Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:17, реферат
В природно-ресурсном комплексе наибольшую ценность представляют не возобновляемые минерально-сырьевые ресурсы. На территории России расположены 33% всех их мировых запасов.
Переход от плановой к регулируемой рыночной экономике, принятие Россией Концепции устойчивого развития сделали проблему формирования и развития механизма эффективного недропользования одной из центральных в экономике страны, как на современном этапе, так и в долгосрочной перспективе.
Введение 3
1. Современное состояние минерально-сырьевой базы РФ 4
2. Пути и направления решения проблем минерально-сырьевой базы РФ 6
3. Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ 10
Заключение 14
Список литературы 15
Первостепенное значение приобретает развитие науки, стимулирование деятельности ученых. Выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральной власти. Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геолого-разведочные работы.
Необходимо срочно возвратиться
к решению теоретических
Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период так называемой перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства.
Таким образом, возникает необходимость:
– разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жёстким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых сферах;
– принятия национального Горного кодекса с полным отражением в нём геолого-разведочного и горного производства и всех основ горного дела, включая регламентацию поставок и воспроизводства запасов полезных ископаемых, а также налогообложения. При разработке Горного кодекса РФ основными концептуальными положениями следовало бы считать следующие:
Следует обратить также внимание на отсутствие до настоящего времени утверждённого правительством документа, регламентирующего проведение государственной экспертизы запасов, что не только стимулировало попытки различных ведомств как на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями, без чёткого разграничения их полномочий. Поэтому государственный контроль за состоянием запасов месторождений оказался во многом утраченным, а государственный баланс как основная система учёта запасов перестал отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.
Одним из путей, которые могли бы обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, а также минимизацию материальных и финансовых ресурсов для удовлетворения разумных потребностей человека, может стать многократный подъем эффективности использования ресурсов – новая стадия технического прогресса. Со времени промышленной революции прогресс обозначал увеличение производительности труда. Новый подход к прогрессу ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов. В этом случае эффективное использование ресурсов приносит прибыль за счет отсутствия затрат на новые ресурсы, а поскольку они не превращаются в загрязнители, позже не приходится платить за их хранение и обезвреживание.
Выбор схемы, в конечном счете, определяется наличием прорывных идей и готовых разработок или набора инструментов, а также состоянием экономики той или иной страны, способной вложить большие инвестиции за короткий промежуток времени. Не последнюю роль, конечно, играет и политическая воля правительства.
Реальное положение в
России с сырьевыми ресурсами
напряженное, но не безнадежное. Принятие
срочных мер государственного регулирования
и независимого контроля за использованием
недр, внедрения новых уже