Источники возникновения и посылки «Школы дизайна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

В стратегическом менеджменте, как и во всякой научной дисциплине, существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя при этом те или иные методологические приоритеты. Вообще такие направления называются научными школами, а в случае стратегического управления — школами стратегического менеджмента. Эти школы были систематизированы Генри Минтцбергом.
Современная методология стратегического менеджмента ассоциирует данные школы с десятью одноименными основными подходами, используемыми при разработке и в формировании стратегии. По Г. Минтцбергу, существуют следующие школы: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, а также школы власти, культуры, окружающей среды и конфигурации.

Файлы: 1 файл

REFERAT_готовый-1.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Выявленные в результате SWOT-анализа сильные стороны и возможности внешней среды представляют движущие силы организации, в то время как слабые стороны и внешние угрозы являются сигналом о возможных рисках и потерях.(3)

Целевое состояние организации  должно быть с одной стороны, результатом использования сильных сторон, направленного на извлечение максимальной выгоды из благоприятных возможностей и противостояние опасностям, а с другой стороны, результатом использования благоприятных внешних обстоятельств для преодоления слабых сторон и избегания опасных ситуаций.

В основу построения данной модели стратегического планирования положены следующие основные методологические принципы:

1. Процесс формирования  стратегии развития фирмы должен  быть контролируемым, осознанным  процессом мышления.

2. Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер.

3. Модель формирования  стратегического плана должна  быть достаточно простой и  информативной.

4. Любая стратегия  должна содержать в себе отличительные  цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.

5. Процесс формулирования  стратегии должен завершаться  лишь тогда, когда альтернативные  стратегии имеют полное описание  и осуществлен окончательный  выбор лучшей из них.

6. Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком.

7. Стратегия развития любой фирмы (предприятия) должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации(2).

Весьма важное для формирования стратегии значение имеют так же два  фактора.  Первый — организационные ценности, или ценности менеджмента, т. е. убеждения и предпочтения индивидов, формально возглавляющих организацию. Второй — социальная ответственность, в частности моральные устои общества, в котором функционирует организация, во всяком случае представление о них руководства фирмы. Однако большинство представляющих школу дизайна авторов, за исключением Ф. Селзника, не придают особого значения ценностям и морали.

Вслед за определением альтернативных стратегий в рассматриваемой модели следует этап их всесторонней оценки и выбора оптимальной стратегии. Предполагается, что менеджмент компании заранее разработал несколько альтернативных стратегий, из которых после соответствующей оценки необходимо выбрать какую-то одну (1).

 Ричард Румельт из гарвардской группы генерального менеджмента предложил следующую систему оценки стратегий:

Последовательность: стратегия не должна содержать противоречивых целей и программ.

Согласованность: стратегия должна предлагать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней важные изменения. 

Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и/или поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.

Осуществимость: стратегия не должна предполагать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

Наконец, практически  во всех публикациях приверженцев школы  дизайна поясняется, что за одобрением стратегии следует ее осуществление (4).

Реализация стратегии  на рисунке 1 (с.7) представлена как развертывание ее формулировки. Это означает, что после призванной сузить выбор стратегии оценки процесс вновь расширяется, поскольку ее внедрение требует активного участия всех уровней организации. Причем реализация стратегии в случае необходимости предполагает доработку организационной структуры и управленческих процедур. (3) Что же до фактического развития стратегии, об этом сторонниками школы моделирования написано очень немного, акцент делается на том, что этот процесс, по словам К. Эндрюса, есть «творческий акт».

