Изучение доминирующих мотивов и потребностей работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:35, практическая работа

Описание работы

Цель работы
1) познакомиться с методами диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;
2) выявить доминирующие мотивы в структуре направленности личности у студентов.
Общая постановка задачи
1. Изучить теоретический материал.
2. Ознакомиться с предложенными методиками для диагностики доминирующих мотивов и направленности личности.
3. Подготовить бланки-листы ответов для предлагаемых методик.
4. Провести диагностику доминирующих мотивов с помощью методики К. Замфир.
5. Изучить направленность личности с помощью методики Б. Басса.
6. Обработать результаты диагностики и сравнить результаты методик между собой.
7. Сделать выводы о доминирующих мотивах в жизни и деятельности человека.
8. Ответить на контрольные вопросы.
9. Оформить отчет по практической работе в отдельном файле на основе шаблона.

Файлы: 1 файл

Otchet № 1.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ Управления и предпринимательства

 

 

 

КАФЕДРА Управления персоналом

 

 

 

 

Отчет по практической работе № 1

Тема работы: Изучение доминирующих мотивов и потребностей работников

 

студентки заочного отделения

5 курса

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Доцент Кафедры "Управление персоналом"

Гуськова Екатерина  Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД, 2013

Цель работы

1) познакомиться с методами диагностики  мотивационно-потребностной сферы  личности;

2) выявить доминирующие мотивы  в структуре направленности личности  у студентов.

Общая постановка задачи

1. Изучить теоретический материал.

2. Ознакомиться с предложенными методиками для диагностики доминирующих мотивов и направленности личности.

3. Подготовить бланки-листы ответов  для предлагаемых методик.

4. Провести диагностику доминирующих  мотивов с помощью методики  К. Замфир.

5. Изучить направленность личности  с помощью методики Б. Басса.

6. Обработать результаты диагностики  и сравнить результаты методик  между собой.

7. Сделать выводы о доминирующих  мотивах в жизни и деятельности  человека.

8. Ответить на контрольные вопросы.

9. Оформить отчет по практической  работе в отдельном файле на основе шаблона.

 

МЕТОДИКА «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методика разработана  К. Замфир

Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента:

- внутреннюю мотивацию (ВМ);

- внешнюю положительную мотивацию  (ВПМ);

- внешнюю отрицательную мотивацию  (ВОМ).

Соответственно, в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.

Инструкция:

Попытайтесь дать оценку различным  типам мотивов в следующих 4-х  случаях:

1)   Как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?

2)   Как оценивает их ваш руководитель?

3)   Как оцениваете их вы сами в своей работе?

4)   Как оценивают их ваши коллеги?

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Б. БАСА (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Анкета состоит из 27 пунктов-утверждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, Соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я)  – ориентация на прямое вознаграждение  и удовлетворение безотносительно  работы и сотрудников, агрессивность  в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение  (О) – стремление при любых  условиях поддерживать отношения  с людьми, ориентация на совместную  деятельность, но часто в ущерб  выполнению конкретных заданий  или оказанию искренней помощи  людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)  – заинтересованность в решении  деловых проблем, выполнение работы  как можно лучше, ориентация  на деловое сотрудничество, способность  отстаивать в интересах дела  собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: «Опросный лист состоит  из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из  пунктов выберите тот,  который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно, тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Рядом с буквой, соответствующей наиболее приемлемому варианту ответа поставьте цифру 2.

2. Затем из ответов на каждый  из пунктов выберите тот, который  дальше всего отстоит от Вашей  точки зрения, наименее ценен  для Вас, и поставьте рядом  с соответствующей буквой  цифру 0.

3. Оставшийся вариант ответа  отметьте цифрой 1».

Результаты выполнения работы

 

МЕТОДИКА «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методика разработана  К. Замфир

 

Какое имеет  значение

В какой мере

Очень небольшой

Достаточно  небольшой

Средней

Достаточно большой

Очень большой

1

2

(1 балл)

3

(2 балла)

4

(3 балла)

5

(4 балла)

6

(5 баллов)

1. Денежный  заработок

         

- я как руководитель

     

+

 

- мой руководитель

     

+

 

- я сам

   

+

   

- мои товарищи

       

+

2. Стремление  к продвижению по работе

         

- я как руководитель

   

+

   

- мой руководитель

     

+

 

- я сам

     

+

 

- мои товарищи

 

+

     

3. Стремление  избежать критики со стороны  руководства и коллег

         

- я как руководитель

       

+

- мой руководитель

   

+

   

- я сам

     

+

 

- мои товарищи

 

+

     

4. Стремление  избежать возможных наказаний  или неприятностей

         

- я как руководитель

       

+

- мой руководитель

     

+

 

- я сам

       

+

- мои товарищи

   

+

   

5. Ориентация  на престиж и уважение со  стороны других

         

- я как руководитель

     

+

 

- мой руководитель

     

+

 

- я сам

       

+

- мои товарищи

   

+

   

6. Удовлетворение  от хорошо выполненной работы

         

- я как руководитель

       

+

- мой руководитель

   

+

   

- я сам

     

+

 

- мои товарищи

   

+

   

7. Общественная  полезность труда

         

- я как руководитель

     

+

 

- мой руководитель

 

+

     

- я сам

   

+

   

- мои товарищи

     

+

 

ВМ = баллы за ответ 6 + баллы за ответ 7 разделить на 2

- я как руководитель

5+4 / 2=4,5

- мой руководитель

3+2 / 2=2,5

- я сам

4+3 / 2=3,5

- мои товарищи

3+4 / 2=3,5


 

ВПМ = сумма баллов за ответы 1, 2, 5 разделить на 3

- я как руководитель

4+3+4 / 3= 3,6

- мой руководитель

4+4+4 / 3= 4

- я сам

3+4+6 / 3= 4,3

- мои товарищи

6+2+3 / 3= 3,6


 

ВОМ = сумма  баллов за ответы 3 и 4 разделить на 2

 

- я как руководитель

5+5 / 2 = 5

- мой руководитель

3+4 / 2 = 3,5

- я сам

4+5 / 2 = 4,5

- мои товарищи

2+3 / 2 = 2,5


 

 

 

 

Мотивация

Внутренняя

Внешняя

положительная

отрицательная

- я как руководитель

4,5

3,6

5

- мой руководитель

2,5

4

3,5

- я сам

3,5

4,3

4,5

- мои товарищи

3,5

3,6

2,5

Сумма:

14

15,5

15,5


 

Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным  является соотношение: ВМ>ВПМ>ВОМ. Чем  больше сдвиг величин вправо, тем  хуже отношение индивида к выполняемой  трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Б. БАСА (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение  я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл  в футбол (волейбол, баскетбол), то  я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает  тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом  считается тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую  атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда  люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы  мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы  мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими  друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие  взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого  достичь в жизни.

7. Больше всего  я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с  товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему,  хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые  учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества  в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве  мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел  бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен  своим делом;

в) отличается дружелюбием  и доброжелательностью.

11. В первую  очередь вуз должен:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего  индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с  людьми.

12. Если бы  у меня было больше свободного  времени, охотнее всего я использовал  бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и  самообразования.

13. Наибольших  успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые  мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю,  когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время  с друзьями.

15. Если бы  обо мне решили написать в  газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанной с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего  я работаю, если руководитель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к делу;

в) устраивает коллективные обсуждения производственных проблем;

17. Для меня  нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного  достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего  я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей  совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю  людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего  нового.

20. Приятно,  когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему,  в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное  время я охотно прочитал бы  книги:

а) о том, как заводить друзей и  поддерживать хорошие отношения  с людьми;

б) о жизни знаменитых и  интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы  у меня были способности к  музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы  хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и  руководить им.

25. Для меня  важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей  для достижения цели.

26. Человек  должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего, выполнить  свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего  я отдыхаю в свое время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные  фильмы;

в) занимаясь своим любимым  делом.

 

Я

О

Д

Я

О

Д

1

а 1

в 0

б 2

15

б 2

в 1

а 0

2

б 1

в 0

а 2

16

а 0

в 2

б 1

3

а 1

в 0

б 2

17

а 2

в 1

б 0

4

в 0

б 1

а 2

18

а 1

б 0

в 2

5

б 0

а 2

в 1

19

а 0

б 1

в 2

6

в 0

а 2

б 1

20

в 1

б 0

а 2

7

в 2

б 1

а 0

21

б 1

а 0

в 2

8

а 2

б 0

в 1

22

б 0

а 1

в 2

9

в 2

а 1

б 0

23

в 1

а 0

б 2

10

а 1

в 0

б 2

24

б 0

в 2

а 1

11

б 2

в 0

а 1

25

а 1

в 0

б 2

12

б 2

а 0

в 1

26

в 1

а 0

б 2

13

в 1

а 0

б 2

27

б 0

а 1

в 2

14

а 2

в 0

б 1

       

Информация о работе Изучение доминирующих мотивов и потребностей работников