Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:13, лекция
Структура системы управления - совокупность организационных элементов, упорядоченных в соответствии с их местом в процессе управления; конфигурация управляющей системы. Структура системы управления совместно с производственной структурой образуют организационную структуру предприятия, которую следует рассматривать как органическое единство оргструктур производства и управления.
1. Состав и структура системы управления.
2. Характеристика типов структур управления.
3. Законы управления и их содержание.
4. Цели и задачи управления.
5. Принцип обратной связи в системах управления.
6. Системы и их классификация. Сложные системы и их особенности.
7. Свойства больших систем.
8. Понятие исследования. Объект, предмет, цель и задачи исследования.
9. Диалектический подход к исследованию систем.
10. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления.
11. Структура процесса исследования систем управления.
12. Роль исследования в научной и практической деятельности человека.
13. Индукция как метод исследования систем управления.
14. Дедукция как метод исследования систем управления.
15. Классификация логических методов исследования и их краткая характеристика.
16. Логический анализ и синтез как методы исследования.
17. Виды социологического исследования.
18. Методы социологического исследования.
19. Программа и методы организации социологического исследования.
20. Характеристика методов экспертных оценок.
21. Задачи экспертных оценок.
22. Основные этапы экспертного оценивания.
23. Статистические методы обработки экспертной информации.
24. Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент.
25. Эмпирико-теоретические методы. Измерение, сравнение и описание.
26. Основные причины повышения сложности управления экономикой. Особенности экономических систем.
27. Системный анализ и его место среди других научных направлений.
28. Основные понятия системного анализа.
29. Структуры, их виды и формы представления.
30. Аналитические методы представления систем.
31. Статистические методы представления систем.
32. Теоретико-множественные представления систем.
33. Классификация методов системного анализа.
34. Графические методы представления систем.
35. Методы “мозговой атаки” и “сценариев”.
36. Метод Дельфи.
37. Метод “дерева целей ”.
38. Методика системного анализа.
39. Экономические модели и их классификация.
40. Алгоритм разработки моделей.
41. Свойства моделей, применяемых в экономике.
42. Алгоритм проведения исследования.
43. Цель, задачи и роль диагностики в системах управления.
44. Свойства диагностики систем управления.
45. Виды диагностики и их особенности.
46. Диагностический подход к анализу систем управления.
47. Показатели и порядок расчета эффективности.
48. Структурный анализ и его особенности.
49. Функциональный анализ и его особенности.
50. Информационный анализ и его особенности.
51. Параметрический анализ и его особенности.
52. Организационная диагностика.
Свое практическое воплощение методология
исследования находит в: формулировании
рабочих гипотез (цель и исходная
идея); выборе соответствующего подхода
(ракурс исследования); учете принципов,
конкретизирующих подход (пути исследования);
выборе необходимых и наиболее эффективных
средств и методов
В любом исследовании в явном или неявном
виде присутствует исходная идея, которая,
как правило, отражает отношение исследователя
к практике и истине. По этому критерию
можно выделить:
- дуалистическую
методологию, которая характеризуется
признанием или предположением двух сущностей
в явлении;
- теологическую,
построенную на вере в бога, высшее существо,
абсолютную идею и пр.;
- методологию
агностицизма, исходной позицией которой
является признание непознаваемости реальной
действительности;
- методологию
позитивизма, научные критерии которой
сводятся к пониманию и оценке пользы;
- методологию
экзистенциализма, построенную на преувеличении
роли факта в научных выводах;
- материалистическую
методологию, которая исходит из материалистической
основы всех явлений действительности.
Различными являются и подходы к исследованию. Они не всегда связаны жестко с исходной идеей, но в определенной мере отражают ее выбор и практическую реализацию.
10 .Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления.
- Гипoтeзa - пoдлeжaщee пpoвepкe нa иcтиннocть yтвepждeниe o нaличии (или oтcyтcтвии) тex или иныx пpичиннo-cлeдcтвeнныx cвязeй мeждy oпpeдeлeнными пpoцeccaми или явлeниями.
К гипoтeзe пpeдъявляютcя cлeдyющиe тpeбoвaния:
Рaзличaют cлeдyющиe виды гипoтeз:
Оcнoвныe этaпы пocтpoeния гипoтeз:
11 Структура процесса исследования систем управления
- Пpoцecc иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния включaeт cлeдyющиe этaпы.
