Известные Российские Холдинги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение становления, организации и функционирования холдингов.
Задачами данной работы являются:
 Изучить теоретические основы деятельности холдингов;
 Рассмотреть современные тенденции управления холдингом;
 Выявить отличия в понимании холдингов в современной России

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы деятельности холдингов 5
1.1. Холдинг: сущность, характерные черты 5
1.2. Цели создания холдингов 8
1.3. Виды холдингов 10
Глава II. Современные тенденции управления холдингом……………………...…13
2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы……………………………………..13
2.2. Управление холдингом…………………………………………………..…14
2.3. Принципы функционирования холдинга………………………………….16
Глава III. Известные Российские Холдинги............................………..…………..….18
3.1. Холдинг ОАО "Компания "Сухой"…….……………………………….….18
3.2. Холдинг "Русские Семена"………………………………………………...20
3.3. Многопрофильный холдинг "Рустрансстрой"……………………………21
Заключение………………………………….………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

холдинги.doc

— 364.93 Кб (Скачать файл)


4

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы деятельности холдингов

1.1. Холдинг: сущность, характерные черты

1.2. Цели создания холдингов

1.3. Виды холдингов

Глава II. Современные тенденции управления холдингом……………………...…13

2.1. Создание холдинга: плюсы и минусы……………………………………..13

2.2. Управление холдингом…………………………………………………..…14

2.3. Принципы функционирования холдинга………………………………….16

Глава III. Известные Российские Холдинги............................………..…………..….18

3.1. Холдинг ОАО "Компания "Сухой"…….……………………………….….18

3.2. Холдинг "Русские Семена"………………………………………………...20

3.3. Многопрофильный холдинг "Рустрансстрой"……………………………21

Заключение………………………………….………………………………….24

Список литературы……………………………………………………………26

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Холдинги (холдинговые компании) – специфическая организационная форма объединения капиталов, т.е. интегрированное общество, которое непосредственно не занимается производственной деятельностью, а использует свои средства для приобретения контрольных пакетов акций предприятий, являющихся участниками концерна или другого добровольного объединения, с целью контролирования деятельности таких предприятий. Объединяемые в холдинги субъекты имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность, однако право решения основных вопросов их деятельности принадлежит холдинговой компании.

Таким образом, холдинг - это совокупность центральной (головной) и подчиненных компаний. При этом все управления на себя берет головная компания, потому что имеет в своем активе большое количество акций чем другие. Предприятия, входящие в холдинг, могут быть формально независимы.

Актуальность темы заключается в том, что создание подобных компаний выгодно за счет объединения финансов и ресурсов для построения прочного устойчивого бизнеса. В этом виде структуры компании зачастую идет разделение обязанностей для увеличения эффективности работы объединения. Зачастую один человек-руководитель не всегда имеет опыт во всех сферах бизнеса, да и физических возможностей не хватает руководить вся и всем. Разделение труда это основной, да и зачастую самый эффективный способ руководить компанией, но не всегда подчиненные способны достичь того, что от них требуется, а те, кто могут они занимаются своим бизнесом. В общим качественные кадры зачастую дефицит. По этому уже устоявшиеся компании начинают искать себе партнеров для совместного нахождения решений проблемы общими усилиями.

Целью данной работы является изучение становления, организации и функционирования холдингов.

Задачами данной работы являются:

                  Изучить теоретические основы деятельности холдингов;

                  Рассмотреть современные тенденции управления холдингом;

                  Выявить отличия в понимании холдингов в современной России

Объектом данной работы являются становление, организации и функционирование холдингов.

Теоретическую основу для написания курсовой работы составили: теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме исследования и материалы периодической печати.

Методологической основой данной работы является сравнительный анализ и оценка работ российских авторов, а также исследование периодической литературы. Для обработки данных использованы методы комплексного анализа.

Структура работы состоит из введения, трех глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

 

 

 


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВ

 

1.1. Холдинг: сущность, характерные черты

 

Термин «холдинг» является производным от английского - «держать».

В соответствии законодательством холдингом называется компания, которая контролирует деятельность дочерних компаний путем:[1]

                   большинства голосов в дочерних компаниях;

                   назначения большинства членов совета директоров дочерних компаний;

                   наличия договора с дочерними компаниями, по которому компания обладает большинством голосов на собраниях акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.

Таким образом, холдинг - это головная компания, которая контролирует деятельность других предприятий через владение контрольными пакетами акций или на основании других условий, зафиксированных в соответствующем договоре между ними.

