Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:16, контрольная работа
Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам; установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста; осуществление практических действий по привлечению персонала .
1. Источники, организация найма и приема персонала.......................................3
2. Мониторинг и прогнозирование рынка труда, определение потребности в кадрах нужных профессий и специальностей......................................................8
3. Сущность и содержание оперативного плана работы с человеческими ресурсами...............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................22
3. Сущность и содержание
1. Источники, организация найма и приема персонала
Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам; установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста; осуществление практических действий по привлечению персонала .
В процессе набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах.
Набор персонала - массовое привлечение персонала в какую-либо организацию, с целью создания необходимого резерва кандидатов на замещение вакантных мест.
Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние, ниже в таб.1 приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников.
Таблица 1. Виды источников привлечения персонала
Виды источников привлечения персонала | |
Внутренний источник |
Внешний источник |
Объявление о найме в средствах информации фирмы. Просмотр картотеки личного состава кадров. Опрос родственников и знакомых. Запрос сотрудников. Альтернативы найму - изменение трудовых отношений путем: сверхурочной работы; совмещения должностей; временного наема кадров; переноса отпусков; многосменного режима работ. |
Объявления в средствах массовой информации. Вербовка. Компьютеризированные службы подбора работников (Internet-технологии). Биржа труда, рекрутерские фирмы, агентства. Использование ярмарок, выставок, фестивалей для информации о вакансиях. Наем студентов во время каникул. Профориентация учащихся колледжей, вузов, школ. Лизинг персонала. Лица, сами обратившиеся в организацию в поисках работы. |
Достоинства | |
Внутренний источник |
Внешний источник |
Снижение затрат на привлечение персонала. Более полная информация о возможностях кандидата. Наглядное развитие карьеры. Меньший срок поиска претендентов. |
Большой выбор кандидатов. Возможность появления новых идей и приемов работы. Меньшая психологическая напряженность в коллективе. Удовлетворение количественной потребности в персонале. |
Недостатки | |
Внутренний источник |
Внешний источник |
Угроза возникновения психологической напряженности в коллективе. Меньший выбор кандидатов. Меньшая активность (недостатки организации менее заметны, привычны). "Семейственность" => застой идей. Может возникнуть количественная потребность в персонале на освобождающемся рабочем месте. |
Большие затраты на привлечение персонала. Большой срок поиска. Длительный период адаптации кандидата. Отсутствие полной информации о возможностях кадров. Возможность ухудшения рабочего климата - "обида" среди давно работающих. |
Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а так же рекомендации кадровых агентств.
В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа (анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Недостатком первичного этапа является то, что с помощью оценки документов можно получить ограниченное количество информации.
Основными правилами окончательного
отбора претендентов являются:
· выбор наиболее подходящих для организации
работников;
· обеспечение превышения ожидаемого эффекта
над затратами;
· сохранение стабильности персонала и
одновременно приток новых людей;
· улучшение морально-психологического
климата коллектива;
· удовлетворение ожиданий привлеченных
сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного перечня требуемых от претендента качеств, ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить, ориентация на формальные заслуги, суждение о человеке по одному из качеств, нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех, излишнее доверие к тестам, неточный учет отрицательной информации.
На основе анализа результатов собеседования руководитель подразделения (с участием сотрудника отдела кадров) выбирает кандидата, который, по его мнению, наиболее подходит для данной должности. В зависимости от традиций организации, а также важности вакантной должности может потребоваться собеседование с руководителем руководителя или генеральным директором, прежде чем будет принято решение о приеме на работу. Отдел кадров готовит письмо – предложение кандидату, содержащее описание условий работы – дату начала, название должности, подчиненности, величину заработной платы, режим работы, продолжительность отпуска, предоставляемые организацией льготы и т. п. Письмо – предложение, подписанное руководителем организации или подразделения, направляется кандидату.
Кандидаты руководствуются различными мотивами при устройстве или переходе на новую работу: кого – то привлекает власть, кого – то материальное вознаграждение, кого – то возможности новых социальных контактов. Понять, что движет конкретным кандидатом, является принципиальной задачей работающих с ним специалистов. После того как ключевой мотив определен, предложение должно быть построено таким образом, чтобы удовлетворение именно этой потребности выступало на первый план. При этом абсолютно не допустимы преувеличения и тем более неправда. Если кандидату была обещана широкая самостоятельность, а, выйдя на работу, он обнаружил, что не может оставить рабочее место без разрешения своего начальника, - в организации появляется еще один неудовлетворенный сотрудник и источник внутренних проблем.
