Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы провести анализ и выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия на основе исторического анализа.
Введение ………………………………………………………………………. …3
Глава 1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики ……………………………………….……………… 6
1.1. Понятие стратегического менеджмента ……………………………… 6
1.2. Концепции стратегического менеджмента организации ……..…..…11
Глава 2. История развития менеджмента в системе управления организацией и этапы развития стратегического управления ………………………….……22
2.1. Объективная возможность и необходимость возникновения стратегического менеджмента ………………………………...………….. 22
2.2. Основные этапы развития стратегического управления ……………31
Заключение ………………………………………………………………………37
Список использованной литературы ………………………………..…………40
Приложения
Термин "стратегическое управление" был введен на стыке 1960-79 гг., для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
Предпосылками, определяющие актуальность разработки концепции стратегического управления, стали такие факторы, как:
Интеграционные процессы, которые привели к образованию финансово-промышленных групп.
Глобализация бизнеса. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, и происходит стандартизация потребления. Продукция глобальных фирм - "Сименс", "Sony", "Procter&Gamble", "Panasonic" и множества других - продается во всех странах мира. Противостоять натиску глобальных фирм можно только аналогичными методами, т.е. разрабатывая стратегию в конкурентной среде.17
Возросла роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность внезапных изменений, их непредсказуемость.
В данной ситуации, исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечило бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде. Своевременное реагирование на возникавшие изменения достигалось посредством стратегического управления предприятия.
Разработка идей стратегического планирования и управления нашла отражение в работах таких авторов как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974), а также отечественных экономистов Азоева, Виханского, Градова и т.д. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом своевременно реагировать на изменения.
Популярность стратегического планирования пришлась на конец 1970-х начало 1980-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы. Однако в 1980-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях. Основными причинами этого стали: усиление неопределенности деловой среды. Поэтому именно в это время стратегическое управление включило в себя также инструменты и методы управления на основе гибких экстренных решений. Сравнительная характеристика рассмотренных систем корпоративного управления представлена в приложении 2.
Таким образом, сменяющие друг друга системы управления ориентированы на растущий уровень нестабильности среды и все меньшую предсказуемость будущего. Таким образом, возникновение и практическое использование приемов стратегического управления можно рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач.
Заключение
В данной работе была сделана попытка провести исследование одного из направлений стратегического менеджмента как стратегическое управление, основываясь на историческом анализе. На основании исследования работ российских и зарубежных специалистов в области научного управления, можно сделать следующие выводы:
Список использованных источников
Приложение 1
Ограничивающие условия |
Предприятие в условиях рыночной экономики |
Предприятие в условиях директивно-плановой экономики |
1. Ресурсные ограничения |
Редко бывают эффективными |
Почти всегда эффективны, более узкие, чем ограничения, обусловленные спросом |
2. Ограничения, обусловленные спросом |
Почти всегда эффективны |
Редко бывают эффективными |
3. Бюджетные ограничения |
Жесткие |
Мягкие |
4. Производственный план |
Автономный, формируется предприятием самостоятельно. |
Устанавливается на уровне ресурсных ограничений и не достигает границы ограничений, обусловленных спросом |
Таблица 1. Два типа предприятий и действительные ограничения.18
Приложение 2
Параметры |
Управление на основе контроля |
Управление на основе экстраполяции |
Упра вление на основе предвидения изменений |
Стратегическое управление | |
Допущения |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются |
Новые явления/ тенденции предсказуемы |
Частичная предсказуемость по слабым сигналам | |
Тип изменений |
Медленнее реакции фирмы |
Сравним с реакцией фирмы |
Быстрее реакции фирмы | ||
Процесс |
Циклический |
Реальное время | |||
Основа управления |
Контроль отклонений, комплексное управление |
Целевое управление |
Стратегический анализ |
Учет развития рынка и внешней среды | |
Акцент в управлении |
Стабильность/ реактивность |
Предвидение |
Исследование |
Творчество | |
Период |
С 1900 г. |
С 1950-х гг. |
С 1960-х гг. |
С 1980-х гг. |
Таблица 2. Сравнительные характеристики систем управления.19
1 Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика,- 2002.-С.40.
2 Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская Деловая Литература, 2006.-С.56.
3 Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №4.
4 Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. М:Москва. -2003.-С. 256.
5 Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления. –М.: ТРТУ.- 2000.- С.152.
6 Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления. –М.: ТРТУ.- 2000.-С.157.
7 Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007. -С.45.
8 Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007.-С.52
9 Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007.-С.53
10 Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИИД «Филин».- 2007. – С. 154.
11 Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИИД «Филин».- 2007.-С. 157.
12 Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №4
13 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ».- 2004.-С. 80.
14 Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. М., «Люксарт», 2006.-С.124.
15 Экономическая стратегия фирмы. Под ред. А.Л. Градова, СПб., «Специальная литература».- 2005.-С. 56.
16 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы менеджмента. М., «Дело».- 2005.-С.154.
17 Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М., «Дело».- 2002.-С.86.
18 Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие. - СПб., 2007.-С. 115.
19 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006. – С. 345
Информация о работе Историческая эволюция стратегического менеджмента