Эффективность положительной и отрицательной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является эффективность положительной и отрицательной мотивации.
Цель - изучить эффективность положительной и отрицательной мотивации.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие мотивации, мотивационный процесс, содержательные и процессуальные теории мотивации.
2. Рассмотреть типы и виды мотивации.
3. Выявить принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Мотивация труда…………………………………………………………….5
Понятие и сущность мотивации………………………………….5
Виды мотивации………………………………………………….14
2. Эффективность положительной и отрицательной мотивации…………...23
2.1 Позитивная мотивация……………………………………………….23
2.2 Отрицательная мотивация……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

motivaciya_truda.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание……………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………...3

1. Мотивация труда…………………………………………………………….5

    1. Понятие и сущность мотивации………………………………….5
    2. Виды мотивации………………………………………………….14

2. Эффективность положительной  и отрицательной мотивации…………...23

2.1 Позитивная мотивация……………………………………………….23

2.2 Отрицательная мотивация……………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели. Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.

К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность, не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность занимает важное место в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе и мотивацию, с целью сделать деятельность человека как можно более эффективной.

Понятия мотива и личности неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.

Основополагающим фактором успеха любых организаций, работающих на современном рынке товаров и услуг, являются люди. В первую очередь, таких квалифицированных работников необходимо найти, а это, как известно, не так просто. После того, как такой персонал подобран, начинаются другие проблемы, в основном связанные с отсутствием мотивации человека к трудовой деятельности. Это очень опасно, потому что отсутствие мотивации порождает нежелание работать, а впоследствии и желание вообще поменять работу.

Менеджерам важно и необходимо знать ключевые аспекты мотивации персонала организации для создания оптимальных условий для реализации потенциала работников предприятия.

Объектом данной курсовой работы является процесс мотивации.

Предметом курсовой работы является эффективность положительной и отрицательной мотивации.

Цель - изучить эффективность положительной и отрицательной мотивации.

Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие мотивации, мотивационный  процесс, содержательные и процессуальные теории мотивации.

2. Рассмотреть типы и виды  мотивации.

3. Выявить принципы проектирования  оптимальных систем мотивации  труда.

4. Изучить эффективность положительной  и отрицательной мотивации.

 

 

 

 

1. Мотивация труда

 

1.1 Понятие и сущность  мотивации

 

Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена — издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Основные понятия, связанные с мотивацией:

1. Потребность - это то, что находится  внутри человека, возникает как что-то достаточно общее для разных людей, и в то же время имеет индивидуальные проявления у каждого человека.

2. Мотив - это то, что вызывает  определенные действия и имеет  персональный характер. Определяет, что надо делать, и как.

3. Мотивирование - это процесс воздействия  на человека с целью побуждения  в нем действия. Если дашь, то  получишь!

4. Стимулы - роль воздействия сил  носителя раздражения (отдельные  предметы) на получение желаемого.

5. Стимулирование - это процесс  использования стимулов для мотивирования людей.

Мотивация - это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий на определенном уровне стараний и добросовестности с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.

В основе менеджмента положен принцип мотивации: «Я знаю, что тебе надо, и ты это получишь, если сделаешь то, что я хочу!»

 

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов.

Первый - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности:

· физиологические;

· психологические;

· социальные.

Второй этап - поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

Третий этап - определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, чтобы обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.

Четвертый этап - реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые открывают ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

Пятый этап - получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

Шестой этап - ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Существуют процессуальные и содержательные теории мотивации.

Содержательные теории базируются па удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям. Наиболее популярными содержательными теориями являются:

· иерархия потребностей по А. Маслоу;

· двухфакторная теория Ф. Герцберга;

· теория трех потребностей МакКлеланда.

1. Абрхам Маслоу1 выделяет 5 иерархических уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня. Так, например, у сытого человека, который ощущает себя в безопасности, появляются социальные потребности (потребность в общении, любви и т.п.). Удовлетворение потребностей в общении с желаемой социальной группой расширяет возможности появления и нахождения способов удовлетворения потребности в уважении и т.д. Поэтому процесс мотивации через потребности является бесконечным.

