Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа
Цель контрольной работы – исследование стиля лидерства и сравнение существующих стилей.
Задачи:
1. определение понятия «лидерство»;
2. историческое обозрение осмысления и развития темы лидерства;
3. проведение сравнительного анализа стилей лидерства.
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика понятия лидерства
2. Характеристика и сравнительный анализ стилей лидерства
2.1 Стили лидерства, их характеристика и анализ
2.2 Лидерство и руководство
2.3 Управленческая решетка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 Лидерство и руководство
Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Руководитель — это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство — это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот. Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек. Так почему же руководителю полезно быть лидером? Ну, во-первых, лидер является авторитетом в коллективе, а следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования. Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее спрогнозировать их решение [6; с. 496].
Если условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, а как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции [7; с. 60].
Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.
Лидерство - это
тип управленческого
Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
Вообще говоря, ещё в 1992 году профессор гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник охарактеризовал разницу между лидерами и менеджерами (управляющими). Он утверждал, что лидеры терпимо относятся к хаосу, отсутствию структуры и неопределенности, менеджеры добиваются порядка и контроля и стремятся избавиться от проблемы ещё до того, как сами поняли её смысл. Ниже приведены сравнительные характеристики управляющих и лидеров по работам А. Залезника:
Менеджеры / управляющие |
Лидеры |
Получают свою должность |
Берут на себя руководство |
Принимают и поддерживают статус-кво |
Бросают вызов статус-кво |
Стремятся к предсказуемости и порядку |
Стремятся к переменам |
Реализуют цели |
Формируют Видение |
Менеджеры/управляющие |
Лидеры |
Организуют дела по реализации события |
Создают сбытия |
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур |
Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур |
Мотивируют персонал |
Вдохновляют людей |
Избегают рисков |
Идут на риск |
Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения |
Разрабатывают концепции и стратегии |
Контролируют соответствие критериям |
Вырабатывают критерии, задают рамки |
Акцент на тактике, структуре |
Акцент на фундаментальных ценностях, общих целях |
Организуют персонал |
Сплачивают единомышленников |
Заинтересованы в |
Заинтересованы в эффективности |
2.3 Управленческая решетка
Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработана в Университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку(схему), включавшую 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими критериями [6; с. 503].
При всей своей приблизительности эта таблица помогает тем, кто не очень хорошо знаком с психологией, отчетливее увидеть себя, осознать свое взаимодействие с коллегами, выявить источники сопротивления и конфликтов.
Блэйк и Мутон описывают средние и четыре крайние позиции решетки так:
1.1 «Невмешательство».
Со стороны руководителя
1.9 «Дом отдыха».
Руководитель
9.1 «Авторитет-подчинение». Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 «Золотая
середина-организация». Руководитель
достигает приемлемого
9.9 «Команда».
Благодаря усиленному вниманию
к подчиненным и эффективности
руководитель добивается того, что
подчиненные сознательно
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности [6; с. 504].
Ответственность рождает инициативу. И когда мы начинаем проявлять эту инициативу, которая требует упорной, кропотливой работы, мы с удивлением обнаруживаем, что другие начинают нас воспринимать как лидера. И это уже другой лидер, не герой и не руководитель - профессионал. Такой лидер образует вокруг себя некое братство, объединяя людей с помощью личных связей, основанных на разделяемых ими ценностях, ясном понимании того, что надо делать, признание вклада каждого в общее дело.
У людей появляется право проявлять инициативу, право совершать ошибки. И именно здесь происходит переход от лидерства к новой культуре компании. Каждый берет на себя част лидерских функций(воодушевление, поддержка, наставничество). Главными процессами в такой организации становятся «действие» и «обучение» на результатах этих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной контрольной работе были исследованы разные стили лидерства, выдвигаемые зарубежными исследователями, которые были едины во мнении, что современная организация любой компании основана на лидерстве и только успешное лидерство позволит достойно конкурировать и выживать компании.
Определяя роль лидерства на современном этапе можно с уверенностью сказать, что, если не будет лидерства, мы никогда не достигнем максимума производительности, целостного результата и гармонии в отношениях сотрудников.
Это основной инструмент управления предприятием, которым необходимо обладать, развивать (для этого существуют бизнес - школы с программами обучения лидерским навыкам) и уметь использовать на практике. И, поэтому, в связи с изменениями в функционировании организации, неудивителен все возрастающий интерес к данной теме многих крупных сетевых, постиндустриальных, самообучающихся компаний.
Лидерство - это новая модель управления, способная обеспечить выживание компании в условиях изменений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Хохлова Т.П. Организационное
поведение.//М.,2005//
2. Ачкасов В.А.,Гуторов В.А.Политология.//Под ред.проф.Гуторова В.А. и Ачкасова В.А.//М.,2006//
3. Трунов Д.Г. Феномен харизматического лидерства // Философия социальных коммуникаций. - 2009. - № 2. - С. 55-62.
4. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. №12. – с. 57-64.
5. Бакирова Гузэль Хафазовна.Психология эффективного стратегического управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г. Х. Бакирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 591 с. - (Серия «Magister»).
6. Майкл Мескон, Майкл Альберт,Франклин
Хедоури. Основы менеджмента//М.,2005,
7. Сергеева О.Б. Лидерство и управление как компетенции руководителя среднего звена //Управление персоналом//№19-2005.-57-60с.
Размещено на Allbest.ru