Степень действенности  модели дизайн-школы определяется следующими условиями:

1) в принципе индивид  способен "обработать" всю относящуюся  к формированию стратегии информацию;

2) стратег должен обладать  полным, детальным знанием текущей  ситуации. Стратег должен осознавать  глубинный смысл происходящего.  Ин-дивид способен по-настоящему  узнать организацию, только пребывая  внутри нее;

3) необходимые знания  должны быть определены прежде, чем будет реализована новая стратегия. Ситуация должна оставаться достаточно стабильной или по меньшей мере предсказуемой. Стратег не только должен иметь доступ к базе необходимых знаний, но и быть достаточно близким к ней. В определенный момент стратег должен представлять себе, какие знания необходимы ему для осознания стратегической перспективы, которая будет значима и по завершении периода реализации стратегии;

4) организация должна  быть готова реализовать централизованно  сформулированную стратегию. Члены организации должны быть готовы подчиниться главному стратегу, посвятить внедрению стратегии свое время, энергию и другие ресурсы. Участие в этом процессе предполагает наличие доброй воли и энтузиазма со стороны членов организации.

 3. Достоинства и недостатки методологии «Школы дизайна»

     1. Оценка сил и слабостей: пренебрежение обучением. «Школа дизайна» утверждает независимость мышления от действия, полагает формирование стратегии процессом не столько обучения, сколько осмысления. Наиболее ярко это проявляется на фундаментальном этапе стратегического процесса в ходе оценки сильных и слабых сторон организации. На вопрос о том, как организация узнает о своей силе и слабости, школа дизайна дает четкий ответ - из обсуждений, оценки и анализа, т. е. в процессе сознательных размышлений - устных и письменных. Критики задаются вопросом: может ли организация быть уверенной в своих силах, не подвергая их проверке? Ни одна организация не может знать заранее, чем обернутся ее компетенции - силой или слабостью. Понимание того "что представляет собой та сфера бизнеса, в которой мы действуем", требует не только умозрительных построений, но и их практической проверки, приобретения определенного опыта. А заключение после таких процедур состоит в том, что преимущества часто не так велики, а недостатки - намного серьезнее, чем ожидалось.

2. Структура следует  за стратегией... как левая нога  за правой. Дизайн-школа утверждает, что структура должна вытекать  из стратегии и ею определяться. Но поскольку у организации есть прошлое, равно как и определенное окружение и структура, составляющие определенную важную часть ее истории, утверждение о том, что стратегия должна предшествовать структуре и превосходить ее по важности, равноценно положению и преимуществу стратегии перед "внедренным" в структуру производственным потенциалом организации. Таким образом, структура следует за стратегией так же, как при ходьбе левая нога следует за правой. И разработка стратегии, и дизайн-структуры поддерживают организацию и друг друга. Они одновременно предшествуют и следуют друг другу, за исключением тex моментов, когда они развиваются параллельно в моменты резкого перехода организации на новые позиции. Построение стратегии есть комплексная система, а не некая произвольная последовательность.

3. Точное определение  стратегии: утрата гибкости. Рассматриваемая  модель требует четкого определения  разрабатываемых стратегий. Но  для того, чтобы точно определить  стратегию, ее создатель должен  с уверенностью знать, в каком  направлении он планирует начать движение. Но ведь организациям приходится сталкиваться и с неопределенными ситуациями. Точные стратегии ограничивают поле зрения, указывая исключительно на главное направление, и могут помешать осуществить стратегические изменения, когда возникает такая необходимость. Важно определить, когда нужна точность, в какой степени и когда необходимость в точности отсутствует, но школа дизайна даже не ставит эти вопросы.

4. Отделение формулирования от осуществления: отрыв мышления от действий. Корень проблем многих современных организаций следует искать в том, что дизайн-школа поощряет руководителей к упрощению стратегического процесса, ее приверженцы настаивают на возможности разработки стратегии на основе «краткого конспекта» о деятельности компании, они отрицают, что формирование стратегии есть долгий, тонкий и сложный процесс обучения, школа поощряет менеджеров разделять мышление и действие, поощряет их к кабинетному затворничеству. (1)  Это вытекает из того, что создание стратегии является продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются исключительно в ходе мыслительного процесса. Таким образом, разрабатывают стратегии одни люди, а реализуют их другие. Внимание приверженцев школы дизайна концентрируется не на результате, а на процессе. Но ее представители предполагают, что процесс и результат внутренне связаны, что стратегия - это грандиозный замысел, для создания которого необходим великий мыслитель. Поэтому надо не забывать, что посылки школы дизайна, да и других школ являются весьма спорными. Разделение процессов формулирования и осуществления стратегии в изменчивой или относительно сложной внешней среде просто бессмысленно. Возможны два варианта. Либо «формулировщику» стратегии придется быть одновременно и ее «реализатором», либо «реализатор» должен будет сам «формулировать» стратегию. Иначе говоря, мышление и действие должны быть неразрывно связаны.

