Исследование моделей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Модельные описания организаций в этом смысле очень похожи на описания моделей темперамента у людей: в «чистом» виде обладатели холерического или меланхолического темперамента встречаются крайне редко, но общее описание характеристик того или иного темперамента помогает нам лучше понять и классифицировать индивидов.
Следует также отметить, что модельное описание организаций — это не классификационный подход, поскольку разные типы организаций могут базироваться на одной модели и наоборот, организации, относящиеся к одному типу, могут строиться по совершенно разным моделям. Ниже описаны основные организационные модели.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «Организация» и «Организационная структура»
2. Модели организации
2.1 Бюрократическая (механическая) модель
2.2 Органическая (естественная) модель
2.3 Патерналистская модель
2.4 Конвенциональная модель
2.5 Конфликтно-игровая модель
2.6 Политическая модель
2.7 Профессиональная модель
2.8 Модель принятия решений
3. Системный подход и процесс организации
4. Системы и подсистемы управления организацией
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

 

 


 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА


Кафедра экономической теории

 

 

 

Карманников Дмитрий Иванович

 

Исследование моделей организации


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине  «_________________»

Специальность Менеджмент «Управление малым бизнесом»

Очной формы обучения

 

Студент группы Б1202умб   _________________

                                                                     (подпись)

Руководитель

_______________       К.С. Филиппенко______

              (подпись)    

Оценка  _________________________

                                          (и.о.ф)

 

 

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» ___________________  20__г.

Консультант

_______________       ____________________

              (подпись)                                               (и.о.ф)

«_____» ________________ 20__г.

________________________________

_______________       ____________________

              (подпись)                                               (и.о.ф)

 «_____» ________________ 20__г.


 

 

г. Владивосток

2012 г.

Оглавление

Введение

1. Понятие «Организация» и «Организационная  структура»

2. Модели организации

  2.1 Бюрократическая (механическая) модель

  2.2 Органическая (естественная) модель

  2.3 Патерналистская  модель

  2.4 Конвенциональная  модель

  2.5 Конфликтно-игровая модель

  2.6 Политическая  модель

  2.7 Профессиональная модель

  2.8 Модель принятия решений

3. Системный подход и процесс  организации

4. Системы и подсистемы управления  организацией

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Моделирование широко используется в теории и практике менеджмента. Известны и активно применяются модели менеджмента, модели стратегического управления, модели лидерства и т.д. Практически все они отражают особенности различных подходов к управлению и процессов менеджмента.

В организационной  теории моделирование получило большое распространение как раз в силу огромного разнообразия организаций и теоретико-методологических и прикладных организационных концепций. Как пишут Д. Боддии Р. Пэйтон : «организации — сложные и противоречивые создания, адекватно представить их целостность не позволяет ни одна современная концепция или теория». В силу этого моделирование, формализуя процесс выделения ряда переменных, помогает нам лучше понять сложности организаций и, в какой-то степени, предсказывать вероятные изменения в их деятельности.

Следует отметить, что в современной теории и  практике менеджмента очень часто понятия «модель», «теория», «школа», «подход» используются как синонимы. В самом деле, понятийно-терминологические границы между ними размыты, тот или иной термин используется в зависимости от того, какие объекты или явления исследуются. Изначально термин «модель» означает упрощенный, лишенный ряда характеристик «аналог-заменитель» реального объекта (или ситуации), который при определенных условиях воспроизводит свойства этого самого объекта или ситуации.

Определяя организационные  модели, мы будем придерживаться взгляда Н.Н. Моисеева:

«Модель можно рассматривать  как специальную форму кодирования  информации. В отличие от обычного  кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. …модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нужд. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания».

Модели в теории организации относятся к категории  содержательно-концептуальных. С одной  стороны, они описывают типичные характеристики, свойственные «чистым» организациям. С другой стороны, описание организации базируется на определенной концепции или точке зрения.

 

Модельные описания организаций в этом смысле очень  похожи на описания моделей темперамента у людей: в «чистом» виде обладатели холерического или меланхолического темперамента встречаются крайне редко, но общее описание характеристик того или иного темперамента помогает нам лучше понять и классифицировать индивидов.

Следует также  отметить, что модельное описание организаций — это не классификационный  подход, поскольку разные типы организаций  могут базироваться на одной модели и наоборот, организации, относящиеся к одному типу, могут строиться по совершенно разным моделям. Ниже описаны основные организационные модели.

 

 

 

 

 

1. Понятие  «Организация» и «Организационная  структура»

 Организация представляет собой единство функций и структуры.

Организация - систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определённых целей. Органические элементы организации: входящие в неё люди, задачи организации и управление которое формирует, мобилизует и приводит в движение людей для решения стоящей перед ней задач.

Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.

 Организация - это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, квалификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны.

      Все организации обладают некоторыми общими элементами.

Организации - это:

1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).

Организация представляет собой единство функций и структуры.

Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:

1. Техническая структура - жесткая структура - представлена  совокупностью материальных объектов  и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии) которые  в единстве образуют базу остальных.

2. Социальная структура - образуется совокупностью ее  участников и связей между  ними. Сюда включают, формальны и  неформальные группы, должности, служебные  и личные связи, ценности, сферы  влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры  являются изменчивыми, а поэтому  называются «мягкими».

3. Социотехническая структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно  и технологически. Она интегрирует  в себе жесткую техническую  и гибкую социальную структуры.

Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

Линейные связи - это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи - это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи - это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

Вариабельные связи - это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

 

 

 

 

2. Модели организации

2.1 Бюрократическая  модель

Макс Вебер сформулировал представление об организации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественные отношения, но которое в меньшей степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина “бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: “Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства.

Информация о работе Исследование моделей организации