Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:05, курсовая работа
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим, избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны.
В числе способов мотивационного воздействия, применяемых в торговом предприятии, следует назвать самомотивацию, которая имеет как внутренние, так и внешние способы выражения.
К внутренним способам выражения самомотивации работников следует отнести:
стремление к улучшению результатов своего труда, влияющего на результаты деятельности предприятия в целом;
интересное содержание труда (для офисных работников);
экономическая и социальная значимость деятельности;
хорошая психологическая атмосфера в коллективе.
Внешние способы самомотивации персонала торгового предприятия - это:
заработная плата;
возможность обучения за счет работодателя;
возможность развития карьеры;
дополнительные выплаты (премии, социальные отчисления и др.).
Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Для этого был проведен опрос на мотивации и трудовым ценностям сотрудников индивидуального предпринимателя (Приложение А).
По данным проведенного опроса, 95% персонала сказали, что данная работа, которую сотрудник выполняет, является важной и интересной, коллектив дружный. 90% персонала ответили, что на сегодняшний день управление персоналом поставлено хорошо.
Таким образом, действующая в торговом предприятии «Мальцова Е.С.» система мотивации персонала направлена на формирование привязанности работников к своему предприятию, на включение внутренних механизмов и системы ценностей, направляющих труд работников на достижение результатов, значимых для предприятия, а значит, и для самих работников, на повышение уровня их материального обеспечения, развития их деловой карьеры и т.д.
Так как на торговом предприятии «Мальцова Е.С.» сложилась достаточно эффективная на сегодняшний день система оплаты и мотивации труда. Но на этом останавливаться нельзя. Необходимо совершенствовать систему мотивации на предприятии. С этой целью на торговом предприятии «Мальцова Е.С.» предлагается рассмотреть вопрос о внедрении системы материального и нематериального стимулирования.
Процедура разработки и внедрения системы материального и нематериального стимулирования состоит из двух этапов.
Этап 1 - «Диагностика и оценка персонала»22. Выполняет администратор торгового зала.
1. Разработка и согласование критериев, описывающих задачи каждого рабочего места (каждой должности).
2. Анализ распределения функций и зон ответственности за ключевыми подразделениями. Анализ соотношения официально закрепленных функций и ролей, которые работники берут на себя в действительности. Определение критериев оценки эффективности труда, критериев качественной оценки вклада сотрудников в общий результат работы компании.
3. Разработка и проведение процедур оценки по определению соответствия работников предприятий занимаемой должности.
4. Исследование, анализ преимуществ и недостатков существующей системы мотивации персонала в компании (материального и нематериального стимулирования), целей и потребностей аппарата управления, основанных на стратегии развития компании.
5. Анализ мотивационных установок персонала различных категорий, выявление приоритетов.
6. Анализ соответствия структуры, процессов и мотивационной системы стратегическим решениям руководства.
7. Анализ степени удовлетворенности сотрудников условиями работы и содержанием труда. Построение профилей условий работы и содержания труда. Анализ степени удовлетворенности сотрудников стилями руководства.
8. Анализ готовности, желания и способности организации к изменению.
9. Подготовка обоснованных рекомендаций по снижению затрат за счет изменения существующей системы мотивации персонала и анализа существующих проблем.
10. Определение и систематизация проблем сосредоточения и распределения власти в структуре до, во время и после преобразований.
11. Доклад результатов диагностики руководству, разработка мероприятий по оптимизации мотивационной системы.
В число применяемых методов входят проведение интервью с руководителями высшего уровня и начальниками подразделений, проведение тестовых процедур диагностического обзора среди сотрудников, заполнение сотрудниками специализированных опросников, утверждение материалов проведенного исследования проектной группой.
Результаты этапа таковы: предоставление отчета о существующей системе мотивации в компании, возможностях использования отдельных ее элементов при разработке системы стимулирования, а также о потребностях и мотивационных установках персонала; предоставление отчета с анализом функционального распределения между подразделениями, с систематизацией критериев оценки эффективности труда работников и качественных критериев оценки вклада работников в общий результат работы. В отчете даются подробные рекомендации по сокращению затрат за счет изменения существующей системы мотивации персонала и анализа внутренних проблем.
Этап 2 - «Разработка системы материального стимулирования персонала (во взаимосвязи с нематериальными факторами вознаграждения)».
1. Разработка стратегии, общих принципов и механизмов системы вознаграждения, на которых базируются предлагаемые альтернативные компенсационные программы.
2. Определение стратегических принципов, критериев и конкретных финансовых/управленческих механизмов распределения вознаграждения между подразделениями компании с учетом их дифференциации.
3. Разработка принципов и механизмов системы управления деятельностью сотрудников (подразделений) как основы системы материального стимулирования персонала.
4. Согласование общих принципов и определение специфических (качественных и количественных) критериев оценки вклада в результаты деятельности компании для каждой из трех групп составляющих:
5. Подразделение (по группам);
Руководство;
Сотрудники (по мотивационным категориям).
6. Согласование, коррекция и утверждение показателей и механизма последующей процедуры оценки результатов деятельности: сотрудников; подразделений; руководства.
7. Разработка основных элементов системы вознаграждения персонала (материальная/нематериальная составляющие, основные/дополнительные выплаты, долгосрочные/краткосрочные выплаты, постоянная/переменная части).