  Как правило, стратегия, «помещающая» организацию в некую нишу, ограничивает собственную перспективу. Похоже, именно это и произошло со школой дизайна (не говоря уже о всех других) в том, что касается процесса формирования стратегии. Мы уже высказали мысль о том, что допущения, на которых строится рассматриваемая модель, не оставляют места некоторым важным аспектам формирования стратегии: последовательное развитие (приращение) и появление новой стратегии, влияние существующей структуры на стратегию и полноправное участие в процессе помимо глав организации других действующих лиц. (4)

 Основной заслугой «Школы дизайна» стратегического управления следует считать введение фундаментального положения стратегического управления - обеспечение соответствия между внешними возможностями и внутренним потенциалом предприятия, а также разработку особого языка, использование которого позволяет обсуждать проблемы формирования стратегии, и ввода центрального понятия стратегического менеджмента, а именно положение о том, что стратегия отображает фундаментальное соответствие между внешними возможностями и внутренним потенциалом организации.(2)

4. Вклад «Школы дизайна» в стратегическое развитие организации

  Критика модели дизайна стратегии ни в коей мере не умаляет заслуги школы дизайна. Очевидно, что применение модели может быть ограничено и часто упрощено, но теоретический вклад самой школы как «информации к размышлению» не подвергается сомнениям. Дизайн-школа разработала особый язык, на котором все мы обсуждаем проблемы формирования стратегии. Значение вклада школы дизайна в развитие стратегического управления ни в коей мере не зависит от того, сколько и какие из посылок модели дизайна представляются несостоятельными.

  Модель данной школы может применяться и еще в одном контексте — в новой организации, имеющей потребность в четком курсе, что позволит ей на равных соперничать с более опытными конкурентами (или позиционировать себя в нише, свободной от их прямого влияния). Период начального осмысления стратегии является, конечно, результатом умозаключений обладающего способностью предвидения предпринимателя, человека, создавшего организацию.

 
 

Заключение

  Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что отличительными особенностями исследуемой в данной работе методологии, получившей название «школа дизайна», являются прагматизм, ясность и простота с акцентом на формирование стратегии развития организации. Ее ключевые идеи лежат в основе университетских курсов стратегического менеджмента и часто используются на практике.

    В результате процесса дизайна создается модель, замысел или план. Внимание приверженцев рассматриваемой школы концентрируется не на результате, а на процессе. Но ее представители предполагают, что процесс и результат внутренне связаны, что стратегия — это грандиозный замысел, создать который должен великий мыслитель. Но какого-то одного, единственно верного способа создания стратегии не существует. 

Список использованных источников

1) Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] / под ред.  Чернышова М. А. – Ростов , 2008. - Режим доступа: http://management61.ru/index.php?do=static&page=42strateg    

2) Школа дизайна в теории стратегического управления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://strategupr.ru/otvety-na-ekzamen-strategicheskij-menedzhment/213-shkola-dizajna-v-teorii-strategicheskogo-upravleniya.html

3) Научные школы стратегического управления: варианты классификации [Электронный ресурс] / М.В. Бражник // Проблемы современной экономики. - N 3 (31). -  2009. – Режим доступа: http://www.m-conomy.ru/art.php?nArtId=2706   

4) Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента [Электронный ресурс] / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел; под ред. Ю. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. -  Режим доступа: http://www.orenipk.ru/rmo_2011/docs/4uo18.htm  

Информация о работе Источники возникновения и посылки «Школы дизайна»