История становления организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации. Практическая значимость работы продиктована потребностью знания руководителями всех уровней основ организационного поведения для своевременного и грамотного координирования процессов поведения, возникающих при управлении в организации.

Содержание работы

Введение

Глава I. Сущность организационного поведения 4
§ 1. Введение в организационное поведение
§ 2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины 5
§ 3. Подходы к изучению организационного поведения 8

Глава II. История и основные этапы организационного поведения 10
§ 1. Классическая школа 11
§ 2. Школа «человеческих отношений» 13
§ 3. Школа поведенческих наук и управления человеческими ресурсами (гуманистический этап) 14
§ 4. Дальнейшее развитие теоретических основ науки управления персоналом 16

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

История становления организационного поведения.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Культура труда в  России связана с советской моделью, построенной на принципах научной  организации труда и созданной советскими учеными А. К. Гастевым, А. Ф. Журавским и др. Эта модель основывалась на методах школы научного управления Ф. Тейлора и вобрала в себя многие достижения зарубежного менеджмента. Несмотря на наличие существенных недостатков, в советской экономической модели практически полностью удовлетворялась потребность в безопасности и защищенности, гарантировалось право на труд, социальные блага: отпуск, оплата временной нетрудоспособности, обучение. Преимуществом советской модели было и создание развернутой системы нематериального стимулирования работников, включавшей социальные соревнования, моральные поощрения.14

Резкое изменение экономической  ситуации в нашей стране, возникновение  рыночных отношений привели к  изменениям в системе человеческих ценностей. Поэтому современному российскому менеджеру в целях достижения эффективного управления персоналом фирмы необходимо сохранять, применять и совершенствовать инструменты, созданные социалистической системой управления кадрами, и внедрять методы зарубежного менеджмента, соответствующие параметрам рыночной экономики.

 

Заключение.

Организационное поведение - это систематическое изучение поведения  людей внутри организаций, а также  отношений внутри организации. Поведение  людей в организации не случайно. Эффективность функционирования организации во многом определяется поведением сотрудников и культурой организации. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Основными элементами отношений внутри организации являются общение и деятельность.15

Общение и деятельность объединяются единым понятием - поведение, которое подразделяется на отдельные  составляющие: деятельность, действия, реакции, поступки. В современной науке применяются различные подходы к изучению поведения человека в организации.

Одна из основных отличительных  черт науки об организационном поведении - ее междисциплинарный характер. Еще  одна черта организационного поведения - системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки. Третья особенность организационного поведения - постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования организационного поведения, проверяют на практике новые модели.

Также в данной работе были проанализированы основные школы и теории управления персоналом.

Исследователи проблемы выделяют следующие этапы развития науки управления персоналом:16

1) классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. Гастев, П. Керженцев) – с 1880 по 1930 гг.;

2) теории человеческих отношений (Э. Майо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк) – с начала 1930-х гг.;

3) гуманистические теории (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор) – c 1970-х гг.

В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических процессов компаний концепции управления человеческими ресурсами, в частности, теории школы человеческих отношений. В данных исследованиях школы человеческих отношений предполагалось, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, работники хотят быть признанными, оцененными, причастными к процессам ее развития. Основными задачами руководства являлись: создание таких условий, при которых каждый работник осознавал бы свою полезность, предоставление определенной свободы и самостоятельности в работе, взаимодействие руководителя с подчиненными и участие последних в решении несложных проблем компании, формирование чувства значимости персонала.

Во второй половине XX века появились современные теории, каждая из которых по-своему пыталась объяснить этот сложный вид управленческой деятельности. Вся совокупность новых концепций управления персоналом может быть объединена в еще один подход теоретических исследований в данной области – гуманистический. Этот подход содержит такие теории, как управление человеческими ресурсами, теорию человеческого капитала и др. Концепция человеческих ресурсов подразумевает, что персонал является таким же важным производственным ресурсом, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе производства, и, следовательно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса. Согласно теории человеческий капитал – это имеющийся у каждого сотрудника запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями человеческого потенциала могут быть: образование, профессиональный опыт, охрана здоровья, географическая мобильность, информация.

В современных условиях знание основ организационного поведения  позволяет решать следующие задачи: полнее раскрыть потенциал персонала  организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии; разработать такие проекты организационных мер, которые соответствуют критериям, ставящим в центр человека и его потребности; определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие повысить эффективность организации труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Артамонова, Н.В. Организационное  поведение: учеб. пособие / Н.В.  Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 52 с.

 

2. Аширов, Д.А. Организационное  поведение: учеб. пособие / Д.А.  Аширов - М.: Проспект, 2006. - 360 с.

 

3. Дорофеев, В.Д. Организационное  поведение: учеб. пособие / В.Д.  Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. - Пенза: Изд-во ун-та, 2004. - 142 с.

 

4. Карякин, А.М. Организационное  поведение: учеб. пособие / А.М.  Карякин. - Иваново: РИО ГОУ ВПО  ИГЭУ, 2001. - 218 с. 

 

5. Кочеткова, А.И. Психологические  основы современного управления  персоналом / А.И. Кочеткова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. -384 с.

 

6. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.- 394 с.

 

7. Лютанс, Ф. Концепция   организационного поведения: прошлое  как пролог к настоящему и  будущему / Ф. Лютанс -http://www.big.spb.ru/publications/other/org_culture/koncept_org_povedeniya.shtml?print

 

8. Мункоев, А.К. Организационное  поведение: учеб. пособие / А.К.  Мункоев - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. - 184 с.

 

9. Савеленок, Е. Идеология  управления в организации / Е.  Савеленок -http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http

 

10. Сарычев, С.В, Социально-психологические  аспекты надежности группы в  напряженных ситуациях совместной  деятельности / С.В. Сарычев, А.С.  Чернышев - Курск: Изд-во КГПУ, 2000.

 

11. Серый А.В, Яницкий  М.С. Ценностно-смысловая сфера  личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: КГУ, 1999. - 92 с.

 

12. Тейлор, Ф.У. Принципы  научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusneb.ru/download/orel/nettext/economic/taylor/terewenko.htm - 261 с.

 

13. Уотсон, Д. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. С.17-18.

 

14. Уотсон, Д. Поведение как предмет психологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34-44.

 

15. Уткин, Э.А. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. - М.: ЭКМОС, 1998. - 176 с.

 

16. Яницкнй, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / М.С. Яницкнй. - Кемерово: КГУ, 1999. - 84 с.

1Савеленок, Е. Идеология управления в организации / Е. Савеленок -http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http – С.9

2 Дорофеев В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. - Пенза: Изд-во ун-та, 2004. - С.6.

3 Лютанс Ф. Концепция  организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему / Ф. Лютанс http://www.big.spb.ru/publications/other/org_culture/koncept_org_povedeniya.shtml?print - С.3

4 Мункоев А. К. Организационное поведение: Учебное пособие. - Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2005. - С.6.

5 Сарычев, С.В, Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев -Курск: Изд-во КГПУ,2000.-С.56

6 . Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. –С.384

7 Карякин, А.М. Организационное поведение: учеб. пособие / А.М. Карякин. - Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2001. - С.41

8 Уотсон, Д. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С.17.

9 Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.-С. 14

10Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusneb.ru/download/orel/nettext/economic/taylor/terewenko.htm - С.141.

11 Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. - Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – С.54

12 Аширов, Д.А. Организационное поведение: учеб. пособие / Д.А. Аширов - М.: Проспект, 2006.-С.91.

13 Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. - Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – С.59

14 Карякин, А.М. Организационное поведение: учеб. пособие / А.М. Карякин. - Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2001. – С.189

15 Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005. С. -143

16Лютанс, Ф. Концепция  организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему/Ф.Лютансhttp://www.big.spb.ru/publications/other/org_culture/koncept_org_povedeniya.shtml?print- С. 1




Информация о работе История становления организационного поведения