Экономические методы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Основополагающая роль в деятельности предприятия отведена экономическим методам управления т.к. они затрагивают интересы как отдельных работников, так и всего предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение экономических методов управления. Также поставлены следующие задачи: осветить влияние экономических факторов на деятельность предприятия, и на основании этого

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 5
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ …………….…. 6
1.1 Экономические факторы …………………………………..…………………...……… 6
1.2 Экономический механизм управления на предприятии ……...……………………….. 8
1.3 Основные экономические методы в менеджменте …….…………………………….. 10
1.4 Механизм внутреннего ценообразования ……………………………………………... 13
1.5 Формирование конкурентных преимуществ предприятия ………………………… 19
1.6 Взаимосвязь экономических методов и функций менеджмента……………………………… 21
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕХ
ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..………………...……… 24
2.1 Краткая характеристика ООО «Практика-Центр»……………………………………. 24
2.2 Методы ценообразования ООО «Практика-Центр»...………..................................... 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ…………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Филипенко П.В..docx

— 75.98 Кб (Скачать файл)

       Методы  расчета цены с ориентацией на конкуренцию устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение товаров данной фирмы  с фирмами-конкурентами на рынке. Их можно подразделить на:

    • метод следования за рыночными ценами;
    • метод следования за ценами лидера на рынке;
    • метод определения  престижных цен.

       Метод следования за ценами лидера на рынке  означает, что предприятие негласно определяет свои цены исходя из уровня цен фирмы-лидера (или лидеров), обладающей самой большой рыночной долей, то есть занимающей лидирующее положение  в данной отрасли по масштабам  производства и продаж. В случае если большинство фирм отрасли применяет  данный метод ценообразования, предприятие, занимающее лидирующее положение на соответствующем рынке, располагает  широкими возможностями устанавливать  на рынке цены на более выгодном для себя уровне. Остальные же фирмы  отрасли устанавливают для своей  продукции цены по формуле «лидер минус», т.е. ограничивают их определенными  рамками ниже соответствующих цен  фирмы-лидера.

       Метод следования за рыночными ценами предусматривает, что каждый продавец, предлагающий данный товар (услугу) на рынке, устанавливает  цены, пытаясь достичь поставленных перед собой целей ценообразования. Можно предположить, во-первых, что цели конкурирующих продавцов (максимизация прибыли) совпадают, а возможные ошибки в ценообразовании происходят как в одну, так и в другую сторону с одинаковой частотой. Поэтому средняя сложившаяся на рынке цена и является оптимальной для рынка, а значит и для конкретной фирмы-поставщика. Так же, как и для метода следования за рынком, иногда рекомендуют устанавливать цену ниже среднерыночной.

       Метод следования за рыночными ценами на первый взгляд более удачен, чем  следование за ценами лидера. Возможно, средние переменные затраты на рынке  ближе к затратам конкретной фирмы. Однако такая ценовая политика может  привести к существенным потерям  в моменты резкого изменения  закупочных цен. Кроме того, рекомендация продавать товар ниже среднерыночной цены может означать потерю возможной  прибыли, если, конечно, закупочные цены фирмы не ниже существенно, чем сложившиеся  на рынке.

       Метод престижного ценообразования —  ценообразование на товары, которые  позиционируются как предметы роскоши. Эти товары и услуги, помимо собственно потребительских свойств, обладают демонстрационным эффектом. Если подобные товары будут продаваться по более  низким ценам, и большее количество потребителей сможет их приобрести, то они потеряют привлекательность  для своего нынешнего целевого рынка  престижных покупателей. Однако рекомендация назначать для престижных товаров  как можно более высокую цену без детального анализа может  обернуться потерей прибыли. [11].

       В принятии решения о ценах при  постановке задач ценообразования  определяющими являются:

         – затраты на производство  и реализацию продукции;

         – максимальная цена, которую  готов заплатить потребитель;

         – уровень цен на конкурирующие  товары, влияние конкурентов.

       Исходя  из этого, можно выделить три основные стратегии ценообразования:

         – установление низких цен  (затраты плюс нормальная прибыль);

         – стратегия исчерпания (“снятия  сливок”);

         – стратегия приспособления к  рыночной цене (следование за  лидером).

       Предприятие устанавливает исходную цену, а затем  корректирует ее с учетом факторов окружающей среды.

       В рамках политики ценообразования можно  выделить следующие направления  ценообразования:

         – установление цен на новый  товар;

         – ценообразование в рамках  товарной номенклатуры;

         – установление цен со скидками  и зачетами;

         – установление цен для стимулирования  сбыта;

         – установление дискриминационных  цен.

       Механизм  внутрифирменного ценообразования

       В рамках внутрифирменного расчета ценообразование  строится на иных принципах и цены выполняют свои функции в модифицированном виде. Важнейшая особенность ценообразования  вытекает из того, что внутрикорпорационный оборот не имеет коммерческого характера  и по существу не является товарным обменом, поэтому и цены во внутрикорпорационном обмене не устанавливаются под влиянием рыночного спроса и предложения, а являются результатом хозяйственной  политики в интересах фирмы в  целом и носят в основном расчетный  характер.

       Поскольку внутрифирменный расчет направлен  на повышение глобальной эффективности  деятельности фирмы, трансфертные цены используются как экономический рычаг в реализации функции планирования и контроля и выступают важнейшим элементом экономической политики.

       Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпорационные хозяйственные связи, осуществляемые на основе специализации и кооперирования производства; реализации намеченных планом объемов и структуры производства; обеспечения необходимым сырьем, материалами, компонентами родственных  компаний в рамках единого технологического цикла; обеспечения надлежащего  качества поставляемой продукции.

       Как инструмент контроля трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей  по прибыли, снижение издержек производства на всех этапах производственного цикла. Они также служат инструментом контроля за выполнением финансового плана (бюджета) и широко используются в целях распределения ресурсов и прибылей внутри компании.

       Каждая  из функций и задач, выполняемых  трансфертными ценами, реализуется  на основе единой политики в рамках всей фирмы. Рассмотрим механизм манипуляций  с трансфертными ценами, при помощи которого реализуются поставленные цели в отношении максимизации прибыли.

       Механизм  манипуляций с  ценами состоит в назначении намеренно завышенных или намеренно заниженных цен на продукцию, поставляемую материнской компанией своим заграничным дочерним компаниям (сырье, материалы, компоненты, конечная продукция для реализации). Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается и таким образом перераспределяется в пользу материнской компании.

       С помощью трансфертных цен осуществляется также централизованный раздел рынков между дочерними компаниями с  целью ограничения внутрифирменной  конкуренции и завоевания позиций  на новых или труднодоступных  рынках. Это достигается назначением  определенному филиалу или дочерней компании низких, часто демпинговых, цен, которые ставят его экспорт  вне конкуренции на данном рынке. С этой целью выделяют средства материнской  компанией или изменяется структура  издержек производства (занижается доля постоянных затрат). Методология определения уровня трансфертных цен обычно не только не предается гласности, но и тщательно скрывается, чтобы не привлекать внимания налоговых властей.

       Таким образом, трансфертные цены, применяемые  в рамках внутрифирменного хозяйственного расчета, являются важным инструментом централизованной политики, направленной на получение устойчивой прибыли  в глобальном масштабе. [5, с. 305-314]. 

       1.5 Формирование конкурентных преимуществ предприятия. 

       Конкурентные  преимущества неразрывно связаны с  конкуренцией. Они возникают тогда  и там, где возникает и развивается  конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества. Их особенности и механизм формирования являются фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности.

       Конкурентные  преимущества являются концентрированным  проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей - это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.

       Конкурентные  преимущества есть результат низкой себестоимости продукции, высокой степени дифференциации товаров, разумного сегментирования рынка, внедрения новшеств, быстрого реагирования на потребности рынка. К  ним также могут относиться более высокий уровень производительности труда и квалификации производственного, технического, коммерческого персонала; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления, отражающиеся в экономическом росте.

       Конкурентное  преимущество носит сопоставительный, а, следовательно, относительный, а не абсолютный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж.

       Существует 10 основных видов конкурентных преимуществ. Конкретно же будут рассмотрены  конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, т.к. это  согласуется с темой данной курсовой работы:

       - лучшим общеэкономическим состоянием  рынков, на которых действует  предприятие, выражающимся в высокой  среднеотраслевой норме прибыли,  небольших сроках окупаемости  капитальных вложений, благоприятной  динамике цен, высоком уровне  располагаемого дохода на душу  населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;

       - стимулирующей политикой правительства  в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в анализируемой товарной сфере;

       - объективными факторами, стимулирующими  спрос: большая и растущая емкость  рынка, невысокая чувствительность  потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей и пр.;

       - эффектом масштаба, который проявляется  в том, что предприятия, имеющие  большие объемы производства, могут  рассчитывать на существенно  более низкие удельные затраты,  чем предприятия с единичным,  мелко- и среднесерийным типами  производства, что позволяет им  успешно конкурировать по цене  предложения;

       Превосходство в уровне себестоимости может  возникать и вследствие неравенства  стартовых условий функционирования на рынке. В первую очередь это  касается возможности широкого доступа  к более дешевым и удобным  сырьевым источникам, а также технологического превосходства. Немаловажное значение имеют доступность заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования, сделанные ранее вложения в рекламу продукции и развитие сбытовой сети.

       - экономическим потенциалом предприятия;

       - возможностью изыскания и эффективного  использования источников финансирования.

       Формирование  конкурентных преимуществ в широком  смысле трансформируется в задачу адаптации системы управления к изменениям конкурентной среды, что позволяет быстро и точно определять направления повышения конкурентоспособности. Решение данной задачи осложняется тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов. Это обстоятельство определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению предприятием, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для его эффективного функционирования на постоянной основе.

       Технологии  формирования конкурентных преимуществ представляют собой комплекс маркетинговых процедур и способов их выполнения, предназначенных для предпочтительного позиционирования предприятия в конкурентной среде. Разработку технологий формирования конкурентных преимуществ необходимо проводить для замкнутого управленческого цикла, включающего аналитические работы, стратегическую и тактическую деятельность предприятия. Фундаментом для поиска конкурентных преимуществ является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития рынка в целом и активности конкурентов в частности. Знания о конкурентах, их реальных и планируемых действиях являются основой для стратегической ориентации предприятия в конкурентной среде. Система управления должна быть способной на практике реализовать выработанную стратегию конкуренции, довести ее до реальных конкурентных преимуществ, т.е. обосновать, разработать и внедрить стратегические замыслы в повседневную практику.

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии