Исследование систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:13, лекция

Описание работы

Структура системы управления - совокупность организационных элементов, упорядоченных в соответствии с их местом в процессе управления; конфигурация управляющей системы. Структура системы управления совместно с производственной структурой образуют организационную структуру предприятия, которую следует рассматривать как органическое единство оргструктур производства и управления.

Содержание работы

1. Состав и структура системы управления.
2. Характеристика типов структур управления.
3. Законы управления и их содержание.
4. Цели и задачи управления.
5. Принцип обратной связи в системах управления.
6. Системы и их классификация. Сложные системы и их особенности.
7. Свойства больших систем.
8. Понятие исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования.
9. Диалектический подход к исследованию систем.
10. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления.
11. Структура процесса исследования систем управления.
12. Роль исследования в научной и практической деятельности человека.
13. Индукция как метод исследования систем управления.
14. Дедукция как метод исследования систем управления.
15. Классификация логических методов исследования и их краткая характеристика.
16. Логический анализ и синтез как методы исследования.
17. Виды социологического исследования.
18. Методы социологического исследования.
19. Программа и методы организации социологического исследования.
20. Характеристика методов экспертных оценок.
21. Задачи экспертных оценок.
22. Основные этапы экспертного оценивания.
23. Статистические методы обработки экспертной информации.
24. Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент.
25. Эмпирико-теоретические методы. Измерение, сравнение и описание.
26. Основные причины повышения сложности управления экономикой. Особенности экономических систем.
27. Системный анализ и его место среди других научных направлений.
28. Основные понятия системного анализа.
29. Структуры, их виды и формы представления.
30. Аналитические методы представления систем.
31. Статистические методы представления систем.
32. Теоретико-множественные представления систем.
33. Классификация методов системного анализа.
34. Графические методы представления систем.
35. Методы “мозговой атаки” и “сценариев”.
36. Метод Дельфи.
37. Метод “дерева целей ”.
38. Методика системного анализа.
39. Экономические модели и их классификация.
40. Алгоритм разработки моделей.
41. Свойства моделей, применяемых в экономике.
42. Алгоритм проведения исследования.
43. Цель, задачи и роль диагностики в системах управления.
44. Свойства диагностики систем управления.
45. Виды диагностики и их особенности.
46. Диагностический подход к анализу систем управления.
47. Показатели и порядок расчета эффективности.
48. Структурный анализ и его особенности.
49. Функциональный анализ и его особенности.
50. Информационный анализ и его особенности.
51. Параметрический анализ и его особенности.
52. Организационная диагностика.

Файлы: 1 файл

армине ису.docx

— 102.18 Кб (Скачать файл)

1 Состав и структура системы управления

-  
Структура системы управления - совокупность организационных элементов, упорядоченных в соответствии с их местом в процессе управления; конфигурация управляющей системы. Структура системы управления совместно с производственной структурой образуют организационную структуру предприятия, которую следует рассматривать как органическое единство оргструктур производства и управления.

Структура системы управления формируется по иерархическому принципу и делится по вертикали - на ступени (уровни), по горизонтали - на структурные  элементы (звенья).

 

2..Характеристика типов структур управления.

 Типы 

Линейная  структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.

Функциональная  организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д.

Линейно –  функциональная организационная структура

Такой вид организационной  структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший  недостаток, связанный с отсутствием  звеньев стратегического планирования. Линейно – функциональная структура  включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического  планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной.

Дивизионная структура управления Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

Проектная структура  управления . Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д.

Матричная  структура управления. Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. 

 

3..Законы управления и  их содержание.

Законы управления – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер, то есть существуют независимо от сознания человека.

Основные законы управления:            

 

 

 

 

                                      закон единства и целостности системы управления;

·                                                                                                закон необходимого числа степеней свободы системы управления;

·                                                                                                                                                                                             закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления;

·                                                                                                                                                                                             закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем.

 

Закон единства и  целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целями и задачами управления.

В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Число степеней свободы управляющих подсистем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, национальными обычаями и традициями..

Обязательное условие  – число степеней свободы управляющей подсистемы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой подсистемы, иначе управляющая подсистема может стать тормозом в развитии как управляемой подсистемы, так и всей организационной системы в целом.

Закон обеспечения  необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями организационной системы в целом, а также в соответствии с потребностями управляющей и управляемой подсистем. Несмотря на типологическую общность систем управления, возможны и необходимы существенные отличия их друг от друга, обусловленные разнообразием факторов различной природы – отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, личностных качеств руководителя и т.п.

Закон соотносительности  управляющих и управляемых подсистем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, целям, направлениям и задачам развития и функционирования организационной системы.

 

4..Цели и задачи управления.

 

 

 

 

  1. Принцип обратной связи в системах управления.

- Принцип обратной связи.

Обратная связь  в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи  между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а  также имеет целью координацию  управленческих действий.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что  любое отклонение системы от её естественного  или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного  на то, чтобы поддержать систему  в её заданном состоянии.

 

 

6.Системы и их классификация. Сложные системы и их особенности.

 

- Классификация - это разделение совокупности объектов на классы по некоторым наиболее существенным признакам.  
Важно понять, что классификация - это только модель реальности, поэтому к ней надо так и относиться, не требуя от нее абсолютной полноты. Еще необходимо подчеркнуть относительность любых классификаций. 
Сама классификация выступает в качестве инструмента системного анализа. С ее помощью структурируется объект (проблема) исследования, а построенная классификация является моделью этого объекта.

