Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:40, курсовая работа
Перед данной курсовой работой стоит следующая цель – рассмотреть этапы развития менеджмента. Для решения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть содержание менеджмента, его основных понятий.
2. Охарактеризовать возникновение, формирование и содержание различных школ управления:
а) школы научного управления;
б) классической (административной) школы управления;
в) школы психологии и человеческих отношений;
Введение…………………………………………………………………..….3
1. Менеджмент. Основные понятия……………………………………...…5
1.1. Понятие управления. Виды управления…………………………...…6
1.2. Понятие менеджмент………………………………………………..…9
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления…………………………………………………………………...11
2.1 Школа научного управления…………………………………………..11
2.2. Классическая (административная) школа управления……………...14
2.3. Школа психологии и человеческих отношений………………….….16
2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….…19
3. Менеджмент в XXI веке……………………………………………….….24
3.1. Базовые концепции нового менеджмента………………………….…24
3.2. Прогнозирование развития менеджмента в России……………….…26
Заключение…………………………………………………………………....28
Список литературы…………………………………………………………...30
Приложение А «Приоритеты и тенденции развития менеджмента»…….31
Перечисленные задачи решаются только математическими методами, с которыми тесно связаны сетевые методы планирования и управления, в частности СРМ (метод критического пути) и PERT (метод оценки и пересмотра программ).
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
2. Дальнейшее
развитие теории
Эта теория ставит
своей целью повышение
Предметом исследования операций в теории управленческих решений является сам процесс принятия решений, формирование принципов выбора, выработка критериев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям. Для принятия решений широко используется математическое моделирование, в том числе модели теории игр, модели теории очередей, модели управления запасами, модели линейного и имитационного программирования и др.
Таким образом, наука и практика менеджмента в XX в. осуществляли непрерывный поиск путей повышения эффективности организаций. Школа управленческой науки создала методологию системного и ситуационного подхода к исследованию, методический экономико-математический инструментарий для разработки решений и научила менеджеров успешно работать в быстроменяющихся условиях.
Менеджмент — один из наиболее важных инструментов создания новой, преуспевающей России. Как отмечал Питер Ф. Друкер: «в новом веке главным фактором станет производительность работников умственного труда, поэтому уже сегодня следует искать ответы на вопросы, чем определяется производительность, как добиться ее повышения, как управлять работниками умственного труда (и можно ли ими управлять вообще), как применять опыт менеджмента в построении собственной карьеры».10 Рассмотрим новые особенности и возможности менеджмента, использование которых позволит в полной мере реализовать весь его могучий потенциал.
3.1. Базовые концепции нового менеджмента
Ключевыми моментами современного менеджмента являются следующие принципиальные положения.
1. Отказ от
рационализма классических
2. Использование в управлении широкой гаммы математических и экономико-математических методов: теорий систем, ситуационного подхода к управлению, экономикой математического моделирования, новых информационных технологий и др.
3. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед конкретными работниками организации. Роль человека, человеческого фактора в качестве ключевого ресурса обусловила необходимость создание условий для реализации заложенного в человеке потенциал саморазвития. В этой связи характерно повышенное внимания к таким факторам, как организационная культура, демократизация управления, внедрение в практику участия работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении, совершенствование стиля руководства.
Формируются новые отношения между организацией и работающими в ней людьми:
- наиболее
талантливые, одаренные люди
- менеджер
во все возрастающей мере
- работники
хотят участвовать в капитале
своей компании, и все чаще
такая возможность им
- прием на работу лучше всего делать на контрактной основе;
- стиль управления
становится все более
- этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.
Систему взглядов на управление, сложившуюся к началу XXI в., иногда называют «тихой управленческой революцией ». Все ее основные положения могут применяться без разрушения сложившихся структур, систем и методов менеджмента, эволюционно дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Это касается, в частности, перехода к управлению на основе предвидения изменений и принятия гибких решений. Это позволяет реагировать на неожиданности, подстерегающие нас в будущем.
Подытоживая сказанное, следует согласиться с мнением Питера Ф. Друкера: «в сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных организации сферах или в сферах, ею не контролируемых».11
В самом деле, кратко рассказав об истории и сегодняшнем состоянии менеджмента, авторы предлагают... не более чем модифицированную модель все того же менеджмента.12 В самом деле, если согласиться с самыми общими определениями менеджмента (например, «Совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно»), то нетрудно видеть преемственность с базовыми положениями традиционного менеджмента.
Сказанное подтверждается базовой идеей Р.Салмона, состоящей в том, что развитие человеческого потенциала сейчас является определяющим фактором успеха в бизнесе.13 Уже сегодня компания все чаще выглядит заменителем семьи, общины, государства и даже церкви. Перед компанией (корпорацией) стоит задача выполнить сложную и ответственную, как никогда, миссию, поскольку именно этот институт лучше всего отражает стремления и желания людей. Компания связывает отдельного человека с обществом. Компания делает людей, а люди делают компанию.
3.2. Прогнозирование развития менеджмента в России
Условия сложившихся в Российской Федерации отношений менеджмента определяют исторический опыт развития ведущих форм руководства и управления в отечественных организациях. Его оценка требует исследования основных подходов и приоритетов прошедшего периода с целью достоверного прогнозирования основных направлений и особенностей развития теории менеджмента в отечественных условиях. Последовательность формирования, преобразования и изменения тенденций развития менеджмента в реальных российских условиях на протяжении XX в. можно разделить на следующие основные периоды (табл. 2 «Приоритеты и тенденции развития менеджмента»14 ; (Приложение А)
Выделенные в табл. 2 приоритеты, тенденции и результаты основных этапов развития форм и методов руководства отечественными организациями за последние сто лет обнажают устойчивые тенденции, но многом определяющие и предстоящие перспективы. Они характеризуются противоречием объективной необходимости и психологического отторжения сложившихся форм и методов построения и осуществления профессионального руководства подчиненными в России.
Предметный анализ соотношения приоритетов, тенденций, ресурсов и результатов по выделенным табл. 2 этапам указывает на неоднократные на протяжении достаточно короткого исторического периода смены отношения к приоритетам развития менеджмента. Такая непоследовательность существенно усложняет как концептуальные разработки, так и прогностические оценки перспектив развития отечественного менеджмента. Она же, в некоторых случаях, обусловливает отношение неприятия и даже отторжения каких-либо прогнозов в сфере управления рядом государственных и профессиональных организаций и их руководителей.
Развитие
теории менеджмента, в широком понимании
ее состава и содержания, оказывает
существенное влияние не только на
управление организацией в целом, но
и на осуществление руководства
производственными и
В этом плане развитие теории должно учитывать, что на нижнем уровне управления ресурсы менеджмента востребуются и реализуются руководителем исключительно в отношении своих непосредственных подчиненных. Именно здесь руководитель и управляющая система в целом объединяются в своем воздействии на управляемую систему организации.
Разграничение обоснованности, глубины и специализации разработки состава и содержания теории менеджмента по полномочиям и уровням управления организации существенно повысит ее востребованность. Оно может проявляться в виде принципов, методов, форм установления иерархии, распределения полномочий, введения субординации в управляющей системе. Решающее значение приобретает распределение ресурсов по организационной структуре управления с целью обеспечения ее эффективного функционирования. Эта задача содержательно разрабатывается, конструктивно разрешается и практически реализуется административными положениями.
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства
Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием капитализма, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку.
На каждом
этапе развития менеджмента формировались
соответствующие школы
1. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлером, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Школа научного управления выделяет следующие методы и принципы формирования: отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение; обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач; систематическое и правильное использование материального стимулирование для повышение производительности труда; отделение планирования и обдумывания от самой работы.
2. Разновидностью
классической школы управления
является «административная
3. Определенный прорыв в области менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Э. Мэйо.
4. Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Появление данной школы — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически.
Ключевыми моментами современного менеджмента являются следующие принципиальные положения.
1. Отказ от
рационализма классических
2. Использование
в управлении математических
и экономико-математических
3. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед конкретными работниками организации.
Приоритеты, тенденции и результаты основных этапов развития форм и методов руководства отечественными организациями за последние сто лет обнажают устойчивые тенденции, но многом определяющие и предстоящие перспективы. Они характеризуются противоречием объективной необходимости и психологического отторжения сложившихся форм и методов построения и осуществления профессионального руководства подчиненными в России.
1. Бык Ф.Л., Китушин
В.Г. Концептуальная модель