Исследование проблем стратегического управления в системе менеджмента отраслевой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:41, доклад

Описание работы

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ 2.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)


Исследование проблем стратегического управления в системе менеджмента отраслевой организации.

Е. А. Сапожникова (Россия. Екатеринбург)

e-mail: sapozhelena77@rambler.ru

 

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией разработки какой-либо стратегии или управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. В настоящее время важное место занимает изучение данной проблемы, так как от того, каким образом составлена стратегия развития организации зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, размер прибыли и занимаемое данной организацией доли рынка, но и экономический уровень страны.

Успех работы организации в рыночной экономике в первую очередь зависит от правильно выбранной стратегии, то есть от плана развития организации. Любое предприятие представляет собой открытую систему, поэтому оно может существовать только в случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Это дает возможность определить одну из основных целей организации - завоевание новых клиентов, другими словами - создание новых рынков.1

Важное место в системе построения и развития стратегии организации занимает планирование.

Планирование является неотъемлемой частью управленческой деятельности организаций. Именно в процессе планирования формулируются количественно стоящие перед фирмой задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.1

В целом планирование представляет собой процесс принятия решений, однако оно обладает рядом отличающих его черт. К специфическим чертам планирования, согласно Р. Акоффу2 относятся предварительность, системность, стадийность, непрерывность. Процесс планирования направлен на достижение такого состояния, которое желательно и нельзя ожидать, что оно возникнет само собой.

Для эффективного осуществления бизнес-процессов процесс планирования должен осуществляться в соответствии со следующими принципами 1:

1) Принцип единства предполагает, что внутрифирменное планирование представляет собой систему, состоящую из элементов - объектов и субъектов планирования, реализующих функцию планирования деятельности как фирмы в целом, так и отдельных подразделений. Объекты планирования: фирма в целом, производственные подразделения, функциональные подразделения, рабочие места. Субъекты планирования могут быть объединены в плановый отдел как самостоятельное функциональное подразделение или входить в состав объектов планирования;

2) Принцип непрерывности основан на том, что процесс разработки планов должен регулярно повторяться через установленные периоды времени и корректироваться по результатам выполнения предыдущих планов с учетом изменений внешней среды;

3) Принцип гибкости предусматривает необходимость наличия в каждом плане резервов, способных снизить возможные риски в связи с появлением непредвиденных обстоятельств;

4) Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов или их сочетания в зависимости от объекта планирования. Для реализации данного принципа актуально качественное информационное обеспечение процесса планирования, профессиональный подход к разработке плановых документов.
Также необходима ориентация на прогнозные расчеты потребностей рынка, тенденции его развития, учет внутренних возможностей и ресурсов, сбалансированность всех разделов и показателей плана.
 

 

 

1  Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. - М.: Издательство "Омега-Л", 2007. - 406с. - (Высшая школа менеджмента)

2 Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. - 183с.,

 

Таким образом, соблюдая все вышеперечисленные принципы планирования, организация может охватить все направления и сферы своей деятельности, а также достичь максимальных результатов минимальными усилиями.

Стратегическое управление организацией является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача -обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование и управление включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся1 распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления. Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии.

Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое управление представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствующих снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных разделений предприятия .

Нужно отметить тот факт, что для стратегического управления характерны следующие особенности1

1) стратегическое управление и планирование должно дополняться текущим;

2) стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

3) годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

Итак, преимущество стратегического управления состоит в том, что оно основано на плановых показателях и имеет как положительные, так и отрицательные сценарии развития стратегии, что в свою очередь подготавливает организацию к наихудшей из ситуаций.

Но так же важно не забывать о том, что реализация стратегического управления идет через реализацию определенных принципов. Эти принципы являются основными правилами деятельности фирмы по достижению поставленных целей.

