Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Важной задачей управленческого учета являются обобщение и передача информации, полезной для принятия менеджерами качественных управленческих решений.
Разработка эффективных решений — предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, создания положительного имиджа и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Процесс принятия управленческого решения

2 Условия и факторы качества управленческих решений

3 Организация связи при принятии управленческих решений

4 Заключение

5 Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Методы принятия управленческих решений»

 

на тему: «Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений.»

 

ВЫПОЛНИЛ (А):

Студент     .

                                                                          Группа 29432 3-3

                                                                 Курс 3

                                                                     телефон(дом. или раб.) +79522946723

                                                                                                                                     (с указанием кода города)

 

ПРОВЕРИЛ (А):

Преподаватель  Л. В. Захарова   .

                                  

 

_______________________________

(зачтена или не  зачтена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Процесс принятия управленческого решения

 

2 Условия и факторы качества управленческих решений

 

3 Организация связи при принятии управленческих решений

 

4 Заключение

 

5 Библиографический список

 

1. Процесс принятия управленческих решений

 

Важной задачей управленческого  учета являются обобщение и передача информации, полезной для принятия менеджерами качественных управленческих решений.

 

Разработка эффективных  решений — предпосылка обеспечения  конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных  структур, проведения правильной кадровой политики, создания положительного имиджа и др.

 

Синтезируя различные  компоненты, управленческие решения  выступают способом постоянного  воздействия управляющей подсистемы на управляемую систему, что ведет  к достижению поставленных целей.

 

Процесс принятия управленческих решений является видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции. Многие решения уникальны, и процесс их выработки не может регулироваться строгими правилами. Тем не менее можно выделить определенные этапы в процесс принятия управленческих решений.

 

Возникновение проблемы.

Определение альтернативных направлений действий.

Анализ влияния каждой альтернативы на хозяйственные операции (рассчитываются затраты, экономия ресурсов и финансовый результат хозяйственных  операций).

Принятие решения - выбор наилучшей альтернативы.

Анализ последствий  решений.

На всех этапах процесса принятия управленческого решения  бухгалтер обеспечивает руководство  организации необходимой информацией. Для этих целей должны быть использованы определенные учетные процедуры и система специальной отчетности. Принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернатив и выбор из них оптимального варианта, в наибольшей степени отвечающего целям организации.

 

Все причины, побуждающие  выбрать один из рассматриваемых вариантов, подразделяются на две группы: количественные и качественные факторы.

 

Количественные факторы  принимают числовое выражение (затраты, расходы). Качественные не поддаются  количественному измерению (качество продукции, уровень удовлетворения вкусов потребителей, стабильность отношений с поставщиками и т.д.). При принятии решений должны анализироваться и те и другие факторы.

 

Процесс выработки управленческого  решения заключается в сравнении  двух и более возможных вариантов  решения проблемы и выбор наилучшего из них.

 

Релевантный подход позволяет  в процессе принятия управленческого  решения сконцентрировать внимание только на релевантной информации, что облегчает и ускоряет процесс  выработки наилучшего решения.

 

Релевантные затраты  и доходы — это ожидаемые будущие затраты и доходы, которые различаются по альтернативным вариантам.

 

Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. это данные, которые следует  принимать в расчет. Нерелевантная  информация — это несущественные данные о затратах и доходах. Они могут привести к принятию ошибочного решения, снижению оперативности и повышению трудоемкости процесса принятия решения.

 

Два правила релевантности.

 

Информация для руководителя должна обеспечивать правильные решения.

Информация должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна быть избыточной.

 

Классификация управленческих решений

 

Управленческие решения  являются продуктом управления труда, это один из возможных способов достижения цели, признанный эффективным по определенному критерию.

 

Управленческие решения  целесообразно группировать на основе классификационных признаков.

 

По степени полноты  и достоверности информации, использованной для принятия решения:

решения, принимаемые  в условиях определенности, применяются  тогда, когда есть исчерпывающая информация о проблемной ситуации;

решения, принимаемые  в условиях вероятной определенности, применяются, когда информации недостаточно или она недостоверна;

решения, принимаемые  в условиях неопределенности, применяются, когда информации явно недостаточно для принятия правильного решения (новые задачи).

По масштабу объекта  управления — общие и локальные.

По характеру целей  — стратегические и тактические.

По количеству целей  — одноцелевые и многоцелевые.

По периоду действия — долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

По числу лиц, принимающих  решение, - индивидуальные и коллективные.

По содержанию — экономические, технические, организационные и  политические.

Управленческие решения  должны быть эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми.

Методы, используемые для  принятия управленческих решений

 

При разработке и принятии управленческих решений целесообразно  использовать следующие методы.

 

1. Традиционные методы  применяются тогда, когда решения  принимаются на основе личного опыта либо по результатам специальных экономических расчетов (используются в типовых стандартных ситуациях). Достоинствами данных методов являются простота и испытанность, а недостатком — отсутствие решений при усложнении производства.

 

2. Экономико-математические  методы основаны на использовании  математических и экономических  методов при решении практических  задач (экономико-статистические  методы, методы экономической кибернетики,  методы оптимизации и эконометрия).

 

Эти методы применяются ограниченно, так как не всегда можно построить математическую модель проблемы, они не учитывают социальных, организационных и психологических факторов, которые не поддаются математическому измерению.

 

3. Специальные методы:

 

- методы экспертных оценок, которые основаны на количественной оценке явлений и процессов (мозговой атаки);

- улучшение оценок экспертов при последовательном уточнении задания;

- эвристические методы, которые основаны на опыте и логике.

Эти методы эффективны при  решении проблемы в условиях риска и неопределенности.

 

4. Системно-целевые методы  используются при решении смежных  стратегических проблем. К ним  относят:

 

- методы системного анализа;

- декомпозиция - метод расчленения системы на части для выявления взаимосвязей между ними;

- диагностика системы - метод исследования каждого из элементов для выявления узких мест;

- программно-целевые методы (после определения глобальной цели разрабатывается программа ее достижения в виде дерева целей и определяются мероприятия для достижения целей низшего порядка).

 

2. Условия и факторы качества управленческих решений

 

Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат  и зависит от ряда факторов:

 

- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

- оптимального или рационального характера принимаемого решения;

- своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

 

- единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

- обоснованность и правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

— применение к разработке решения  научных подходов менеджмента;

— изучение влияния экономических  законов на эффективность решения;

— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

 

- ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

- краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

- гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

- своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

- объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

— обеспечить многовариантность решений;

— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

 

- возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

- ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

 

Цели и критерии оценки управленческих решений. Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени.

Информация о работе Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений