Исследование состояния организации оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:05, дипломная работа

Описание работы

Мировой экономической науке известны основополагающие константы, которые в развитых рыночных экономиках используют в качестве основных рычагов управления. К ним относятся: Доля оплаты труда в ВВП, соотношение заработной платы и прожиточного минимума, размер ВВП на рубль заработной платы и т. д. И если за последние десять лет в устойчиво развивающихся странах многие макроэкономические показатели колебались, то доля заработной платы в ВВП оставалась практически постоянной (67-72%).

Файлы: 1 файл

referatbank-8549.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

Госкомстат  сообщает [13], что доля населения  со среднедушевыми денежными доходами свыше 2000 руб. в месяц возросла с 13,2% в первом квартале 1999 г. до 27,4% в  первом квартале 2000 г., а доля начисления со среднедушевыми месячными доходами менее 400 руб. сократилась с 6,9 до 4%.

Реальные располагаемые  денежные доходы российского населения, рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен,  в  марте 2000 года возросли на 7,7% по сравнению  с февралем, а по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года их увеличение достигло 14%. Среднедушевые доходы россиян в марте, по данным Госкомстата, составили 1876 руб., что на 8,6% превысило показатель февраля 2000 года и на 39,8% - показатель марта 1999 г.

По итогам I квартала 2000 года зафиксированы прирост реальных доходов на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и одновременно их снижение с четвертым кварталом 1999 г.

Суммарные денежные доходы населения в марте сложились  в сумме 272,7 миллиарда рублей, а денежные расходы – 265,9 миллиарда, что, соответственно, на 39,3% выше уровней марта 1999 г. В структуре денежных доходов населения снизилась доля оплаты труда и социальных трансфертов, при этом возросла доля доходов от собственности.

Среднемесячная начисленная номинальная ЗП в России в марте 2000 г. повысилась на 184 рубля, или примерно на 10% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 2023 руб., что на 51,5% выше уровня марта прошлого года. Реальная среднемесячная зарплата в марте возросла на 9,3% по сравнению с февралем 2000 г. и на 23,7% - по сравнению с мартом прошлого года.

В статье «Минимальная зарплата подросла» [31] указывается, что  Государственная Дума Российской Федерации  приняла закон «О минимальном  размере оплаты труда». Данным законом устанавливаются три этапа повышения минимального размера оплаты труда: с 1 июня 2000 г. он будет равен 132 руб. в месяц; с 1 октября 2000 г. – 280 рублям; с 1 января 2001 г. – 300 рублям в месяц. По новому закону устанавливаемый минимальный размер оплаты труда пока будет применяться только для регулирования оплаты труда. Социальные выплаты немного подрастут: они будут начисляться, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

 

1.3. Проблемы формирования рыночного  механизма организации заработной  платы в Российской Федерации

Специфической особенностью всех проводимых мер по реформированию было то, что они  осуществлялись в практически неуправляемой  экономике и последствия принимаемых  и осуществляемых решений было, как  правило, вовсе  не те, которые предполагались.

В период 1992-2000 была предпринята попытка выработки  механизма взаимосвязи налоговой  системы и системы внебюджетных фондов с системой формирования денежных доходов и оплаты труда. Важной особенностью политики доходов в период 1992-2000 гг. является подчиненность ее проблеме борьбы с инфляцией, которая, хотя и началась еще с перестройки, была активно спровоцирована и либерализацией цен, проведенной в январе 1992 года.

В комплексе  мер по борьбе с инфляцией правительство  важное место уделяло сдерживанию роста заработной платы. Это сдерживание достигается за счет следующих мер:

1. Отказ от  применения механизма индексации  заработной платы и замена  его регулярным пересмотром минимальной  заработной платы.

2. Удержание  минимальной заработной платы  на уровне, значительно отстающим от уровня прожиточного минимума.

3. Жесткое налоговое  регулирование средств на оплату  труда, ограничение возможности  увеличения заработной платы.