8. Определение взаимосвязи между критериями оценки и варьируемыми составными частями, формами и сроками выплаты вознаграждения. Результаты таковы:
9. Предоставление критериев оценки результатов деятельности сотрудников (по мотивационным категориям), подразделений (по выделенным группам) и компании в целом. Формулирование рекомендаций по определению значимости критериев в форме и размере распределяемого вознаграждения;
10. Предоставление описания индивидуальных целей сотрудников, подразделений и руководства компании;
11. Предоставление альтернативных программ компенсации персонала, содержащих принципы и конкретные механизмы распределения вознаграждения между подразделениями (по выделенным группам) и сотрудниками компании (по мотивационным категориям);
12.Предоставление подробных рекомендаций в отношении эффективности альтернативных программ.
13. Разработка и утверждение системы стимулирования, обычно включающей следующее:
Разработку структуры основной заработной платы для каждой из мотивационных категорий персонала;
Разработку системы дополнительных выплат в соответствии с мотивационными категориями;
Разработку механизма распределения бонусов по итогам деятельности компании за год с учетом дифференцированного подхода к специфике деятельности подразделений, по категориям персонала;
14. Разработку программы долгосрочных поощрений для различных мотивационных категорий; разработку системы распределения нематериальных факторов компенсации персонала, взаимосвязанной с материальными факторами поощрения;
15. Проведение совместно с группой специалистов по проекту оценки эффективности отдельных элементов компенсационного пакета (с учетом финансовых и нефинансовых факторов) и комплексной системы стимулирования в целом.
Результаты этапа таковы: предоставление обоснованной программы, представляющей собой комплексную систему взаимосвязанных факторов материального и нематериального стимулирования различных категорий персонала компании, методики ее внедрения и управления; предоставление рекомендаций по перспективному развитию системы стимулирования.
Итак, каждый сотрудник должен четко представлять, каких результатов работы ждет от него руководство, и осознавать значимость своего труда как очень ценного вклада в создание самой лучшей и прибыльной компании, в которой он с гордостью работает, а фирма гордится его вкладам и трудовым потенциалом. За хорошую работу работник должен получать очень хорошее вознаграждение, не меньше той оплаты, которую за аналогичный труд получают в других организациях. Этот принцип создает чувство удовлетворения материальных проблем сотрудника и является одним из условий снижения текучести высококвалифицированных кадров в другие фирмы.
Заключение
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Трудовой кодекс РФ // - Владивосток : Изд-во «Лаинс», 2001 г. - 30 декабря, 154 с.
Монографии и исследования
Авчиренко, Л.К. Управление персоналом организации / Л.К. Авчиренко. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 317 с.
Балабанов, И.Т. Основы организации и мотивации / И.Т. Балабанов, - М.: Финансы и статистика, 2003. - 174 с.
Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы / В.В. Герасименко, - М.: Финстатинформ, 2000. - 98 с.
Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательства / В.П. Грузинов, - М.: СОФИТ, 2004. - 208 с.
Дашкова, Е.С. Мотивация трудовой деятельности / Е.С Дашкова. - М.: Альфа - Пресс, 2009. - 336 с.
Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / Б.М. Жуков. - Академия Естествознания, 2009. - 409 с.
Кожевникова, А.М. Мотивация и стимулирование персонала / А.М. Кожевникова. - М.: Кордис & Медиа, 2005. - 320 с.
Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации / В.П. Пугачев, - М.: Аспект Пресс, 2006. - 315 с.
Розанова, В.А. Психология организации труда на современном предприятии / В.А. Розанова, - М.: Бизнес - щкола, 2000. - 271 с.
Румянцева, З.П. Менеджмент организаций / З.П. Румянцева, - М.: ИНФРА-М, 2006. - 213 с.
Шапиро, С.А. Мотивация / С.А Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 150с.
Учебники и учебные пособия
Акперов, И.Г. Психология предпринимательства: учеб. пособие / И.Г. Акперов, Ж.В. Мосликова, - М.: Финансы и статистика, 2003. - 213 с.
Апенько, С.Н. Мотивация персонала: учеб. пособие / С.Н. Апенько, А.И. Марко, - М.: Альфа - Пресс, 2010. - 640 с.
Десслер, Г.В. Управление персоналом / Г.В. Десслер, - М.: БИНОМ, 2001. -148с.
Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин, - 5-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. - 118 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин, - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 248 с.
Кузнецова, М.И. Мотивация деятельности / М.И.Кузнецова, - Спб.: Фирма, 2005. - 301 с.
Курс предпринимательства: под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара, - И.: ЮНИТИ, 2005. - 307 с.
Милкович, Дж.Т. Система вознаграждения и стимулирование персонала / Дж.Т. Милкович, Дж. М. Ньюман, - М.: НИМБ, 2006. - 193 с.
Мишурова, И.В., Управление мотивацией персонала / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев : учеб. - практическое пособие / - М.: ИКЦ «Март», 2003. - 352с.
Основы стратегического управления: учеб. пособие / под. ред. П.В.Забелина, Н.К.Моисеевой, - М.: 2003. - 313 с.
Попов, С.А. Стратегическое управление / С.А. Попов, - М.: ЮНИТИ, 2003. - 361 с.
Розанова, В.А. Психология управления. / В.А. Розанова, учеб. пособие. / М.: Журнал, 2003. - 416 с.
Старобинский, Э. К. Основы менеджмента на коммерческой фирме. / Э.К. Старобинский, - М.,Графика, 2003. - 271 с.
Соломандина, Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала / Т.О. Соломандина, - М.: Юнити - Дана, 2009. - 312 с.
Тузова, А.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.А. Тузова, - М.: Прогресс, 2007. - 346 с.
Информация о работе Экономическая сущность и роль мотивации труда