5 уровней потребностей:

1) Самореализация - стремление к самоосуществлению в своей профессии; открытие и исследование своих собственных возможностей и т.д.

 2) Самоуважение, значение, признание - самоуважение, доверие к себе, авторитет у коллег и начальников, признание личных заслуг и т.д.

  3)  Социальный контакт - любовь, дружба, групповая принадлежность, удовлетворительная атмосфера труда и т.д.

   4) Безопасность - занятость, доход, обеспечение при болезни и старости и т.д.

  5)   Основные  физиологические  потребности - питание, одежда, жилье, сон, движение, продолжение рода и т.д.

     Можно объединить  потребности в три  группы: социальные, потребности в  уважении личности, потребности в  самоуважении. Их можно разделить  на составляющие.

Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального стимулирования. Чем выше и разнообразнее, по Л. Маслоу, уровень потребностей у сотрудников (их мотивационная структура), тем сложнее подобрать способы их удовлетворения.

От руководителя требуется особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.

Нужно помнить, что возможность воздействия на сотрудника со стороны руководства определяется тем, насколько руководитель в глазах работников воспринимается как источник удовлетворения их потребностей.

 

Таблица 1. Виды потребностей

 

Социальные  потребности:

1. Предоставление работы, которая  способствовала бы общению с  другими работниками.

2. Создание климата коллективизма  в достижении поставленной цели.

3. Регулярное участие  в принятии решений.

4. Спокойное восприятие наличия неформальных групп, если их деятельность не направлена на разрушение формальной организации.

5. Создание условий для  повышения социально-экономической  и творческой активности.

Потребности в уважении личности:

6. Создание условий работнику для регулярного и системного повышения квалификации.

7. Привлечение работников  к разработке целей развития  предприятий и выработке решений.

8. Делегирование подчиненным  дополнительных полномочий.

9. Обеспечение условий  для должностного продвижения по служебной лестнице.

10. Объективная оценка  результатов труда и соответствующее  материальное и моральное поощрение.

Потребности в самовыражении:

11. Создание условий для развития  творческого потенциала и его  использования.

12. Формирование видов  работ, требующих от работника максимальной отдачи.


 

     Модель  иерархии  Маслоу очень показательно описывает  те изменения, которые произошли  в нашей стране после развала  СССР. Сегодня для многих категорий  работников (например, для невостребованных  научных сотрудников и инженерного персонала) не актуальны не только потребность в самовыражении и в уважении, но и потребность принадлежности к определенной группе (научное сообщество и т.п.) и, даже в безопасности (отсутствие уверенности в завтрашнем дне отступает на второй план при решении проблем сегодняшнего выживания). Понаблюдайте, сколько бывших научных сотрудников и инженерного персонала стоят сегодня на базарах и в переходах. А каких-то двадцать лет назад эти люди ощущали потребности самого высокого уровня, для них была чрезвычайно важна оценка коллектива и руководства, личный и карьерный рост. И даже такие, вызывающие сегодня улыбку мероприятия, как награждение почетной грамотой или водружение на доску почета были довольно мощными мотивационными мерами.

Однако модель Маслоу имеет следующие недостатки.

Категории Маслоу непригодны для решения практических задач. Нельзя безоговорочно объяснить наблюдаемое поведение тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу в качестве гипотезы, трудно уяснить, какие наблюдения необходимо провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так, поведение согласованное и поведение конкурирующее могут вызываться одним и тем же мотивом.

Можно указать на поведение, которое не согласуется с теорией Маслоу. Так, предполагая, что долг принадлежит одному из высших уровней, иерархия игнорирует тот факт, что люди готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше безопасности или физиологической потребности.

Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с одного уровня на другой не вскрывается.

 

2. Фридерик Герцберг2 все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы).

Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе.

 

Таблица 2. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

Политика  фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и  одобрение результата

Межличностные отношения

Высокая степень  ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможность творческого и делового роста

Информация о работе Эффективность положительной и отрицательной мотивации