Можно выделить девять основных принципов-правил2

1) Единство направления. Когда фирма, действующая в динамичных условиях внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и принципов управления;

2) Научность. При этом принципе должны применяться системные, ситуационные подходы, наука о человеческом поведении к управлению и формированию фирмы для достижения ее целей. Необходимо определение на базе научного анализа лучших способов решения задач;

3) Выделение доминанты развития. В данном случае требуется определение перспективы, которая открывается перед фирмой с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии, а также выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров. Стратегическая зона хозяйствования - отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. Стратегический хозяйственный центр - внутрифирменная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких зонах хозяйствования;

4) Экономичность и эффективность. Проводятся разработка и реализация стратегии фирмы в зависимости от

 

1 Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ А.И. Ильин. - 6-е изд.,перераб. и доп. - М.: Ноаое знание,2005. - 656с. - (Экономическое образование):

2 Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - 240с.:

 

имеющихся ресурсов, нацеленные на превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде;

5) Подчиненность личных интересов общим. Важно иметь ввиду, что интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами фирмы;

6) Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией. Которые в соответствии с конкретными условиями обеспечивают реализацию целей фирмы, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды;

7) Мотивация персонала. Это один из главных принципов реализации стратегического менеджмента. Прекрасно составленные планы и самая совершенная структура фирмы не имеют никакого смысла, если кто-то не выполнит конкретную работу. Поэтому сотрудники фирмы должны выполнять эту работу согласно делегированным им обязанностям и плану. В древние времена мотивацией труда служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных - награды. В XIX в. широко распространилось мнение, что люди работают лучше, если у них есть возможность больше заработать. То есть мотивация сводилась к предложению определенного денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия;

8) Разделение труда. Оно нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены внимание и усилия. Стратегический менеджмент ставит перед фирмой две группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности;

9) Корпоративность. Этот принцип обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, которая в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей и планов.

Становление теории и практики современного стратегического управления (менеджмента) на уровне фирмы происходит в определенных условиях. Усиливается противоречивость требований к фирме со стороны внешней среды1.

Таким образом, интенсивная конкуренция, ускорение связи и транспортировки в глобальном масштабе требуют более быстрых реакций на изменения спроса, действия конкурентов, качество продукции и технологий. Появление новых видов продукции, новых технологий и развитие маркетинга влекут за собой изменения, которые все меньше связаны с прошлым2

В новых условиях станут особенно востребованными предпринимательские способности руководителя. Все меньше должно быть решений, принимаемых на основе прошлого опыта и все больше - на базе оригинальных решений. Они будут связаны с совершенно новыми для фирмы проблемами и возможностями, требующими скорее анализа, основанного на воображении и рассуждениях, чем на использовании стандартных правил выработки решений. Природная склонность к предпринимательству, творческое воображение, разносторонние способности и готовность к риску - вот столь же необходимые, как и во времена промышленной революции, качества руководителя фирмы будущего2.

Сложность решения будущих задач заставит предпринимателя учитывать суждения экспертов в тех областях, где у него самого опыт невелик. Поэтому, будучи человеком риска, обладающим творческим подходом к ситуации, руководитель должен стать экспертом по использованию такой информации.

Реализация функции стратегического управления (менеджмента) - обособленное направление управленческой деятельности. По Анри Файолю3, который считается основоположником этой концепции, исходными могут быть пять функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

 

1 Горемыкин А.В., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004. - 594с.

2 Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 400с.

3 Шепеленко Г.И. Организация и планирование производства на предприятии: 100 экзаменационных ответов/ Экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 336с.,

В процессе планирования и разработки стратегии возникает ряд проблем в любой отраслевой организации.

Основная сложность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий на фирме. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся на фирме тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства фирмы. Естественная реакция на это - борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная сложность заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. У сотрудников фирмы на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. Еще одна сложность связана с тем, что фирмы обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же обычно у них нет и компетентных управляющих, способных заниматься выработкой и реализацией стратегии1.

Одной из не менее важных становится экономическая проблема. Основная сущность  экономических преобразований в современный период состоит в ограниченности внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов компенсировать недостаток капиталовложений для преодоления кризисной ситуации.

Государственная инвестиционная политика осуществляется по остаточному принципу, что приводит к нарастающей из года в год кредиторской задолженности в инвестиционной сфере и естественному сокращению объема реально осуществляемых инвестиций. Для улучшения инвестиционного климата необходим определенный импульс, который должен стать неотъемлемой частью федерального бюджета - бюджета развития.

Информация о работе Исследование проблем стратегического управления в системе менеджмента отраслевой организации