 324 с.

 

 

 

 


Информация о работе Исследование и оценка инновационных возможностей на примере закрытого акционерного общества «ЗАВ»