Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:07, курсовая работа
Менеджмент - это наука об управлении, наука молодая, быстроразвивающаяся. Многие ученые и исследователи занимаются развитием этой науки. За последнее столетие создано очень много теорий и концепций, объясняющих различные аспекты менеджмента.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта.
Введения
Менеджмент - это наука об управлении, наука молодая, быстроразвивающаяся. Многие ученые и исследователи занимаются развитием этой науки. За последнее столетие создано очень много теорий и концепций, объясняющих различные аспекты менеджмента.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта.
Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно;
• позволяет восполнить объем своих знаний;
• позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не
повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».
Основная цель: Рассмотреть и проанализировать этапы развития, подходы и школы менеджмента. Проанализировать и разобрать структуру Японской и Американской модели, выделить преимущества и недостатки.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные
стадии развития науки
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить и выделить достоинства Японской и Американской модели управления.
Актуальность темы: Актуальность этой темы состоит в том, что изучение истории развития менеджмента является очень важным элементом изучения менеджмента, как науки. История менеджмента так же важна для менеджера, как и история Россия для жителей нашей страны, ведь именно история помогает более глубоко разобраться во всех тонкостях изучаемого предмета. Очень важно знать заслуги тех людей, которые сделали свой вклад в развитие данной науки, сделали из отрасли знаний целую науку, которая развивается, и по сей день. Так же рассмотрение Американской и Японской моделей управления является очень важным моментом, так как именно эти страны являются лидерами на мировом рынке. Так Япония имеет 45,5% всех акций мира при численности всего в 2% от всего населения земного шара. Очень важно изучить эти модели и выделить для себя как положительные, так и отрицательные стороны. Но нельзя забывать о том, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. История развития менеджмента
История развития менеджмента
насчитывает уже несколько
История развития менеджмента связана с двумя подходами к управлению:
Управление производством (операциями), т.е. технической стороной производства;
Управление трудовыми коллективами (психологические факторы, мотивация, стимулирование).
В последнее время к этим направлениям добавилась так называемая маркетинговая концепция, которая учитывает влияние на объект управления внешних факторов. Система маркетинга сочетает факторы производства и обращения, причем производство не рассматривается как определяющая величина. В настоящее время наблюдается переплетение этих подходов. Выполнение управленческих функций обязательно» если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках» датированных третьим тысячелетием до нашей эры» записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления» По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления.
За долго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Формы почти всех видов проявления современною управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшею звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком, это был как бы театр одною актера. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) было хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак. [2, с.22]
Были в истории примеры организ
Первый взрыв интереса к управлению обнаружился в 1911 г. Именно Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления» традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей» не возникло по мановению волшебной палочки в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века нынешнего. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. Появление и оформление управления, как области научных исследований, частично было ответом на потребности большою бизнеса, а частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы. [2, с.35]
1.1. Этапы развития менеджмента
Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:
Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.
Второй важнейший этап развития (государственно-
Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). именно в этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.
Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. [1, с.18]
По мнению М.Мескона, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
1.2. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
К настоящему времени известны три важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Процессный подход.
Определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур.
Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций. [1, с.74]
Системный подход
Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой системы.
Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.
Методы системного анализа
были впервые разработаны и
Существуют открытые и закрытые системы.
Крупные составляющие сложных систем сами являются системами и называются подсистемами.
Неправильное функционирование даже небольшой подсистемы может повлиять на систему в целом. [1, с.81]
Ситуационный подход (60-е гг.)
Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.