Исследование стиля лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – исследование стиля лидерства и сравнение существующих стилей.
Задачи:
1. определение понятия «лидерство»;
2. историческое обозрение осмысления и развития темы лидерства;
3. проведение сравнительного анализа стилей лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика понятия лидерства
2. Характеристика и сравнительный анализ стилей лидерства
2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ
2.2 Лидерство и руководство
2.3 Управленческая решетка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Организационное поведение.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 080507.65»

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т  А

 

По дисциплине: Организационное поведение

На тему: «Исследование стиля  лидерства»

Вариант № 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

6 семестра

Белоусова Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2013 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика понятия лидерства

2. Характеристика и сравнительный анализ стилей лидерства

    2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ

    2.2 Лидерство и руководство

    2.3 Управленческая решетка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен лидерства занимает особое место также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».

Как социально-экономическое  явление лидерство в своем развитии прошло длительный путь эволюции, на протяжении которого основывалось на физических, родовых, интеллектуальных, экономических и других признаках. Оно представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности [1; c. 113].

Лидер – это  личность, способная оказывать постоянное и решающее влияние на государство, общество, организацию, большую или малую группу [2; c. 108].

Цель контрольной работы – исследование стиля лидерства и сравнение существующих стилей.

Задачи:

1. определение  понятия «лидерство»;

2. историческое обозрение осмысления и развития темы лидерства;

3. проведение  сравнительного анализа стилей  лидерства.

 

Данная тема ввиду её значимости часто раскрывается в научной и публицистической литературе, однако среди ученых – социологов, историков, политологов нет единого мнения и понимания современной феномена лидерства, что определяет многообразие теорий о лидерстве. Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно, однако и среди классификаций нет единства или наиболее точной их систематизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  понятия лидерства

 

Слово лидер  происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство можно  определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью  группы (Фридлер).

Собственно, проблема определения понятия лидерства  завит от того, какой теории придерживаться, и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В современной  науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство  – это разновидность власти, спецификой  которой является направленность  сверху вниз, а также то, что  ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, – пишет Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство  – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство  – это влияние на других  людей (В. Кац, Л. Эдингер  и др.). Однако это не любое  влияние, а такое, для которого  характерны четыре особенности:  во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства [3; с. 55-62].

Заглянув в  социологический словарь, можно  обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов»

Первое определение  обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них состоит в том, что  это определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения — его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют  лидерства. Эйнштейн, например, был  безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным [4; с. 57-64].

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт), эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

 

 

2. Характеристика и сравнительный  анализ стилей лидерства

 

2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ

лидерОбщественный интерес к лидерству лучше всего доказывает то, что по этому поводу проведено и описано в литературе более 10000 эмпирических исследований. Причины популярности данной темы обнаружить несложно. Лидерство как социальное явление присутствует во всех культурах. Более того, качество лидерства часто определяет судьбу группы или организации. К тому же в лидере почти всегда возникает необходимость, когда работу невозможно выполнить в одиночку. В ходе изучения лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд теорий происхождения лидерства.

Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально  оно означало стержень для писания  на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении "почерк". Отсюда можно  считать, что стиль лидерства – своего рода "почерк" в действиях руководства для достижения поставленной цели.

Стили лидерства – это  совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач  управления, то есть это система  постоянно применяемых методов руководства.

Стили лидерства делятся  на три основных категории - авторитарный, демократичный и либеральный.

1. авторитарный стиль  лидерства подразумевает жесткие  способы управления, всякое пресечение  чьей-либо инициативы и обсуждения  принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи.

Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

2. демократичный стиль  лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.

Руководитель рекламирует  свою позицию и идеи, посредством  убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться  совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере. 
3. либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют, что им делать.

Отсутствие  похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне  от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов  участников группы.

Достижение  высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора:

1.Ситуация на  данный момент - спокойная, стрессовая, неопределенная. (аврал на работе - необходимо срочно решить данную проблему).

2. Тип проблемы. К решению сложных проблем  необходимо привлекать экспертов,  организовывать обсуждения, и здесь  необходим демократический стиль  лидерства.

3. Коллектив  - особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного  коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач - либеральный стиль лидерства (ситуация типа мозгового штурма и т.д.). Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно.

Существует  лишь один максимально эффективный  стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. 
Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства.

Лидеру следует  научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации. 
Именно баланс всех трех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов [5; с. 591].

Характеристика  стилей управления

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках  лидера. Личное установление целей  и выбор средств их достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно  сверху.

Делегирование (передача) полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений раздельно по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях.

Снятие лидером с  себя ответственности, отречение в  пользу группы или организации. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтале.

Сильные стороны

Внимание к срочности  и порядку, результат.

Усиление личных обязательств по работе через управление.

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера.

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива.

Требует много времени  на принятие решений.

Группа может потерять направление движения, уменьшить  скорость без вмешательства лидера.

Информация о работе Исследование стиля лидерства