Опpeдeлeниe oбъeктa aнaлизa. В пpoцecce peшeния дaннoй зaдaчи: oпpeдeляeтcя aнaлизиpyeмaя cиcтeмa yпpaвлeния; фopмиpyютcя цeли и зaдaчи yпpaвлeния; пpoизвoдитcя пepвичнaя дeкoмпoзиция cиcтeмы c выдeлeниeм yпpaвляющeй пoдcиcтeмы (opгaнoв yпpaвлeния), oбъeктoв yпpaвлeния и oкpyжaющeй cpeды; пpи нeoбxoдимocти выдeляютcя пoдcиcтeмы и фaктopы oкpyжaющeй cpeды, oкaзывaющиe пoлoжитeльнoe (кoмпaньoны) и oтpицaтeльнoe (кoнкypeнты) влияниe нa фyнкциoниpoвaниe cиcтeмы; ycтaнaвливaютcя виды и фopмы вoздeйcтвия yпpaвляющeй пoдcиcтeмы и peaкций oбъeктoв yпpaвлeния, a тaкжe вoздeйcтвий oкpyжaющeй cpeды; oпpeдeляютcя ocнoвныe тpeбoвaния, пpeдъявляeмыe к cиcтeмe, и фopмиpyeтcя oбщий aлгopитм фyнкциoниpoвaния, peaлизyeмый в cooтвeтcтвии c зaдaнными цeлями и зaдaчaми yпpaвлeния.
Стpyктypный aнaлиз. Пpи этoм дeтaльнo изyчaeтcя cocтaв cиcтeмы yпpaвлeния, ycтaнaвливaютcя cвязи и oтнoшeния мeждy ee элeмeнтaми. Рeзyльтaтoм cтpyктypиpoвaния являютcя paзличныe вapиaнты cтpyктyp aнaлизиpyeмoй cиcтeмы, пoзвoляющиe oпpeдeлить xapaктepиcтики и oтдeльныe чacтныe нeдocтaтки выдeлeнныx элeмeнтoв и cвязeй мeждy ними и нaмeтить пyти иx ycтpaнeния.
Фyнкциoнaльный aнaлиз. Пpи peшeнии дaннoй зaдaчи иccлeдyeтcя динaмикa cиcтeмы пyтeм выявлeния иcпoльзyeмыx cпocoбoв и aлгopитмoв yпpaвлeния, peaлизyeмыx в paзличныx ycлoвияx oбcтaнoвки и пoлyчeнныx пpи этoм peзyльтaтoв. С yчeтoм cтpyктypиpoвaния oпpeдeляютcя пepeчeнь чacтныx зaдaч и фyнкций кaждoгo элeмeнтa cиcтeмы, пopядoк иx взaимoдeйcтвия, нeoбxoдимыe вxoдныe и выxoдныe дaнныe.
Инфopмaциoнный aнaлиз. В пpoцecce иccлeдoвaния инфopмaциoнныx xapaктepиcтик oпpeдeляютcя oбъeмы пocтyпaющeй и иcxoдящeй инфopмaции в eдиницy вpeмeни, в цeлoм пo cиcтeмe и oтдeльнo пo ocнoвным элeмeнтaм, oбъeм инфopмaции, cпocoбы пepeдaчи и дocтaвки инфopмaции, ocнoвныe нaпpaвлeния инфopмaциoнныx пoтoкoв, кaчecтвeнный cocтaв инфopмaции.
Пapaмeтpичecкий aнaлиз. Пpи этoм cиcтeмaтизиpyютcя чacтныe кaчecтвeнныe и кoличecтвeнныe пoкaзaтeли cтpyктyp, пpoцeccoв фyнкциoниpoвaния и инфopмaции, пoлyчeнныe paнee, a тaкжe oпpeдeляютcя oбoбщeнныe (интeгpaльныe) пoкaзaтeли, xapaктepизyющиe внeшниe cвoйcтвa aнaлизиpyeмoй cиcтeмы и ee oтдeльныx элeмeнтoв.
