Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия на основе исторического анализа.
Введение ………………………………………………………………………. …3
Глава 1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики ……………………………………….……………… 6
1.1. Понятие стратегического менеджмента ……………………………… 6
1.2. Концепции стратегического менеджмента организации ……..…..…11
Глава 2. История развития менеджмента в системе управления организацией и этапы развития стратегического управления ………………………….……22
2.1. Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента ………………………………...………….. 22
2.2. Основные этапы развития стратегического управления ……………31
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы ………………………………..…………40
Приложения
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. …3
Глава 1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики ……………………………………….……………… 6
1.1. Понятие стратегического менеджмента ……………………………… 6
1.2. Концепции стратегического менеджмента организации ……..…..…11
Глава 2. История развития менеджмента в системе управления организацией и этапы развития стратегического управления ………………………….……22
2.1. Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента ………………………………...………….. 22
2.2. Основные этапы развития стратегического управления ……………31
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы ………………………………..…………40
Приложения
Введение
Актуальность темы. Концепция стратегического менеджмента имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.
Для того, чтобы конкурировать в современной сложной и быстроизменяющейся обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Однако для того чтобы точно и грамотно обозначить основные проблемы стратегического менеджмента и выявить основные направления развития, необходимо обратиться к историческому анализу. На основании исследования необходимости возникновения стратегического менеджмента и определения основных аспектов каждого из этапов его развития можно определить основные тенденции современной системы стратегического управления, что, в последствии, поможет совершенствовать систему управления на предприятии.
Степень разработанности данного исследования сформировалась как синтез классических и современных взглядов на источники образования и механизм развития стратегического менеджмента, которые отражены в работах Бандурина А.В., Виханского О. С., Гольдштейна Г.Я., Липатова В.С. и т.д.
Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость обусловили выбор темы, цель и основные задачи исследования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия на основе исторического анализа.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
- определить понятие стратегического менеджмента и обозначить его место в системе современных наук;
- выявить
основные формы и направления
развития стратегического
- выявить
основные исторические причины,
которые обусловили
- осуществить
попытку исторической
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является стратегический менеджмент.
Предметом исследования выступает историческое развитие стратегического менеджмента.
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, реализующие историко - теоретический подход к анализу стратегического управления.
Эмпирической базой исследования послужили материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
Инструментально-методический аппарат исследования. При проведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического, статистический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность данной темы, определяется цель и основные задачи исследования.
В первой главе «Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики» дается терминологическая основа, определяющая понятие стратегического менеджмента и определяющая основные тенденции развития его концепций.
Во второй главе «История развития менеджмента в системе управления организацией и этапы развития стратегического управления» показываются основные направления исторического развития стратегического менеджмента и выявляются основные причины возникновения этой науки..
В заключение делаются краткие выводы.
Список использованных источников содержит 15 наименований.
В приложении содержатся таблицы к материалу.
Глава 1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики
1.1
Понятие стратегического
Стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности. «Хорошая» стратегия - это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны.
В этом определении специального пояснения требует термин «результаты хозяйственной деятельности». В англоязычной литературе используется выражение «organizational performance», которое очень часто и переводят как термин «результаты хозяйственной деятельности». Прямое же значение слова «performance» - исполнение. В том смысле как это, например, применяется в спорте, когда говорят об исполнении прыжка или упражнения. В театре можно говорить об исполнении балета, пьесы или отдельного танца. Именно в этом смысле употребляется слово «performance» - как исполнение организацией своей миссии или роли на рынке. Англоязычный термин намного шире, чем его русский перевод «результаты хозяйственной деятельности». Поэтому предыдущее определение можно было бы переформулировать следующим образом.1
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ
портфеля диверсифицированной
- выбор степени
интеграции и систем
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение
нормативов поведения и
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.2
1. Разделение
управления имуществом (функция
собственника) и производством (компетенция
директора, правления, менеджера). Согласно
российскому законодательству
2. Основой
стратегии предприятия
Оценка эффективности производства в конечном счете характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.
Она включает четыре основных этапа:
1) исчисление производственных расходов;
2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);
3) прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;
4) определение
срока окупаемости
3. Разделение
функций стратегического и
4. Многообразие
стратегий управления в
5. Организация
сотрудничества крупного и
Рассмотрим основные этапы стратегического менеджмента.
Стратегический анализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.3 Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная бизнес-диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии. Важны и знания о конкурентном окружении, в котором работает фирма.
Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а, следовательно, необходимо определить: к чему стремиться, какие цели ставить.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Классифицировать цели можно по следующим функциональным областям:
Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
- объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;
- число клиентов;
- доля рынка.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например:
- обеспечить
определенный объем
- построить
цех (объем капитального
- разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР).
Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала организации, например:
- принять на работу трех маркетологов;
- довести
средний уровень зарплаты
- внедрить систему управления проектами.
Финансовые цели - увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
- чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
- величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);
- валовая и чистая прибыль;
- рентабельность продаж и т.п.
Можно устанавливать цели и в другом порядке: от финансовых - к рыночным и производственным. Данная классификация отличается простотой понятийного аппарата.
Информация о работе Историческая эволюция стратегического менеджмента