4. Неплатежи  предприятиям и организациям  бюджетной и не бюджетной сферы  экономики по заказам государства, включая и неплатежи по оплате труда, а также несвоевременные выплаты пенсий, пособий, стипендий и т. д.

5. Установление  заниженных тарифных ставок для  работников предприятий бюджетного  сектора экономики.

Решение задач  требует существенной корректировки политики оплаты труда и денежных доходов населения. На наш взгляд, основные направления корректировки оплаты туда можно было бы сформулировать следующим образом:

  • обеспечить активное воздействие доходов и прежде всего заработной платы на производство и его структурную перестройку на основу расширения потребительских возможностей и спроса населения и, в первую очередь, возможностей спроса работников наемного труда;
  • приостановить процесс девальвации доходов от трудовой деятельности и падение доли заработной платы в доходах населения на основе повышения уровня и темпов реальной заработной платы;
  • добиться сокращения возникшей на предыдущих этапах реформирования экономики неоправданной дифференциации доходов населения на основе совершенствования их регулирования;
  • активно способствовать (законодательно, организационно, экономически и политически) формированию и укреплению рыночных механизмов регулирования всех видов доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и др.) на основе изучения собственной практики и оплаты зарубежных стран и их использование с учетом особенностей Российской экономики и национальных тенденций. Все эти задачи тесно взаимосвязаны и решение каждой из них будет способствовать решению других. Решение этих задач должно обеспечиваться реализацией целого ряда мероприятий, последовательно увязанных друг с другом как по срокам так и по экономическому содержанию.

Практика 1992-2000 гг. показала, что в условиях темпов роста доходов от роста цен, то есть при сохранении политики сдерживания роста заработной платы и доходов ни одну задачу решить невозможно. Поэтому условием достижения поставленных целей должно стать опережающий рост заработной платы, пенсий и других видов доходов населения над ростом цен на потребительские товары в течение определенного периода времени (до 5 лет). Только так можно добиться расширения спросов активности основной массы населения и его производство. Важно отметить, что политика опережающего роста доходов должна быть жестко регулируемой, постепенной, увязанной с мерами антиинфляционного характера и особенно с мерами по увеличению объема производства и производительности труда.

Опережающего  роста доходов в рыночной экономике  России еще не проходили, хотя во многих странах с рыночной экономикой в периоды инфляции отмечается или опережающий рост заработной платы над ростом цен, или совпадение темпов их роста.

Некоторые специалисты  высказывают опасение, что опережающий  рост доходов приведет к опустошению  рынка и возникновению товарного  дефицита. По нашему мнению, такое может произойти только в том случае, если опережающий рост будет слишком резкий, своего рода «шоковый».

Если же в  политике опережающего роста подойти  как к жестко регулируемой, постепенной, увязанной с другими мероприятиями  по развитию внутреннего рынка, то никакого дефицита не возникнет.

В качестве доказательства можно сослаться и на то, что  высокие темпы роста предпринимательских  доходов, опережающего роста цен, не привели к росту дефицита на многие потребляемые этими слоями населения товары. Наоборот, имеющийся устойчивый спрос постепенно расширяет рынок потребляемых ими товаров (дорогих автомобилей, коттеджей в зонах отдыха, яхт, дорогих теле- и радиоаппаратуры и т. п.).

Например во Франции опережающий рост средней  часовой заработной платы над ростом цен входит составной частью в механизм изменения минимальной заработной платы, которая повышается наполовину опережения темпа роста цен. В странах с развитой рыночной экономикой соотношения между денежной заработной платы ростом цен на потребительские товары выполняет примерно ту же функцию, что и соотношение темпов роста производительности труда и денежной заработной платы в социалистической экономике.

Через этот показатель регулируется распределение дополнительного  эффекта, достигаемого в производстве, между работниками и собственниками средств производства. При одинаковом росте цен и заработной платы весь эффект достается предпринимателям, при опережающем (но не кратном) росте заработной платы часть эффекта остается у предпринимателей.