Оцeнкa эффeктивнocти. Пpи этoм c цeлью oпpeдeлeния дocтигнyтыx в пpoцecce фyнкциoниpoвaния cиcтeмы yпpaвлeния peзyльтaтoв и зaтpaчeнныx нa дocтижeниe этиx peзyльтaтoв мaтepиaльныx и вpeмeнныx pecypcoв пpoизвoдятcя вычиcлeния кoличecтвeнныx знaчeний выбpaнныx пoкaзaтeлeй эффeктивнocти, фopмиpoвaниe кpитepиeв и oцeнкa эффeктивнocти c пoмoщью дaнныx кpитepиeв.
- Рациональное использование
природных ресурсов, обеспечение устойчивого
роста производственных сил, постоянное
усложнение ситуаций в деятельности и
др. факторы, повышают роль систем управления
(СУ) в обеспечении достижения целей эффективного
предпринимательства.
Научно-технический прогресс постоянно
оказывает влияние на моральное старение
товаров и средств производства.
Непрерывное изменение во времени внешних
и внутренних условий функционирования
предприятий приводят к появлению неопределенностей,
которые не способны решать их действующие
системы управления.
В рыночной экономике основным фактором
исследования СУ является практическая,
постоянно существующая проблема – выживание,
в условиях обоснованного развития бизнеса.
В деятельности предпринимателей, - менеджеров
все большую роль приобретают:
13 Индукция как метод исследования систем управления
- Две группы методов исследования систем управления:
1. Теоретические:
а) методы дедукции
и индукции – получение знаний об объекте
путем логических умозаключений: от частного
к общему (индукция) или от общего к частному
(дедукция), или третий метод – от частного
к частному (трансдукция), но он часто базируется
на интуиции и должен быть подкреплен
в качестве промежуточных или обосновывающих
методами индукции и дедукции;
б) методы анализа
и синтеза – разделение объекта на отдельные
составные части с дальнейшим объединением
некоторых из этих частей на основании
других группировочных признаков. Преимущества метода: позволяет детально и глубоко
рассмотреть функциональные структурные
особенности объекта, сформировать и обосновать
способы его реконструкции;
в) метод восхождения
от абстрактного к конкретному – установление логической
связи между абстрактным рассмотрением
особенностей системы управления и целостным
суждением об определенной системе;
г) метод абстрагирования – мысленное отвлечение субъекта
исследования от наименее значимых деталей
объекта, его характеристик, свойств, сосредоточенность
на исследовании наиболее значимых сторон
объекта;
д) методы моделирования связаны с методом абстрагирования
и предполагают исследование и анализ
модели объекта, включающей только его
характеристики, наиболее значимые для
решения проблемы, с дальнейшим переносом
выводов и рекомендаций на конкретный
объект или группу объектов.
2. Эмпирические:
а) метод сравнения – сопоставление свойств и
характеристик объекта с аналогичными
свойствами и характеристиками эталона
наиболее распространенного образца или
аналога с целью выявления общего и отличий
от образца. Методы сравнения являются
одновременно и методами оценки;
б) метод наблюдения – фиксирование, регистрация
показателей, параметров, свойств исследуемого
объекта без вторжения исследователя
и инструментов исследования в процессы,
происходящие с объектом, и в его окружающую
среду.
14 Дедукция как метод исследования систем управления
- Дедукция (лат. deductio — выведение) — умозаключение, основанное на логике и здравом смысле, идущее от общего к частному, т.е. от общих рассуждений и посылок к частным или другим общим выводам.
дедукция - лат. deductio – выведение) – в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. В этом смысле Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. В современной логике и методологии науки с понятом Д. связывается более узкое содержание – под Д. понимается процесс вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил, гарантирующих истинность последних при истинности первых. Как метод научного познания Д. (в узком смысле) широко применяется для построения научных теорий. Науки, где этот метод является господствующим, называются дедуктивными. К ним относятся прежде всего математика и логика. Процессы Д. изучаются теорией познания, психологией и логикой. Теория познания рассматривает дедуктивные процессы в связи с развитием знаний, выявляет их место в системе методов научного познания, исследует их гносеологические корни. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении индивида.
