История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент - это наука об управлении, наука молодая, быстроразвивающаяся. Многие ученые и исследователи занимаются развитием этой науки. За последнее столетие создано очень много теорий и концепций, объясняющих различные аспекты менеджмента.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта.

Файлы: 1 файл

Курсовая(рулз12).doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Влияние количественного  подхода. Влияние науки управления или количественного подхода  было значительно меньше, чем влияние  поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число  руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение ЭВМ. [2, с.102]

 

 

Глава 2. Модели менеджмента

Особенности американской модели

Изучение американской модели менеджмента представляет огромный интерес.

Именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента.

Американский  менеджмент  впитал  в  себя  основы  классической   школы,

основателем которой  является Анри Файоль. Американцы Лютер  Гьюлик  и  Линдал Урвик  сделали  много  для  популяризации основных  положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование  всех других направлений в американской теории управления. Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования  в  20–30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того,  что  для  выживания  производства  необходимо  изменить  отношение  к положению рабочего на  предприятии,  выработать  новые  методы  мотивации  и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. [3. с.39]

Современный американский менеджмент  в  таком  виде,  какой  сложился  в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский  экономист  Роберт  Хейлбронер  указал  на   три   основных

исторически сложившихся  подхода к распределению  ресурсов  общества.  Это  – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет  в  виду  распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от  одного поколения к другому. Командный подход подразумевает  распределение  ресурсов через приказы. Рыночный  подход  предусматривает  распределение  ресурсов  с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход  является наиболее эффективным. Современная  американская  модель  менеджмента  ориентирована  на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства,  как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

Американские  корпорации  широко   используют   в   своей   деятельности

стратегическое управление. Это понятие было введено в  обиход на стыке 60–70-х гг., а в 80-е  гг. охватило практически все американские корпорации. [3. с.78]

Основой стратегического  управления  является  системный  и  ситуационный анализ  внешней  (макроокружение  и  конкуренты)   и   внутренней   (научные исследования и разработки, кадры и их  потенциал,  финансы,  организационная культура и пр.) среды.  Важнейшей  составной  частью   плановой   работы   корпорации   является стратегическое  планирование,  возникшее  в  условиях  насыщения   рынка   и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование  создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для   снижения   сопротивления   рабочих   организационным   изменениям,

происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы  повышения  «качества трудовой жизни», с  помощью  которых  работники  корпорации  привлекаются  к разработке  стратегии  ее  развития,  обсуждению   вопросов   рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика  подбора  руководящих  работников  делает главный акцент на  хорошие  организаторские  способности,  а  не  на  знания специалиста. [3. с.121]

Характеристика японской модели

За последние два  десятилетия  Япония  заняла  лидирующее  положение  на

мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех  стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего  2%  от  населения земного шара. Одной  из  главных  причин   стремительного   успеха   Японии   является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на  человеческий  фактор. При  этом  японцы  рассматривают  не   одного   человека   (личность),   как американцы, а группу людей. [3. с.174]

Японцы выше  других  ставят  социальные  потребности  (принадлежность  к социальной  группе,  место  работника  в   группе,   внимание   и   уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за  труд  (стимулы)  они  воспринимают через призму социальных потребностей.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к  безусловному выполнению правил, инструкций и  обещаний.  С  их  точки  зрения,  поведение менеджера и принятие им решений  всецело  зависит  от  ситуации.  Главное  в управленческом  процессе  –  это  изучение   нюансов   обстановки,   которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

До развития в Японии капиталистического  способа  производства  ей  было

присуще  уравнительное  вознаграждение  за   труд.   Становление   машинного производства  потребовало  разработки  системы  мотивации  труда  с   учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и  личного  вклада  каждого из них. Выход был найден в разработке системы  оплаты  труда  работников  по выслуге лет.

Сильнейшим средством  мотивации в  Японии  является  «корпоративный  дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы  группы  выше личных интересов отдельных работников. [3. с.180]

Центральное  место  в  оперативном  управлении   японского   менеджмента

занимает  управление  качеством.  Во  всех  сферах  японской   экономики   в настоящее  время  действуют  группы  (кружки)  качества,  в  которые  помимо рабочих  включаются  мастера  и  инженеры.   Японская   система   управления качеством не  дает  сбоев.  Это  является  результатом  ее  продуманности  и простоты.

В начале 70-х гг. вице-президент  автомобильной компании «Тоёта»  Т.  Оно

предложил систему организации  труда «Канбан». Суть  ее  заключается  в  том, что на всех фазах  производственного  процесса  отказались  от  производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство. В  последнее  время  американские  корпорации  начали  внедрять  у  себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Однако не все методы управления, используемые в Японии,  приживаются  на американской земле. Нельзя переносить одну модель  менеджмента в экономику другой  страны  без  учета  ее  специфических  условий  и,   прежде   всего, психологических и социально-культурных факторов. [3. с.196]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания,   науку. Значительное влияние на формирование  менеджмента  оказали:  школа  научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии   и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

 

В первой главе мною была рассмотрена история менеджмента, а конкретно: этапы, школы и подходы  к управлению. С помощью специальной литературы я попытался разделить всю историю на 5 этапов, выделил 4 школы изучающие менеджмент, как науку, характеризовал подходы к управлению.

 

Во второй главе были рассмотрены особенности Американской модели управления и характеристика Японской модели управления. Я рассмотрел  основу стратегического управления в Американской модели менеджмента, а так же попытался указать причины успешности Японской модели управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  1. Оучи У.Г.  Методы организации производства: японский и американский подходы./ У.Г. Оучи.– М Пер. с англ., 1993. – 230 с.

 

  1. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов./ И.И. Семенова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития менеджмента