В Российской Федерации необходимы наиболее глубокие преобразования механизма ее регулирования. По существу необходима новая реформа заработной платы. Важными мерами по реформированию заработной платы в предстоящем периоде должны стать отказ от установления общероссийской минимальной заработной платы и переход к установлению на единой методической основе минимальных заработных плат для каждого субъекта Федерации. Поэтому в настоящее время общероссийская общероссийская минимальная заработная плата  по своей сути является экономической бессмыслицей, то есть величиной не только низкой, но и вообще не отражающей условия проживания ни на одной территории России, страны гигантской протяженности с различными природно-климатическими и экономическими условиями проживания.

 

1.4. Принципы организации оплаты  труда на предприятиях

Под организацией ЗП понимается ее построение, обеспечение  взаимосвязи количества труда с  размером его оплаты, а также составных  элементов (выбор фирм и систем оплаты труда, тарифная система, нормирование) [5].

На основе принципов  организации и функций ЗП в  условиях построения рыночных отношений  создается организационная система  оплаты труда непосредственно в  низовых звеньях – на предприятии. Перестройка организации ЗП в  соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:

  • повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения не заработанных денежных средств;
  • устранение случаев уравнительности в оплате труда, достижение прямой зависимости ЗП от результатов труда, как индивидуальных, так и коллективных;
  • оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионально-квалификационных групп с учетом с учетом сложности выполняемых работ, условий труда, учитывающих дефицитность профессий, а также влияние различных групп, работа которых обеспечивает достижение конечных результатов и конкурентоспособность производства.

Поскольку в  низовых звеньях управления существует специфика в организации оплаты труда, то ее организационные предпосылки должны быть такими: (рис. 1.3).

При организации  ЗП на предприятии затрагиваются  интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь  равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе в вопросах оплаты труда.

В условиях рынка. А тем более в переходный период, не устраняются, а меняются направления  и характер государственного регулирования  распределительных отношений. Появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов.

Рис. 1.3. Организационные  предпосылки оплаты труда

 

Регулирующее  действие государства должно быть направлено на создание условий для зарабатывания  средств и обеспечение социальных гарантий с целью повышения эффективности  использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.

В основу государственного регулирования распределительных  отношений должны быть положены: законодательство и соглашение по труду, налоговая система;  установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией.

Без участия  государства невозможно гарантировать  человеку доход, обеспечивающий ему  достойную жизнь вне зависимости  от итогов экономической деятельности предприятия. В функции государства, кроме того, должно входить повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов, ослабление социальной напряженности и т. д. Становясь участником воспроизводства рабочей силы, государство во многом берет на себя предложение рабочей силы, стремится, чтобы оно отвечало спросу предпринимателей.

Для регулирования  перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа для которых у нас в законодательной области создана, но много еще предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений.

В Федеральном  законе Российской Федерации «О внесении изменения» в ст. 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» за №93-ФЗ от 01.05.99 г. предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров. Федеральный Закон Российской Федерации «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» за №92-ФЗ от 01.05.99 г. предусмотрено следующее:

  • установление общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов работников наемного труда и работодателей;
  • развитие системы социального партнерства;
  • содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Таким образом, реализацией этих законодательных  актов положено начало развитию системы  социального партнерства в области трудовых отношений, однако механизм их действия пока еще недостаточно отработан.

Характеризуя  практические шаги в области регулирования  оплаты труда в нашей стране, следует  отметить, что разработана и введена  на законодательном уровне с 1 декабря 1992 г. ЕТС. Ее основное значение – дифференциация уровней оплаты труда различных категорий работников на единой методологической основе, позволяющей обеспечить равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых из бюджета.

В последнее  время издано ряд постановлений  Правительства Российской Федерации  по усовершенствованию ЕТС: «Об утверждении  тарифных коэффициентов ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №284 от 30.03.2000; «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №282 от 30.03.2000, предусмотренные постановлением №309 от 18.03.1999; указ Президента Российской Федерации «О повышении тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» №539 от 20.03.2000; постановлением Минтруда России утверждено разъяснение №6 «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 г.» (рег. №2092 от 07.02.2000).

Информация о работе Исследование состояния организации оплаты труда