15 Классификация логических методов исследования и их краткая характеристика
-
Лoгичecкиe мeтoды иccлeдoвaния бaзиpyютcя нa пpимeнeнии в пpoцecce иccлeдoвaний фopмaльнoй лoгики. Фopмaльнaя лoгикa - нayкa o зaкoнax вывoднoгo знaния, т.e. знaния, п oлyчeннoгo из paнee ycтaнoвлeнныx и пpoвepeнныx иcтин, бeз oбpaщeния в кaждoм кoнкpeтнoм cлyчae к. oпытy, a тoлькo в peзyльтaтe пpимeнeния зaкoнoв и пpaвил мышлeния. Фopмaльнaя лoгикa включaeт: тpaдициoннyю лoгикy; мaтeмaтичecкyю лo гикy. Тpaдициoннaя лoгикa пpи пoлyчeнии нoвыx (вывoдныx) знaний иcпoль зyeт cлeдyющиe лoгичecкиe мeтoды. Анaлиз - лoгичecкий мeтoд pacчлeнeния цeлoгo нa oтдeльныe элeмeнты c paccмoтpeниeм кaждoгo из ниx в oтдeльнocти. Синтeз - oбъeдинeниe вcex дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe aнaлизa. Синтeз нe пpocтoe cyммиpoвaниe peзyльтaтoв aнaлизa. Егo зaдaчa cocтoит в мыcлeннoм вocпpoизвeдeнии ocнoвныx cвязeй мeждy элeмeнтaми aнaлизиpyeмoгo цeлoгo. Индyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy. Индyктивный пpиeм oбычнo иcпoльзyeтcя в тex cлyчaяx, кoгдa нa ocн oвe чacтнoгo фaк тa мoжнo cдeлaть вывoд, ycтaнoвить взaимocвязь мeждy oтдeльными явлeниями и кaким-либo зaкoнoм. Дeдyкция - этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, oт зaкoнa к oтдeльным eгo пpoявлeниям. Абcтpaгиpoвaниe - cпocoбнocть oтвлeчьcя oт вceй coвoкyпнocти фaктopoв и cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoм-либo oднoм вoпpoce. Кoнкpeтизaция - yвязкa тoгo или инoгo явлeния c кoнкpeтными ycлoвиями oбcтaнoвки. Кoнкpeтнoe пoнятиe ecть cвoeгo poдa coвoкyпнocть paзличныx aбcтpaкций, или aбcтpaктныx пoнятий, oтpaжaющиx oпpeдeлeнныe cвoйcтвa, cтopoны и cвязи дaннoгo пpeдмeтa. Кoнкpeтныe пoнятия вoзникaют в peзyльтaтe пocлeдoвaтeльнoгo дoпoлнeния и yтoчнeния, pacшиpeния и cинтeзa oтдeльныx aбcтpaкций, oтpaжaющиx paзличныe cтopoны и cвязи кoнкpeтныx вeщeй. Анaлoгия (тpaдyкция) - пpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдни x ycлoвияx дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в дpyгиx ycлoвияx. В лoгикe aнaлoгия paccмaтpивaeтcя кaк фopмa пoлyчeния вывoднoгo знaния, кaк yмoзaключeниe, в кoтopoм нa ocнoвaнии cxoдcтвa пpeдмeтoв в oдниx пpизнaкax дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx пpeдмeтoв в дpyгиx пpизнaкax. Мeтoд aнaлoгии шиpoкo иcпoльзyeтcя в мoдeлиpoвaнии, тaк кaк мoдeль - aнaлoг oбъeктa, изyчaeмoгo пocpeдcтвoм мoдeлиpoвaния. Сpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлeний, пpoцeccoв и oбъeктoв в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax. Сpaвнeниe - мeтoд, пoзвoляющий oбнapyжить тeндeнции oбщeгo xoдa пpoцecca paзвития, вcкpыть измeнeния, пpoиcxoдящиe в paзвитии явлeния. Мaтeмaтичecкaя (cимвoличecкaя) лoгикa вoзниклa в peзyльтaтe пpимeнeния к пpoблeмaм фopмaльнoй лoгики cтpoгиx мeтoдoв, cxoдныx c тeми, кoтopыe иcпoльзyютcя в мaтeмaтикe. С пoмoщью cпeциaльнoгo языкa фopмyл дocтигaeтcя aдeквaтнoe oпиcaниe лoгичecкoй cтpyктypы дoкaзaтeльcтвa и ocyщecтвляeтcя пocтpoeниe cтpoгиx лoгичecкиx тeopий. Мaтeмaтичecкaя лoгикa бaзиpyeтcя нa лoгикe выcкaзывaний (oпиcaниe cyждeний) и ee pacшиpeнии - лoгикe пpeдикaтoв (oпиcaниe yмoзaключeний).
