Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:05, дипломная работа
Мировой экономической науке известны основополагающие константы, которые в развитых рыночных экономиках используют в качестве основных рычагов управления. К ним относятся: Доля оплаты труда в ВВП, соотношение заработной платы и прожиточного минимума, размер ВВП на рубль заработной платы и т. д. И если за последние десять лет в устойчиво развивающихся странах многие макроэкономические показатели колебались, то доля заработной платы в ВВП оставалась практически постоянной (67-72%).
Госкомстат сообщает [13], что доля населения со среднедушевыми денежными доходами свыше 2000 руб. в месяц возросла с 13,2% в первом квартале 1999 г. до 27,4% в первом квартале 2000 г., а доля начисления со среднедушевыми месячными доходами менее 400 руб. сократилась с 6,9 до 4%.
Реальные располагаемые денежные доходы российского населения, рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен, в марте 2000 года возросли на 7,7% по сравнению с февралем, а по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года их увеличение достигло 14%. Среднедушевые доходы россиян в марте, по данным Госкомстата, составили 1876 руб., что на 8,6% превысило показатель февраля 2000 года и на 39,8% - показатель марта 1999 г.
По итогам I квартала 2000 года зафиксированы прирост реальных доходов на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и одновременно их снижение с четвертым кварталом 1999 г.
Суммарные денежные доходы населения в марте сложились в сумме 272,7 миллиарда рублей, а денежные расходы – 265,9 миллиарда, что, соответственно, на 39,3% выше уровней марта 1999 г. В структуре денежных доходов населения снизилась доля оплаты труда и социальных трансфертов, при этом возросла доля доходов от собственности.
Среднемесячная начисленная номинальная ЗП в России в марте 2000 г. повысилась на 184 рубля, или примерно на 10% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 2023 руб., что на 51,5% выше уровня марта прошлого года. Реальная среднемесячная зарплата в марте возросла на 9,3% по сравнению с февралем 2000 г. и на 23,7% - по сравнению с мартом прошлого года.
В статье «Минимальная зарплата подросла» [31] указывается, что Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О минимальном размере оплаты труда». Данным законом устанавливаются три этапа повышения минимального размера оплаты труда: с 1 июня 2000 г. он будет равен 132 руб. в месяц; с 1 октября 2000 г. – 280 рублям; с 1 января 2001 г. – 300 рублям в месяц. По новому закону устанавливаемый минимальный размер оплаты труда пока будет применяться только для регулирования оплаты труда. Социальные выплаты немного подрастут: они будут начисляться, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
1.3.
Проблемы формирования
Специфической
особенностью всех проводимых мер по
реформированию было то, что они
осуществлялись в практически неуправляемой
экономике и последствия
В период 1992-2000
была предпринята попытка выработки
механизма взаимосвязи
В комплексе мер по борьбе с инфляцией правительство важное место уделяло сдерживанию роста заработной платы. Это сдерживание достигается за счет следующих мер:
1. Отказ от
применения механизма
2. Удержание минимальной заработной платы на уровне, значительно отстающим от уровня прожиточного минимума.
3. Жесткое налоговое
регулирование средств на
4. Неплатежи
предприятиям и организациям
бюджетной и не бюджетной
5. Установление
заниженных тарифных ставок
Решение задач требует существенной корректировки политики оплаты труда и денежных доходов населения. На наш взгляд, основные направления корректировки оплаты туда можно было бы сформулировать следующим образом:
Практика 1992-2000 гг. показала, что в условиях темпов роста доходов от роста цен, то есть при сохранении политики сдерживания роста заработной платы и доходов ни одну задачу решить невозможно. Поэтому условием достижения поставленных целей должно стать опережающий рост заработной платы, пенсий и других видов доходов населения над ростом цен на потребительские товары в течение определенного периода времени (до 5 лет). Только так можно добиться расширения спросов активности основной массы населения и его производство. Важно отметить, что политика опережающего роста доходов должна быть жестко регулируемой, постепенной, увязанной с мерами антиинфляционного характера и особенно с мерами по увеличению объема производства и производительности труда.