В России, к сожалению, законодательное определение холдинга до сих пор отсутствует. Закон «О холдингах» находится на рассмотрении в Государственной думе с 1999 г.; за это время он несколько раз принимался, потом отклонялся, снова обсуждался и дорабатывался. В проекте закона отражена российская практика фактически действующих холдинговых компаний. На сегодняшний день под холдингом понимается совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями, при которых головная компания управляет деятельностью других компаний, - именно такая трактовка термина дается в законе «Об акционерных обществах».

Головная компания контролирует дочерние предприятия через:

Во-первых, через обладание контрольным пакетом акций. При этом контрольный пакет не обязательно должен составлять 51% акций дочернего предприятия. В мировой практике под контрольным пакетом понимается любое число акций, обеспечивающее принятие нужного решения на собрании акционеров. Размер пакета зависит от степени распыленности акций: чем больше в компании акционеров, каждый из которых обладает небольшим количеством голосов, тем меньший пакет требуется для установления контроля над предприятием; в ряде случаев достаточно 20-25% акций.[2]

Во-вторых, головная компания может контролировать деятельность другого предприятия, если между ними заключен договор, по которому головная компания имеет право давать указания, являющиеся обязательными для исполнения дочерним предприятием.

В-третьих, головная компания реализует свои функции контроля, если в уставе дочернего предприятия предусмотрено, что головная компания вправе давать ему указания относительно производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Холдинги, корпорации, объединения – это коммерческие организации объединившиеся для достижение целей поставленных перед собой, что бы не конкурировать меж собой, а создать огромную экономическую структуру.

Характерные черты холдинга:

1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3. Централизация управления в рамках группы путем выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

- осуществление межфирменных связей;

- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

- предоставление консультационных и технических услуг.

Специфика работы холдинга, как и любой другой компании, определяется целями, которые ставят собственники бизнеса. В зависимости от целей возможны различные типы холдинговых структур, отличающихся друг от друга распределением управленческих функций между головной компанией (управляющей) и дочерними предприятиями. Точно так же будет отличаться и финансовое управление в холдингах различных типов, а значит, эти особенности необходимо учитывать при построении работы финансовых служб.

Холдинговые компании делятся на два основных типа: финансовые и операционные. В состав финансового холдинга входят предприятия из разных отраслей. Его собственники не стремятся контролировать текущую операционную деятельность отдельных предприятий, их интересует только прибыльность компаний, входящих в группу . Операционные холдинги обычно состоят из предприятий одной отрасли, образующих вертикально или горизонтально интегрированную цепочку (как правило, нефтяные компании, предприятия ГМК). Для них в большей степени характерна централизованная организационная и финансовая структура, при этом отдельные производственные предприятия имеют ограниченный круг финансовых полномочий, а все оперативное управление осуществляется головной компанией

В составах как операционного, так и финансового холдингов присутствуют структуры управляющих компаний, хотя выполняемые ими функции и степень полномочий различны. В отличие от операционного холдинга, в котором предприятия — лишь центры затрат, в финансовом холдинге дочерние компании выступают как центры затрат, доходов, прибыли и даже инвестиций. Очевидно, что и структура, и функции финансовой службы управляющей компании будут отличаться в зависимости от вида холдинга.

Часто финансовую службу управляющей компании рассматривают как ревизионный и контролирующий орган. Однако основной задачей финансовой службы является не осуществление функции контроля, а создание такой системы управления финансовыми ресурсами, которая способствовала бы развитию всех предприятий холдинга. Финансовому директору нужно вовремя спрогнозировать возможные проблемы снижения рентабельности, ликвидности, стоимости бизнеса; найти причины, предложить мероприятия по предупреждению либо устранению подобных нежелательных процессов. Поэтому финансисты должны достаточно хорошо понимать специфику бизнеса, в котором им приходится работать.

 

1.2. Цели создания холдингов

 

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:[3]

                   создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;

                   диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

                   оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

                   создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;

                   обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

                   снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций.

Чтобы снизить риски, под реализацию инновационных проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски переносятся на дочернее предприятие.

 

1.3. Виды холдингов

 

В зависимости от специфики деятельности и способов решения конкретных задач организационное построение холдингов может быть различным, что позволяет выделить несколько их видов. Группировка холдинговых компаний производится по определенным классификационным признакам. Рассмотрим основные виды холдингов.

Информация о работе Известные Российские Холдинги