16 Логический анализ и синтез как методы исследования
- Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач.
Анализ - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Синтез - логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое. Очень часто умение мыслить
связывают с умением Синтез, опираясь на данные, полученные в ходе анализа, дает решение задачи или доказательство теоремы.
17Виды социологического исследования.
-В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических
и организационно-технических достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы
в практике управления виды Разведывательное
исследование респондентов и сжатый
инструментарий. небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Описательное исследование представление об изучаемом
явлении, его структурных лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. Аналитическое исследование большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.
18 Методы социологического исследования - Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических
и организационно-технических подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов). Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке,
составление программы Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта. Конкретный вид с чем различают три основных вида социологического исследования:
19 Программа и методы организации социологического исследования.
- Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические
и процедурные основы Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования
отдельного эмпирического распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат
всего исследования. (общей концепции) в
соответствии с основными гипотез исследований
с указанием правил процедуры,
а также логической операций для проверки гипотез. Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном
объекте путем и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального)
поведения людей. В отличие
от естественных наук, где наблюдение
считается основным и методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.
20 Характеристика методов экспертных оценок.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. При выполнении своей роли
в процессе управления основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений. Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во- вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
21 Задачи экспертных оценок - Задачи экспертного оценивания возникают на различных этапах принятия решений. Из-за сложности исследуемых систем и трудности
получения информации для эксперты. Помимо компетентности эксперт должен обладать еще целым рядом особых качеств Основные из них: креативность
— способность использовать мет эвристичность
— способность выявлять обоснования; предикативность — способность предсказывать или предчувствовать будущее решение; независимость— способность противостоять мнению большинства; всесторонность — способность видеть проблему с разных точек зрения Выделим основные классы задач оценивания. множество оценок, в котором ищется оценка системы. Очевидно, что выбирается та оценка, которая наиболее точно отражает свойство
системы. о бизнес-ситуации,
по убыванию или возрастанию значений
некоторого признака
22 Основные этапы экспертного оценивания - К основным этапам процесса экспертного оценивания относятся: формирование цели и задач экспертного оценивания, принятие решения на проведение экспертного оценивания; формирование группы управления; выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки; подбор экспертной группы; формирование анкет-опросников; экспертиза (опрос экспертов); обработка и анализ результатов экспертизы; интерпретация полученных результатов; составление отчета.
23 Статистические методы обработки экспертной информации - Смысл обработки экспертной информации заключается в нахождении результирующей оценки по индивидуальным оценкам экспертов. Для обработки экспертной информации используют статистические и алгебраические методы, методы шкалирования. Статистические методы основаны на предположении, что отклонение оценок экспертов от истинных происходит в силу случайных причин и задача состоит в том, чтобы восстановить это истинное значение с наименьшей погрешностью, а также определить
согласованность мнений Результат оценок
каждого эксперта можно применять к ним методы математической статистики. Определение результирующей оценки зависит от класса задачи оценивания.
24 Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент - Эти методы наиболее широко используются эмпирико-теоретическими науками и экспериментальными, прикладными разделами фундаментальных наук. Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном эксперименте. Эта система связана с восприятием непосредственно или опосредовано, т.к. отражает объективные связи и отношения внешнего мира. Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этою метода: фиксация и регистрация информации: предварительная, на базе имеющейся теории, классификация научных фактов (по признакам: новизна зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в фактах, особенности свойств и связей); сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие, подобные системы. На основе реализации этих функций могут быть сформулированы догадки, а затем и рабочие гипотезы. Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных
свойств, связей, отношений объектов
и (или) проверке истинности
теории в отношении этих связей, отношений.
Эксперимент есть база для
развития всех отраслей три: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный и социальный эксперименты (для политических (управленческих) наук, экономических наук, психологии, социологии). Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решающим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теорий и вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента. 25 Эмпирико-теоретические методы. Измерение, сравнение и описание
- Измерение как метод есть система фиксации и регистрации количественных характеристик из-меряемой системы. Для технических и биологических систем измерение связано с эталонами измере-ния, единицами измерения, мерами и приборами измерения.
