Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:55, реферат
Качество - это субъективное понятие и каждый исследователь трактует его по-своему [5, 7]. У.Деминг говорит, что «управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка». Дж.Джуран определяет качество как «соответствие назначению», а Ф.Кросби - как «соответствие требованиям».
Этапы развития систем качества
Качество - это субъективное понятие и каждый исследователь трактует его по-своему [5, 7]. У.Деминг говорит, что «управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка». Дж.Джуран определяет качество как «соответствие назначению», а Ф.Кросби - как «соответствие требованиям».
Все эти аспекты дополняют друг друга. Было бы неправильно считать один какой-либо из этих подходов или аспектов определяющим и основным.
Каждая наука (философия, социология, статистика и др.) в соответствии с предметом и целью своего исследования наиболее полно изучает какое-либо одно или несколько связанных между собой явлений, объединенных понятием "качество". Это позволяет отдельным наукам применить свои специфические методы и инструменты исследования.
Невозможно дать
определение качества продукции, которое
было бы единственно правильным. Любое
определение будет верным, в зависимости
от того, для каких условий, в какой
области оно применяется. Существуют
многие понятия качества продукции,
все они применяются для
Понятие «менеджмент
качества» охватывает те аспекты
общей функции руководства, которые
определяют политику в области качества,
цели и ответственность, планирование,
обеспечение и улучшение
Конкурентная борьба
предприятий сегодня все чаще
превращается в соперничество между
их системами качества. Нередко предпочтение
отдается тому поставщику, который
имеет сертифицированную
По моему мнению, практическая значимость изучения проблемы системного управления качеством в том, что внедрение и сертификация системы качества, как совокупности организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, являются инструментами самосохранения любого предприятия в условиях нестабильной внешней среды, залогом конкурентоспособности, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, причем к работе в системе качества должен быть привлечен весь персонал от высшего руководства до рядового работника.
Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государств в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – одна из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Она пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений.
Опыт стран с успешно развивающейся рыночной экономикой показывает, что именно качество – тот главный инструмент, который позволяет:
– оптимально расходовать все виды ресурсов;
– снижать издержки производства и повышать производительность труда, тем самым, способствуя успешной деятельности организации;
– соблюдать все предъявляемые к продукции требования;
– воплощать в продукции ожидания потребителей;
– обеспечивать взаимопонимание и взаимодействие по всей цепочке от производителя до потребителя продукции;
– непрерывно совершенствовать процессы производства, обслуживания и управления;
– обеспечить удовлетворение, как производителей, так и потребителей продукции.
В соответствии с существующей философией предпринимательской деятельности вся полнота ответственности за качество изготовляемой продукции и оказываемых услуг лежит на предпринимателе. По мере развития производства изменялись формы и методы организации работ по качеству.
В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества (рис. 2.).
Первая звезда соответствует
начальным этапам системного подхода,
когда появилась первая система
– система Тейлора (1905 г). Она устанавливала
требования к качеству изделий (деталей)
в виде полей допусков или определенных
шаблонов, настроенных на верхнюю
и нижнюю границы допусков, –
проходные и непроходные
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры).
Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.
Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием.
Взаимоотношения с
поставщиками и потребителями строились
на основе требований, установленных
в технических условиях (ТУ), выполнение
которых проверялось при
Рис. 2. Пять звезд качества
Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия.
Вторая звезда. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство – это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
Более сложной стала мотивация труда, так как теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.
К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля.
Стали более сложными и отношения поставщик - потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.
Третья звезда. В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).
На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.
Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.
Главными мотивами
качественного труда стали
Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции третьей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.
Четвертая звезда. В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.
Система ТQМ является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).
Одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.
В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.
Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома.
Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п.
Обучение превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.
Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Пятая звезда. В 90-е
годы усилилось влияние общества
на предприятия, а предприятия стали
все больше учитывать интересы общества.
Это привело к появлению
Механизм управления качеством продукции.
Предприятия должны
самостоятельно решать вопрос о качестве
продукции. Разработка и реализация
предприятием мер, необходимых для
устранения несоответствий продукции
предъявляемым или
Экономическое достижение
удовлетворительного качества включает
совокупность всех этапов петли качества,
которая является схематичной моделью
взаимозависимых видов
Качество продукции проявляется в процессе ее потребления. Но необходимо отметить, что именно в производстве продукция наделяется свойствами, которые в определенной степени обладают способностью удовлетворить потребности.
Формирование качества зависит от влияния многих факторов, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией продукции.
В экономической литературе отсутствует единое мнение в определениях и принципах классификации факторов, влияющих на качество продукции.
Например, В.И.Сисько предлагает разделить рассматриваемые факторы на факторы, зависящие от развития производительных сил и факторы, зависящие от характера производственных отношений.
К числу факторов, влияющих на качество, А.В.Гличев относит следующие; станки, машины, другое производственное оборудование; профессиональное мастерство, знания, навыки: психофизическое здоровье работников. Способность факторов влиять на улучшение качества в значительной степени, по его мнению, зависит от условий обеспечения качества. Необходимость такого деления на факторы и условия он объясняет следующим образом. Реально изменить свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества способны средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление позволяет более четко организовать работы по качеству, целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества [14,с.50].
На современном этапе основой управления качеством на предприятии " являются: