Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:35, практическая работа
Цель работы
1) познакомиться с методами диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;
2) выявить доминирующие мотивы в структуре направленности личности у студентов.
Общая постановка задачи
1. Изучить теоретический материал.
2. Ознакомиться с предложенными методиками для диагностики доминирующих мотивов и направленности личности.
3. Подготовить бланки-листы ответов для предлагаемых методик.
4. Провести диагностику доминирующих мотивов с помощью методики К. Замфир.
5. Изучить направленность личности с помощью методики Б. Басса.
6. Обработать результаты диагностики и сравнить результаты методик между собой.
7. Сделать выводы о доминирующих мотивах в жизни и деятельности человека.
8. Ответить на контрольные вопросы.
9. Оформить отчет по практической работе в отдельном файле на основе шаблона.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ Управления и предпринимательства
КАФЕДРА Управления персоналом
Отчет по практической работе № 1
Тема работы: Изучение доминирующих мотивов и потребностей работников
студентки заочного отделения
5 курса
Проверил:
Доцент Кафедры "Управление персоналом"
Гуськова Екатерина Александровна
БЕЛГОРОД, 2013
1) познакомиться с методами
2) выявить доминирующие мотивы
в структуре направленности
1. Изучить теоретический
2. Ознакомиться с предложенными методиками для диагностики доминирующих мотивов и направленности личности.
3. Подготовить бланки-листы
4. Провести диагностику
5. Изучить направленность
6. Обработать результаты
7. Сделать выводы о доминирующих
мотивах в жизни и
8. Ответить на контрольные
9. Оформить отчет по
МЕТОДИКА «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методика разработана К. Замфир
Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента:
- внутреннюю мотивацию (ВМ);
- внешнюю положительную
- внешнюю отрицательную
Соответственно, в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.
Инструкция:
Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих 4-х случаях:
1) Как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?
2) Как оценивает их ваш руководитель?
3) Как оцениваете их вы сами в своей работе?
4) Как оценивают их ваши коллеги?
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
Б. БАСА (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)
Анкета состоит из 27 пунктов-утверждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, Соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я)
– ориентация на прямое
2. Направленность на общение
(О) – стремление при любых
условиях поддерживать
3. Направленность на дело (Д)
– заинтересованность в
Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно, тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Рядом с буквой, соответствующей наиболее приемлемому варианту ответа поставьте цифру 2.
2. Затем из ответов на каждый
из пунктов выберите тот,
3. Оставшийся вариант ответа отметьте цифрой 1».
МЕТОДИКА «СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методика разработана К. Замфир
Какое имеет значение |
В какой мере | ||||
Очень небольшой |
Достаточно небольшой |
Средней |
Достаточно большой |
Очень большой | |
1 |
2 (1 балл) |
3 (2 балла) |
4 (3 балла) |
5 (4 балла) |
6 (5 баллов) |
1. Денежный заработок |
|||||
- я как руководитель |
+ |
||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ |
||||
- мои товарищи |
+ | ||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
- я как руководитель |
+ |
||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ |
||||
- мои товарищи |
+ |
||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководства и коллег |
|||||
- я как руководитель |
+ | ||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ |
||||
- мои товарищи |
+ |
||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
- я как руководитель |
+ | ||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ | ||||
- мои товарищи |
+ |
||||
5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других |
|||||
- я как руководитель |
+ |
||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ | ||||
- мои товарищи |
+ |
||||
6. Удовлетворение от хорошо выполненной работы |
|||||
- я как руководитель |
+ | ||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ |
||||
- мои товарищи |
+ |
||||
7. Общественная полезность труда |
|||||
- я как руководитель |
+ |
||||
- мой руководитель |
+ |
||||
- я сам |
+ |
||||
- мои товарищи |
+ |
- я как руководитель |
5+4 / 2=4,5 |
- мой руководитель |
3+2 / 2=2,5 |
- я сам |
4+3 / 2=3,5 |
- мои товарищи |
3+4 / 2=3,5 |
- я как руководитель |
4+3+4 / 3= 3,6 |
- мой руководитель |
4+4+4 / 3= 4 |
- я сам |
3+4+6 / 3= 4,3 |
- мои товарищи |
6+2+3 / 3= 3,6 |
ВОМ = сумма баллов за ответы 3 и 4 разделить на 2
- я как руководитель |
5+5 / 2 = 5 |
- мой руководитель |
3+4 / 2 = 3,5 |
- я сам |
4+5 / 2 = 4,5 |
- мои товарищи |
2+3 / 2 = 2,5 |
Мотивация | |||
Внутренняя |
Внешняя | ||
положительная |
отрицательная | ||
- я как руководитель |
4,5 |
3,6 |
5 |
- мой руководитель |
2,5 |
4 |
3,5 |
- я сам |
3,5 |
4,3 |
4,5 |
- мои товарищи |
3,5 |
3,6 |
2,5 |
Сумма: |
14 |
15,5 |
15,5 |
Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотношение: ВМ>ВПМ>ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
Б. БАСА (ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)
Тестовый материал
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом считается тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь вуз должен:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы
у меня было больше свободного
времени, охотнее всего я
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанной с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я работаю, если руководитель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к делу;
в) устраивает коллективные обсуждения производственных проблем;
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего, выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свое время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
№ |
Я |
О |
Д |
№ |
Я |
О |
Д |
1 |
а 1 |
в 0 |
б 2 |
15 |
б 2 |
в 1 |
а 0 |
2 |
б 1 |
в 0 |
а 2 |
16 |
а 0 |
в 2 |
б 1 |
3 |
а 1 |
в 0 |
б 2 |
17 |
а 2 |
в 1 |
б 0 |
4 |
в 0 |
б 1 |
а 2 |
18 |
а 1 |
б 0 |
в 2 |
5 |
б 0 |
а 2 |
в 1 |
19 |
а 0 |
б 1 |
в 2 |
6 |
в 0 |
а 2 |
б 1 |
20 |
в 1 |
б 0 |
а 2 |
7 |
в 2 |
б 1 |
а 0 |
21 |
б 1 |
а 0 |
в 2 |
8 |
а 2 |
б 0 |
в 1 |
22 |
б 0 |
а 1 |
в 2 |
9 |
в 2 |
а 1 |
б 0 |
23 |
в 1 |
а 0 |
б 2 |
10 |
а 1 |
в 0 |
б 2 |
24 |
б 0 |
в 2 |
а 1 |
11 |
б 2 |
в 0 |
а 1 |
25 |
а 1 |
в 0 |
б 2 |
12 |
б 2 |
а 0 |
в 1 |
26 |
в 1 |
а 0 |
б 2 |
13 |
в 1 |
а 0 |
б 2 |
27 |
б 0 |
а 1 |
в 2 |
14 |
а 2 |
в 0 |
б 1 |
Информация о работе Изучение доминирующих мотивов и потребностей работников