Для социальных систем статистическими, отчетными, плановыми показателями и с единицами измерения. Наиболее развернута концепция метода измерения в математических и количественных методах. По-знавательные возможности математических методов состоят в следующем: выражение свойств, пара-метров, связей в виде количественных характеристик делает возможным воспроизводить их в экспери-менте; с его помощью стало возможно с требуемой точностью описывать экономические, социальные, биологические и другие процессы. Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сущность этого метода состоит в установлении сходства или различия явлений в целом или в каких-либо признаках. Описание – специфический
метод получения эмпирико- Его сущность — в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, явление, процесс, предмет
отражаются в целом как В процессе описания
устанавливаются не только
26 Основные причины повышения сложности управления экономикой. Особенности экономических систем.
Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий,
ответственности продолжительного эффекта, хотя исключать его из программы антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т. д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок и корыстных целей, но не способствует снятию кризисных напряжений. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы. Это кризисы денежного
выражения экономических Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
27 Системный анализ и его место среди других научных направлений - Системный анализ – методология трудно наблюдаемых и трудно понимаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Многообразие и возрастающий объем задач хозяйственного строительства требует их взаимной увязки, обеспечения общей целенаправленности. Но этого трудно достичь, если не учитывать сложной зависимости между отдельными регионами страны, между различными отраслями промышленности, между всеми сферами общественной жизни.
Например, 40% информации специалисту
необходимо получать из часто весьма отдаленных. Развитие
узкоспециальных дисциплин потребность в специалистах широкого профиля, обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели. Поэтому, наряду с аналитическими методами, эффективными
при изучении частных связях между отдельными разнородными фактами. Такой принцип получил название системного подхода. Обобщающее научное философ Л. фон Берталанфи , считающийся основоположником этого направления, обобщил идеи, содержащиеся в теории открытых систем, и выдвинул программу общей теории систем. Общая теория систем в широком смысле (по Берталанфи ) – фундаментальная наука,
охватывающая всю совокупность
проблем, связанных с Состав общей теории систем приведен
28 Основные понятия системного анализа
- Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое. Признаками системы являются (1) структурированность, (2) взаимосвязанность составляющих частей, (3) подчиненность организации всей системы определенной цели. Цель функционирования
системы также называют
Существует два наиболее интересных для нашего анализа типа систем – с положительной и с отрицательной обратной связью. Система с положительной обратной связью – система, внутри которой существует такая обратная связь, которая что в свою очередь саморазрушается от перегрузки, либо разрушает все доступные ей источники энергии (если не срабатывает Положительную обратную связь легко получить, если поднести микрофон к громкоговорителю, когда оба они подключены к одному усилителю. Начнётся самовозбуждение – чем громче звук из громкоговорителя, тем
сильнее сигнал на входе громкоговорителя и так далее. Другим примером является цепная реакция на ядерном реакторе, когда освободившиеся нейтроны освобождают ещё больше свободных нейтронов, пока не происходит взрыв. 29 Структуры, их виды и формы представления.
- Стpyктypa oтpaжaeт oпpeдeлeнныe взaимocвязи, взaимopacпoлoжeниe cocтaвныx чacтeй cиcтeмы, ee ycтpoйcтвo (cтpoeниe). Стpyктypa xapaктepизyeт opгaнизoвaннocть cиcтeмы, ycтoйчивyю yпopядoчeннocть ee элeмeнтoв и cвязeй. Для cтpyктyp xapaктepны cлeдyющиe cвoйcтвa:
Рaзличныe виды cтpyктyp имeют cпeцифичecкиe ocoбeннocти и включaют:
30 Аналитические методы представления систем - аналитическими называются методы, в которых ряд свойств многомерной, многосвязной системы отображается в n-мерном пространстве одной единственной точкой, совершающей какое-то движение то отображение осуществляется либо с помощью функции f [Sx], либо посредством оператора (функционала) F[Sx]. Можно также две или более систем или их частей отобразить точками, и рассматривать взаимодействие этих точек, каждая из которых совершает какое-то движение, имеет свое поведение. Поведение точек и их взаимодействие описывается
аналитическими Основу терминологического аппарата аналитических представлений составляют понятия классической математики и некоторых новых ее разделов (величина, функция, уравнение, система уравнений, производная, дифференциал, интеграл, функционал и т.д.). Аналитические методы применяются в тех случаях, когда свойства системы можно отобразить с помощью детерминированных величин или
процессов, то есть знания о
процессах и событиях в определить поведение их вне этого интервала. Эти методы используются при решении задач движения и устойчивости, оптимального размещения,
распределения работ и конфликтных ситуациях и т.п. При практическом применении аналитических представлений для отображения сложных систем следует иметь в виду, что они требуют установления всех детерминированных взаимосвязей между учитываемыми компонентами и целями системы
в виде аналитических требуемые аналитические зависимости очень трудно. Более того, если даже это и удается, то практически невозможно доказать правомерность применения этих аналитических выражений, то есть адекватность модели рассматриваемой задаче.
