Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 19:04, курсовая работа
Цель работы — Э. Мэйо и использование психологии в управлении.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
рассмотреть развитие управления как науки.
описать сущность теории «человеческих отношений», которую сформулировал Мэйо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов.
Изучить вклад Э. Мэйо в школу психологического управления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. «Предпосылки формирования научного подхода к управлению»……............................................................................................................5
ГЛАВА II. «Вклад Элтона Мэйо в школу психологии управления»……………………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………26
2
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Э. МЭЙО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Курсовая работа
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Старый Оскол
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. «Предпосылки формирования научного подхода к управлению»…….................
ГЛАВА II. «Вклад Элтона Мэйо в школу психологии управления»…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема курсовой работы выбрана мной не случайно, так как использование психологии в управлении имеет как теоретическое, так и практическое значение, а также весьма актуально на сегодняшний день.
Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности. А использование психологии и психологических приемов только способствует этому развитию.[1]
Цель работы — Э. Мэйо и использование психологии в управлении.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
рассмотреть развитие управления как науки.
описать сущность теории «человеческих отношений», которую сформулировал Мэйо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов.
Изучить вклад Э. Мэйо в школу психологического управления.
Объект исследования — история развития управленческой мысли.
Предметом же является вклад Элтона Мэйо в школу психологических аспектов управления.
Поставленная цель и задачи определили структуру данной работы, которая состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Во введении рассмотрена актуальность данной работы, а также ее цели и задачи. Отмечено, что является объектом, а что предметом курсовой работы. В первой главе «Предпосылки формирования научного подхода к управлению» рассмотрены первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления. Во второй главе «Вклад Элтона Мэйо в школу психологии управления» представлена биография Э. Мэйо и его работы в области психологии и человеческих отношений.
При написании курсовой работы мной был использован широкий ряд литературы. К числу основных источников следует отнести учебные пособия, такие как: Теория управления Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого; Теория, практика и искусство управления В. И. Кнорринга; История управленческой мысли Маршева В. И. , а также и сами исследования Э. Мэйо.
ГЛАВА I. «Предпосылки формирования научного подхода к управлению».
Первое проявление настоящего интереса к управлению, как к самостоятельному виду профессиональной деятельности, следует отнести к началу ХХ века. До этого времени лишь немногие мыслители задумывались о методах и средствах управления. До начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. И не случайно, что основы теории управления производством были заложены людьми, знающими досконально технологию промышленных предприятий и особенности взаимоотношений между рабочими и руководителями.[2]
Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная
ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[3]
Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.
В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию управления как науки.
Научные основы управления производством были заложены в 1911г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления». Это послужило началом развитию школы научного управления. Но главный труд его жизни — научная организация труда и управления; на его надгробии заслуженно начертано: «Отец научного управления». Тейлор активно пропагандировал специализацию труда, что наряду со стандартизацией и применением сдельной оплаты труда привело к значительному повышению эффективности промышленного производства.
Однако теория и практика научного менеджмента встретили решительное сопротивление со стороны многих ученых и производственников, критика «тейлоризма» не затихала многие десятилетия, особенно среди идеологов социалистической системы управления, увидевших в ней (и не без оснований) новое средство усиления эксплуатации трудящихся. Кстати, советские критики тейлоризма забыли или не хотели вспоминать, что Ленин достаточно глубоко знал основы теории Тейлора и в 1918г. писал, что «надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора». Американская федерация труда писала даже, что тейлоризм — «дьявольский замысел низвести людей до положения машины».[4]
Идеи Тейлора были развиты многими его последователями: Г. Эмерсоном — одним из лидеров движения за научное управление и автором известных 12 принципов повышения производительности труда; Фрэнком и Лилиан Гилберт, выделившими совокупность элементарных микродвижений рабочего и назвавшими их «треблигами» («треблиг» — анаграмма фамилии Гилберт); Г. Гантом — создателем известного линейного графика, который позволял планировать, распределять и контролировать выполнение работы.
Многие идеи этих ученых не потеряли своего значения и в наши дни.
В начале XX в. Европа выдвинула своего крупного специалиста, теоретика и практика менеджмента Анри Файоля (1841—1925), который проработал около 60 лет в крупной французской компании, а последние 30 лет возглавлял ее. В своем капитальном труде «Общая и промышленная администрация» (1916) он с особым вниманием изучал работу высших уровней управления. Файоль заслуженно считается создателем «теории администрации» и системы принципов учета человеческого фактора в управлении. Взяв за основу идеи Тейлора о стимулировании труда, Файоль применил эти положения к деятельности высшего управленческого звена. Причем, как и у Тейлора, вознаграждением могла быть не только денежная премия, но и различные полуфилантропические нововведения. Важным выводом Файоля была его концепция непрерывности управленческого процесса, характеризующегося следующими основными взаимосвязанными функциями: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Главным же, по Файолю, являются вопросы человеческих отношений в коллективе и между руководителями и подчиненными.[5]
На рубеже 20-х — 30-х годов стали формироваться предпосылки, двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.
В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном. Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Научный контроль за производственным процессом вводился ради достижения экономических задач предприятия рациональными и эффективными методами. Однако ничего подобно не наблюдалось в области межличностных взаимоотношений между предпринимателями и работниками.[6]
Таким образом, можно сделать вывод, что методология теории управления подвержена постоянным изменениям. Она постоянно обогащается, подчиняясь требованиям более глубокого познания управленческих отношений и процессов, которые, в свою очередь, также находятся в постоянном развитии.
Глава II. «Вклад Элтона Мэйо в школу психологии управления».
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Элтон Мэйо.
Исходной точкой направления «человеческие отношения» надо считать знаменитые Хоторнские эксперименты, проводившиеся в 1927—1932 гг. Следует подчеркнуть тот факт, что в основе новой школы менеджмента лежали эксперименты, а не концепция или теоретические предположения. Э. Мэйо обнаружил роль малой группы, а затем и человеческий фактор случайно, эмпирическим методом проб и ошибок.[7]
Информация о работе Э. Мэйо и использование психологии в управлении