Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:15, реферат
Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.
Управленческие функции
Выводы:
- использование научного анализа для
определения лучших способов выполнения
задач;
- отбор работников лучше всего подходящих
для выполнения задач и обеспечение их
обучения;
- обеспечение работников ресурсами;
2.Классическая или
административная школа управления (1920
- 1950 года).
Авторы данной школы
в основном посвящали свои исследования
тому, что называется управлением производства.
С возникновением
административной школы специалисты начали
вырабатывать подходы к совершенствованию
управлением организации в целом. Создатели
данной школы имели опыт работы в качестве
руководителей высшего звена.
Основоположниками
классической или административной школы
управления были Анри Файоль, Линдалл
Урвик, Альдфред Слоун. Их работы в значительной
степени исходили из личных наблюдений,
они старались взглянуть на организации
с точки зрения широкой перспективы, пытаясь
определить общие закономерности и характеристики
организации.
Цель классической
школы: создание универсальных принципов
управления:
1) Первой категории. Эти принципы рассматривают
2 аспекта:
- разработка рациональной системы управления
организацией
- рассматривался как
2) Второй категории. Построение структуры
организации и управления работниками
(принцип единоначалия), согласно которому
человек должен получать приказы только
от одного начальника и подчиняться только
ему одному.
Файолем были разработаны
14 принципов управления:
1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина.
4. Единоначалие.5. Единство направления.
6. Подчиненность личных интересов общим.7.
Вознаграждение персонала. 8. Централизация.
9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Справедливость12.
Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива. 14. Корпоративный дух.
Многие из них до
сих пор практически полезны несмотря
на изменения с тех пор, как он впервые
их сформулировал.
Выводы:
- развитие принципов управления (разделение
организации на подраздел и рабочие группы);
- описание функций управлений: планирование
и организация;
- систематизированный подход.
3.Школа человеческих
отношений и школа поведенческих наук
(1930-1950г.г.). Основатели школы: Мери Паркер
Фоллет, Элтон Мэйо. Мэйо обнаружил, что
чётко разработанные рабочие операции
и хорошая заработная плата не всегда
ведут к повышению производительности
труда. Более поздние исследования, проведенные
Абрахомом Маслоу и другими психологами,
помогли понять причины этого явления.
Мотивами поступков людей являются не
экономические силы, а различные потребности,
которые могут быть частично или косвенно
удовлетворены с помощью денег. Основываясь
на этих выводах, исследователи психологической
школы полагали, что если руководство
проявляет большую заботу о своих рабочих,
то и уровень удовлетворённости работников
будет расти, что будет вести к повышению
производительности. Они рекомендовали
использовать приёмы управления человеческими
отношениями, включающие более эффективные
действия непосредственных начальников,
консультаций с работниками и предоставление
им более широких возможностей общения
на работе.
Основатели школы
поведенческих наук: Крис Арджерис, Ренсис
Лайкер, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг.
Они изучали различные аспекты:
- социального взаимодействия
- мотивации
- характера власти и авторитета
- организаций структуры
- коммуникаций в организациях
- лидерства и т.д.
Эта школа значительно
отошла от школы человеческих отношений,
сосредоточившись на методах налаживания
межличностных отношений. Новый поход
стремился в большей степени оказать помощь
работнику в осознании своих собственных
возможностей. На основе применений концепций
поведенческих наук, построение организаций
и управление ими. Основной целью этой
школы было повышение эффективности организации
за счёт повышения её человеческих ресурсов.
Выводы:
- Применение приёмов управления межличностными
отношениями для повышения степени удовлетворённости
и производительности.
- Применение наук о человеческом поведении
к управлению и формированию организации
таким образом, чтобы каждый работник
мог быть использован в соответствии с
его потенциалом.
4.Школа науки управления
или количественных методов (1950г. по настоящее
время). Основоположник: Фредерик Тейлор.
Математика, статистика,
инженерные науки и связанные с ними области
знания внесли существенный вклад в теорию
управления. До Второй мировой войны количественные
методы использовались недостаточно.
Количественные методы далее были сгруппированы
под общим названием "исследование
операции" - применение методов научного
исследования к операционным проблемам
организации. После постановки проблемы,
группа специалистов по исследованию
операций, разрабатывает модель ситуации.
Модель - это форма представления реальности.
Обычно модель упрощает реальность или
представляет её абстрактно. Модели облегчают
понимание сложности реальности. После
создания модели задаются количественные
значения. Ключевой характеристикой науки
управления является замена словесных
рассуждений и описательного анализа,
моделями, символами и количественными
значениями.
Самый крупный толчок
к применению количественных методов
в управлении дало развитие компьютеров.
Выводы:
- Углубление понимания сложных управленческих
проблем, благодаря разработке и применению
модели.
- Развитие количественных моделей в помощь
руководителям, принимающим решения в
сложных ситуациях.
[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.[13]
Советский период развития теории и практики управления в нашей стране характеризуется значительными достижениями в области приспособления управления к требованиям административно-командной системы: к ее политике, идеологии, системе ценностей, к организационно-правовому и хозяйственному механизмам. Весь потенциал советских ученых и практических работников был направлен на реализацию идей и целей административно-командной системы управления, которая по своему существу являлась бюрократической, механистической системой. Эта система доказала свою несостоятельность и потребовала радикальной перестройки, основанной на изменении форм собственности, предоставлении предприятиям всех прав на хозяйственную самостоятельность в распоряжении материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, результатами труда (распределение прибыли и доходов) и выхода на внешние рынки).
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. [14]
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение.
2.Понятие менеджмента.
3.Развитие менеджмента в
4.Предпосылки формирования менеджмента.
5. Экономические реформы Петра I.
6. Характеристика основных школ менеджмента.
7.Заключение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и
предпринимательство//
2. . Менеджмент организации. Под ред. д.э.н., проф. Румянцевой З.П., д.э.н.,проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 1995
3. Веснин. В.Р. Менеджмент. Учебник, 2-ое изд., перераб. и доп., - М., 2004
4.Режим доступа: http://poznajvse.com/razvitie-
5. Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. Т. 23
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хежоури Ф. – М: Дело, 1992.
7. Бурлацкий Ф.М. Загадки и урок Никколо Макиавелли. – М.: Молодая гвардия, 1978
8. . История политических и
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25
10. Попов А. В. Теория и
11.Режим доступа: http://www.abc-people.com/
12.Режим доступа: http://www.ckct.org.ru/study/
13.Менеджмент: Учебник для вузов
М.М. Максимцов, А.В.
14. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 1999.