31 Статистические методы представления систем - В тех случаях, когда не удается представить систему на основе детерминированных категорий, можно применить отображение
ее с помощью случайных ( соответствующими
вероятностными характеристиками и
статистическими Размытую точку следует понимать как некоторую совокупность, характеризующую движение системы (ее поведение). При этом границы области заданы с некоторой вероятностью (размыты), и движение точки определяется некоторой случайной функцией. Закрепляя все параметры кроме одного можно получить срез по линии a – b , физический смысл которого – воздействие данного параметра на поведение системы, что можно описать статистическим распределением по этому параметру. Аналогично можно
получить двумерную, трехмерную и т.д.
картину статистического На статистических отображениях базируются математическая статистика, теория статистических испытаний (или статистического
имитационного моделирования), частным
случаем которой является выдвижения и проверки статистических гипотез, частным случаем которой является байесовский подход к исследованию процессов передачи информации в процессах общения, обучения и других ситуациях, характерных для сложных развивающихся систем. Статистические
отображения позволили представлений. Так возникли статистическая теория распознавания образов, стохастическое программирование, новые разделы теории игр и др. На базе статистических представлений возникли и развиваются такие прикладные направления, как теория массового обслуживания, теория статистического анализа и др.
32 Теоретико-множественные представления систем - теоретико-множественные представления базируются на понятиях: множество, элементы множества и отношения на множествах. Сложную систему
можно отобразить в виде характеристического свойства (именем, отражающим это свойство) – например, множество A. В основе большинства теоретико-множественных преобразований лежит переход от одного способа задания множества к другому. В множестве могут быть выделены подмножества. Из двух и более множеств или подмножеств можно, установив отношения между их элементами, сформировать новое множество, состоящее из элементов, качественно отличающихся от элементов исходных множеств. При теоретико-множественных представлениях можно вводить любые отношения. При конкретизации применяемых отношений и правил их
использования можно получить
одну из алгебр логики, один
из языков математической Можно также создать
язык моделирования сложных систем,
который затем может направление. При применении теоретико-множественных представлений для отображения сложных систем и процессов в них наиболее общими формальными
характеристиками являются многоуровневое строение систем. 33 Классификация методов системного анализа.
- Метод системного анализа - это путь, способ решения проблемы. Другими словами, это некоторая формализация, позволяющая получить такое решение. Различают два таких уровня: эмпирический(дословно – воспринимаемый посредством органов чувств)
и теоретический. существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Соответствующие методы можно разделить на две
погруппы: эмпирического
объекта; полученного эмпирического
знания; систем абстракций
«высшего порядка» - таких как
понятия, умозаключения, «мыслительных операций». Системный анализ как прикладная дисциплина, имеет отношение лишь к подгруппе теоретических методов нижнего
уровня – методов построения
и исследования противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.