Еще один очень важный момент – организация
должна бороться за того кандидата, которого
она выбрала (того, кого хотите видеть
у себя в организации, хотят видеть у себя
и другие). В этот процесс должны быть вовлечены
все имеющиеся в ее распоряжении силы,
включая высшее руководство.
В последнее время все больше распространение
получает практика приема на работу с
испытательным сроком, дающая возможность
оценить кандидата непосредственно на
рабочем месте без принятия на себя обязательств
по его постоянному трудоустройству. В
период испытательного срока, продолжительность
зависит от трудового законодательства
и традиций компании, кандидат исполняет
должностные обязанности в полном объеме,
получает вознаграждение, однако может
быть уволен по его окончании без каких
– либо последствий для организации. В
течение испытательного срока руководитель
подразделения уделяет особое внимание
кандидату и оценивает его с точки зрения
потенциала работы в данной должности
и организации.
Этот метод предоставляет объективную
основу для решения, которое принимает
в конце испытательного периода руководитель,
- принять или не принять кандидата на
постоянную работу.
2. Мониторинг и прогнозирование рынка труда, определение потребности в кадрах нужных профессий и специальностей
Важнейшей предпосылкой регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор вариантов, развивается система альтернативных прогнозов.
Наиболее сложным экономическим механизмом согласования интересов наемных работников и работодателей является региональный рынок труда. Спрос и предложение на нем дифференцированы, а сам он крайне несовершенен.
Едва ли не самым главным инструментом становится в этом случае точный и достоверный прогноз состояния рынка труда. Ценность прогноза в том и заключается, что он позволяет оценивать развитие ситуации в будущем.
Основу прогнозов социально-экономического развития составляет система демографических, социальных, научно-технологических и других прогнозов отдельных сфер экономики.
Прогнозирование состояния рынка труда имеет особое значение в системе стратегического планирования занятости населения. Оно обусловлено ролью прогнозов состояния рынка труда для федеральных и региональных органов власти как важнейшей предпосылки формирования ими правильной стратегии и тактики социально-экономического развития, совершенствования рыночных отношений, разработки бюджетов, мер по социальной защите граждан, эффективной демографической политики и т.д.
Значительные изменения, происходящие в экономике, повышают требования, предъявляемые к организации работ в службе занятости по анализу статистических данных и построению прогнозов развития рынка труда.
В частности, при разработке прогнозов рынка труда необходимо увязать множество составляющих:
Прогноз социально-экономического развития основан на анализе тенденций динамики показателей, характеризующих развитие основных отраслей экономики, позитивных и негативных факторов, которые будут определять развитие в прогнозируемом периоде.
На основе прогноза социально-экономического развития готовится прогноз развития и состояния рынка труда. Причем прогноз занятости населения составляется не только в отраслевом разрезе, но и по территориям, отдельным демографическим группам и т.д. Эта прогнозная разработка является отправной точкой для составления Программы содействия занятости населения области. Чем более детализирован и точен прогноз, чем больше исходных факторов он содержит, тем более значимыми становятся стратегические разработки.
Однако при разработке прогноза специалисты сталкиваются с целым рядом проблем. К наиболее типичным их них можно отнести:
Итак, для успешного прогнозирования рынка труда необходимо знать следующие показатели:
Принципы прогнозирования:
При анализе и прогнозировании используются следующие методы: экономико-статистический, экстраполяционный, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, балансовый и др. Всех их обобщенно можно назвать количественными методами.
Количественный метод старше качественного, он давно используется в странах Запада. Благодаря его использованию можно сразу определить точку равновесия на прогнозируемом рынке труда.
К сожалению, данный прогноз не учитывает по отдельности ни спрос на труд, ни его предложение, ни связи между этими двумя понятиями, т.е. модель не описывает механизм взаимодействия спроса на труд и его предложения.
Поэтому в некоторых странах всё большее значение уделяют качественному прогнозу.
Фокус-группа - это качественный метод исследования, который заключается в проведении группового глубинного интервью, в ходе которого выясняются модели поведения опрашиваемых, а так же причин данного поведения. Когда проводят фокус-группу, количество участников чаще всего составляет от 7 до 10 человек. Отбор участников фокус-группы производится по принципу однородности социально-демографических и других характеристик, участники фокус-группы не должны быть знакомы между собой и не должны быть объединены какими-либо идеями и интересами. Опрос групп проводится в специальном помещении под руководством специалиста (обычно это психолог).
Метод опроса экспертов делится на индивидуальный опрос, опрос группы экспертов с целью формирования единого мнения, и наиболее популярный Дельфийский метод, когда каждого специалиста последовательно знакомят с мнением других экспертов группы.
Информация о работе Источники, организация найма и приема персонала