Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 09:03, курсовая работа
Предметом курсовой работы является эффективность положительной и отрицательной мотивации.
Цель - изучить эффективность положительной и отрицательной мотивации.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие мотивации, мотивационный процесс, содержательные и процессуальные теории мотивации.
2. Рассмотреть типы и виды мотивации.
3. Выявить принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Мотивация труда…………………………………………………………….5
Понятие и сущность мотивации………………………………….5
Виды мотивации………………………………………………….14
2. Эффективность положительной и отрицательной мотивации…………...23
2.1 Позитивная мотивация……………………………………………….23
2.2 Отрицательная мотивация……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………
Подавляющее большинство, 88% компаний, наказывают сотрудников систематически или время от времени. 74% используют штрафы, по 30% прибегают к публичному порицанию и моральному давлению, выговоры и воспитательные беседы предпочитают 19% компаний, а 17% практикуют немедленное увольнение нарушителя. На создание отрицательной мотивации нацелен и тотальный контроль за рабочим временем сотрудников.
Во многих компаниях действуют жесткие правила внутреннего распорядка. Так, 63% опрошенных фирм постоянно или иногда фиксируют время прихода и ухода работников, 29% контролируют посещение интернет-сайтов, перлюстрацией электронной почты занимаются 25% фирм. Наконец, 24% прослушивают телефонные разговоры.
«Негативная мотивация в российских компаниях действительно доминирует»,- комментирует председатель Национального союза кадровиков Софья Данилкина.
«Мы проводили аудит систем мотивации во многих фирмах, и более чем в половине из них схема, которую руководство подает как премиальную и стимулирующую, по факту является наказующе-штрафной,- утверждает генеральный директор "Экопси консалтинг" Марк Розин.- Сотрудникам предлагают очень низкую базовую зарплату, а остальное считают премией. Но при этом существует масса условий, когда размер премии урезают. На постсоветском пространстве большая часть промышленных предприятий использует именно такую систему мотивации»
Психологи давно определили, что стремление к успеху и избегание неудачи - два основных мотива личности. Получается, что роль положительной мотивации заключается в том, чтобы стимулировать достижения и инициативу. А у отрицательной есть своя, более узкая, но не менее важная задача - повышение исполнительской дисциплины. Страх, состояние дискомфорта не способны стимулировать творческую работу, зато именно эти чувства мотивируют людей чего-то не делать: не опаздывать, не совершать ошибок, не выходить за рамки дозволенного.
Помимо дисциплины, отрицательная мотивация способна повлиять и на интенсивность труда. Американский психолог и исследователь Фредерик Герцберг придумал оригинальный прием под названием KITA, который расшифровывается как a kick in the ass ("пинок под зад"). Самый простой способ заставить человека трудиться - дать ему КIТА, потому что улучшение условий труда (изменение гигиенических условий, повышение жалованья, введение дополнительных льгот) не дает длительного эффекта. Российские работодатели весьма преуспели в использовании KITA. Однако изощренная система наказаний, дополненная профессиональными методами контроля за сотрудниками, способна превратить организацию в тюрьму.
Жесткий контроль над подчиненными - отнюдь не изобретение XXI века. В свое время Генри Форд организовал специальный "социологический департамент", сотрудники которого ходили по домам работников и, в частности, выясняли, играют ли те в азартные игры, употребляют ли алкогольные напитки и т. п. В крупных компаниях (таких, как Tesco, Marks & Spenser, Sainsbury, Boots and Homebase и B&Q) сотрудников иногда заставляют носить с собой специальные электронные приборы, фиксирующие маршруты передвижения и время, затраченное на дорогу от одного склада до другого. И некоторые работодатели вычитают из зарплаты работников деньги за то время, которое было потрачено на личные дела.
Даже успешные примеры применения системы наказаний обнаруживают несколько серьезных проблем. С одной стороны, можно добиться очень высокого уровня исполнительской дисциплины, но когда контроль по каким-то причинам ослабевает, появляются сплоченные группы людей, которые начинают бездельничать. Кроме того, последовательное и тотальное применение системы негативной мотивации приводит к тому, что в компаниях выживают люди только одного типа - дисциплинированные, исполнительные и согласные с тем, что их наказывают. А инициативные и творческие сотрудники быстро уходят.
Наконец, многие компании слишком увлекаются и перестают ощущать границу психологической прочности сотрудников. За этой чертой люди ломаются и перестают верить, что избежать наказания в их силах.
И самое главное: как бы верно ни была выстроена система контроля и наказаний, она не может существовать сама по себе. Без альянса с положительной мотивацией она просто не будет работать.
Заключение
Мотивация
персонала в любом обществе
и экономической системе носит
сущностный характер и
Мотивы, являясь
личностным побуждением к
Незаметный для неопытного
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.
Сегодня для
эффективной деятельности
Список литературы
1) Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2008. - 239 с
2) Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: «Гном-пресс» при сод. Т.Д.»Элит-2000», 2007. - 440 с.
3) Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом. -М.: Высш. школа, 2008.
4) Грейдинг: технология построения системы управления персоналом . Чемеков В.П. (2007, 208с.)
5) Менеджмент / Под ред. М.М.Максимцова, М.А.Комарова. - М.: Юнити, 2008. - 359 с.
6) Общее управление организацией. Теория и практика . (Учебник) Румянцева З.П. (2007, 304с.)
7) Робинс, Стивен П., Коултер, Мэри. Менеджмент, 6-е изд. / Пер. с англ. - М.: Изд.дом «Вильямс» - 2007. - 880 с.: ил.-парал.тит.англ.
8) Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. Макарова И.К. (2007, 232с.)
9) Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Самоукина Н.В. (2006, 224с.)
10) http://www.elitarium.ru/
11) http://www.sf-online.ru/
12) http://www.kadrovik.ru/
1 А́брахам Масло́у (Масло́в) (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
2Фридерик Герцберг – американский психолог, родился 18 апреля 1923 г. в США.
3 Сэр Джон Маккле́лланд (англ. John McClelland, 1805—1875) — британский врач, интересовавшийся также геологией и биологией, работал на Ост-Индийскую компанию.
4 «Стоп. Кадры! Управление персоналом для умных». Издательство Уральского Университета, 2000 г.
Информация о работе Эффективность положительной и отрицательной мотивации