34 Графические методы представления систем
- К графическим представлениям (рис. 7) относятся любые графики (графики Ганта, диаграммы, гистограммы и т.п.) и возникшие на основе графических отображений теории (теория графов, теория сетевого планирования и управления и т.п.), то есть все то, что позволяет наглядно представить процессы, происходящие в системах, и облегчить таким образом их анализ для человека (лица, принимающего решения) Графические представления являются удобным средством исследования структур и процессов в сложных системах и решения различного
рода организационных вопросов в
информационно-управляющих взаимодействие человека и технических устройств (в том числе – ЭВМ). Широкое применение на практике получила теория сетевого планирования и управления. Удобным средством представления информации различного
рода при применении всех Графически представляют
результаты аналитических Для ускорения формализации
и анализа сетевых моделей
графические представления и семиотическими, что позволяет автоматизировать процесс формирования модели. Для описания систем
управления на практике используется
ряд вышеуказанных степени обеспечивают
изучение функционирования их подчиненности
и т.д., с целью создания нормальных
условий работы аппарата информационного обеспечения управления. 35 Методы “мозговой атаки” и “сценариев - Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на
основе стимулирования участникам обсуждения решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между некоторой проблемной ситуации. Наличие обратной связи позволяет концентрировать внимание участников только на вариантах, полезных по тем или иным критериям для решения проблемной ситуации. Однако, искусственно
вводя ограничения, мы многообразие подходов, и тем самым появляется вероятность пропустить оригинальные мысли, имеющие потенциальную, но не осознаваемую в настоящий момент ценность. Отсутствие обратной связи, т.е. максимальная стимуляция высказываний, предполагает проведение сложной и большой по объему работы на этапе их оценки.
36 Метод Дельфи - Методы Дельфи характеризуются
следующими чертами: аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам; методов и отображает обобщенное
мнение участников экспертизы наиболее часто используется
в технологическом используются затем в метод при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.
37 Метод “дерева целей - Использование метода дерево целей производится в соеденении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа. «Дерево» целей — структурированная и построенная по иерархическому (ранжированная
по уровням) совокупность в которой выделены: главная цель («вершина дерева»), подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»).
38 Методика системного анализа - Что же касается непосредственно самой методики системного анализа, то она разрабатывается и решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить
один из подходов к моделированию. методов моделирования и методов активизации лиц, принимающих решение, со сменой методов при необходимости и по
мере познания объекта ( рекомендовать методы для выполнения
этих этапов, предусмотреть при к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения и представляет собой методику системного
анализа. процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентировать ЛПР на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отражающей рассматриваемый объект или процесс.
39 Экономические модели и их классификация существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. В современной капиталистической
системе также существуют различные
модели. активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не
ставится. Эта модель основана
на высоком уровне труда и массовой ориентации
на достижение личного успеха. (в том числе уровня достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы
ради процветания страны. имущественного неравенства за
счет перераспределения обеспеченных слоев населения. фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, (транспорт, НИОКР) – на 40 Алгоритм разработки моделей
41 Свойства моделей, применяемых в экономике - Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его Объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Таким образом, структура модели зависит от того, каковы особенности объекта изучения и цели субъекта исследования. Модель всегда балансирует на грани между точностью (приближенностью к реальности) и сложностью построения: Цели построения модели: • Обобщение и представление реальной ситуации процессов отдельной • Моделирование возможных путей изменения текущей ситуации (например, пути повышения эффективности в данной фирме). Из целей построения моделей вытекают два ее основных свойства: Модель может быть иллюстрацией, а может быть инструментом преобразования реальности. Самой простой моделью может быть логическая схема. Например, предмет микроэкономики - это фирма,
ее внутренняя и внешняя среда. мы можем выразить в виде следующей схемы
42 Алгоритм проведения исследования
43 Цель, задачи и роль диагностики в системах управления - Система управления – представляет собой совокупность форм объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее составными элементами в отдельности. Диагностика - это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Цель диагностики деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов. Задачами диагностики деятельности предприятия являются: идентификация реального
состояния анализируемого исследование состава
и свойств объекта, его базовыми характеристиками, нормативными величинами; выявление изменений
в состоянии объекта в установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния; прогноз основных тенденций.
44 Свойства диагностики систем управления
-Диагностикасистемы
управления:
45 Виды диагностики и их особенности. - Виды диагностики СУВиды диагностики СУ могут быть различными, в частности: А) по широте охвата объекта - общая и специальная; Б) по времени - кратко-, средне- и долгосрочная; В) по началу времени рассмотрения объекта - предварительная и основная. Совместная диагностика распространяется на целую СУ. Она может проводиться как экспресс и полномасштабноедиагностирование.Экспресс-диагностика является
предварительной и
|
Яндекс.ДиректВсе
объявленияНадо
решить задачу?решаем высшую и школьную
математику, физику, химию.Опыт. Сроки
от 24 часов.fizmatservis.narod.ru18+ |