Опережающего роста доходов в рыночной экономике России еще не проходили, хотя во многих странах с рыночной экономикой в периоды инфляции отмечается или опережающий рост заработной платы над ростом цен, или совпадение темпов их роста.
Некоторые специалисты
высказывают опасение, что опережающий
рост доходов приведет к опустошению
рынка и возникновению
Если же в
политике опережающего роста подойти
как к жестко регулируемой, постепенной,
увязанной с другими
В качестве доказательства
можно сослаться и на то, что
высокие темпы роста
Например во Франции опережающий рост средней часовой заработной платы над ростом цен входит составной частью в механизм изменения минимальной заработной платы, которая повышается наполовину опережения темпа роста цен. В странах с развитой рыночной экономикой соотношения между денежной заработной платы ростом цен на потребительские товары выполняет примерно ту же функцию, что и соотношение темпов роста производительности труда и денежной заработной платы в социалистической экономике.
Через этот показатель регулируется распределение дополнительного эффекта, достигаемого в производстве, между работниками и собственниками средств производства. При одинаковом росте цен и заработной платы весь эффект достается предпринимателям, при опережающем (но не кратном) росте заработной платы часть эффекта остается у предпринимателей.
В Российской Федерации необходимы наиболее глубокие преобразования механизма ее регулирования. По существу необходима новая реформа заработной платы. Важными мерами по реформированию заработной платы в предстоящем периоде должны стать отказ от установления общероссийской минимальной заработной платы и переход к установлению на единой методической основе минимальных заработных плат для каждого субъекта Федерации. Поэтому в настоящее время общероссийская общероссийская минимальная заработная плата по своей сути является экономической бессмыслицей, то есть величиной не только низкой, но и вообще не отражающей условия проживания ни на одной территории России, страны гигантской протяженности с различными природно-климатическими и экономическими условиями проживания.
1.4. Принципы организации оплаты труда на предприятиях
Под организацией ЗП понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размером его оплаты, а также составных элементов (выбор фирм и систем оплаты труда, тарифная система, нормирование) [5].
На основе принципов
организации и функций ЗП в
условиях построения рыночных отношений
создается организационная
Поскольку в низовых звеньях управления существует специфика в организации оплаты труда, то ее организационные предпосылки должны быть такими: (рис. 1.3).
При организации ЗП на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе в вопросах оплаты труда.
В условиях рынка. А тем более в переходный период, не устраняются, а меняются направления и характер государственного регулирования распределительных отношений. Появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов.
Рис. 1.3. Организационные предпосылки оплаты труда
Регулирующее
действие государства должно быть направлено
на создание условий для зарабатывания
средств и обеспечение
В основу государственного
регулирования
Без участия
государства невозможно гарантировать
человеку доход, обеспечивающий ему
достойную жизнь вне
Для регулирования перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа для которых у нас в законодательной области создана, но много еще предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений.
В Федеральном законе Российской Федерации «О внесении изменения» в ст. 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» за №93-ФЗ от 01.05.99 г. предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров. Федеральный Закон Российской Федерации «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» за №92-ФЗ от 01.05.99 г. предусмотрено следующее:
Таким образом, реализацией этих законодательных актов положено начало развитию системы социального партнерства в области трудовых отношений, однако механизм их действия пока еще недостаточно отработан.
Характеризуя практические шаги в области регулирования оплаты труда в нашей стране, следует отметить, что разработана и введена на законодательном уровне с 1 декабря 1992 г. ЕТС. Ее основное значение – дифференциация уровней оплаты труда различных категорий работников на единой методологической основе, позволяющей обеспечить равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых из бюджета.
В последнее время издано ряд постановлений Правительства Российской Федерации по усовершенствованию ЕТС: «Об утверждении тарифных коэффициентов ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №284 от 30.03.2000; «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №282 от 30.03.2000, предусмотренные постановлением №309 от 18.03.1999; указ Президента Российской Федерации «О повышении тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №539 от 20.03.2000; постановлением Минтруда России утверждено разъяснение №6 «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 г.» (рег. №2092 от 07.02.2000).
Информация о работе Исследование состояния организации оплаты труда