Системы :

  1. Классификация по происхождению. - В зависимости от происхождения системы делятся на естественные и искусственные (создаваемые, антропогенные).
  2. Классификация по объективности существования.- Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы. 
    Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов. 
    Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов - это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.
  3. Действующие системы. - Выделим из всего многообразия создаваемых систем действующие системы. Такие системы способны совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение технологических процессов, действуя по программам, задаваемым человеком. В действующих систе-мах можно выделить следующие системы: 1) технические, 2) эргатические, 3) технологические, 4) экономические, 5) социальные, б) организационные и 7) управления.
  4. 4. Централизованные и децентрализованные системы.-  
    Централизованной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль в функционировании системы. 
  5. 5. Классификация по размерности. 
    Системы подразделяются на одномерные и многомерные. 
    Система, имеющая один вход и один выход, называется одномерной. Если входов или выходов больше одного - многомерной. 
  6. Классификация систем по однородности и разнообразию структурных элементов. 
    Системы бывают гомогенные, или однородные, и гетерогенные, или разнородные, а также смешанного типа.
  7. Линейные и нелинейные системы. 
    Система называется линейной, если она описывается линейными уравнениями (алгебраическими, дифференциальными, интегральными и т. п.), в противном случае - нелинейной.
  8. Дискретные системы. 
    Среди нелинейных систем выделяют класс дискретных систем. 
    Дискретная система - это система, содержащая хотя бы один элемент дискретного действия. 
    Дискретный элемент - это элемент, выходная величина которого изменяется дискретно, т. е. скачками, даже при плавном изменении входных величин.
  9. . Каузальные и целенаправленные системы. 
    В зависимости от способности системы ставить себе цель различают каузальные и целена-правленные (целеустремленные, активные) системы.
  10. . Большие и сложные системы. 
    Достаточно часто термины «большая система» и «сложная система» используются как синонимы. В то же время существует точка зрения, что большие и сложные системы — это разные классы систем.

11Большие  системы. 
Понятие «большая система» стало употребляться после появления книги Р.Х. Гуда и Р.З. Макола. Этот термин широко использовался в период становления системных исследований для того, чтобы подчеркнуть принципиальные особенности объектов и проблем, требующих при-менения системного подхода.

12 Классификация систем по сложности. 
Существует ряд подходов к разделению систем по сложности, и, к сожалению, нет единого определения этому понятию, нет и четкой границы, отделяющей простые системы от сложных. Разными авторами предлагались различные классификации сложных систем.

 

13 Детерминированность. - Детерминированность характерна для менее сложных систем; 
стохастические системы сложнее детерминированных, поскольку их более сложно описывать и исследовать

14 Классификация систем по степени организованности. - Качественная классификация систем по степени организованности была предложена В. В. Налимовым, который выделил класс хорошо организованных и класс плохо организованных, или диффузных систем. 

 

 

 

  1. Свойства больших систем

- НЕАДДИТИВНОСТЬ. Как правило, большие системы характеризуются неаддитивностью, т.е. эффективность их деятельности варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ. Эмерджентность означает несовпадение цели организации  с целями входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит  в получении максимальной прибыли  при минимальных расходах на рабочую  силу. Подсистема «персонал» руководствуется  целью максимизации оплаты труда  при минимизации энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит искусство  руководителей.

СИНЕРГИЧНОСТЬ. Под  синергичностью (от греч. synerqeila — сотрудничество, содружество) понимается однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного результата. Например, опытный спортсмен, преодолевая планку на большой высоте, толкая штангу, выполняя сложные фигуры на коньках, стремится к оптимальному согласованию движений всех своих мышц и получает лучший результат.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНОСТЬ. Говоря о мультипликативности, имеют  в виду управляющие действия или  стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы.

УСТОЙЧИВОСТЬ. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или  упрощении организационной структуры.

ДАПТИВНОСТЬ. Под  адаптивностью понимается способность  организации приспосабливаться  к новым внешним условиям, возможности  саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. 

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОСТЬ. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого  центра, когда все части организации  руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными  правами

ОБОСОБЛЕННОСТЬ. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется  при решении вопросов распределения  ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации  управления. Способствуют обособлению  и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого

СОВМЕСТИМОСТЬ. Под  совместимостью понимается взаимоприспособляемость  и взаимоадаптивность частей системы.

 

8.Понятие исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования.

 

- Объектом исследования являются операции с понятиями.

 

 

 Предмет определен как логико-когнитивные структуры операций с понятиями. 
 
Цель: описать структуры и разработать модели операций с понятиями и охарактеризовать возможности применения данных моделей в практике развития мышления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

  1.  
    Охарактеризовать множество операций с понятиями и классифицировать их.
  2.  
    Проанализировать структуры операций (выявить элементы, компоненты, установить связи между ними), построить логико-когнитивные модели операций.
  3.  
    Выявить и охарактеризовать типы и виды процедур в структурах операций с понятиями.
  4.  
    Применить результаты моделирования к анализу естественного мышления: осуществить сравнительный анализ логических и естественных моделей операций с понятиями, выявить источники логических ошибок.
  5.  
    Применить результаты моделирования к анализу процесса формирования логической компетентности: выявить и описать критерии освоения операций с понятиями; определить основные характеристики образовательных технологий, ориентированных на развитие логической компетентности.

 

9 Диалектический подход к исследованию систем

- Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от опыта исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации.

Информация о работе Исследование систем управления