Этикет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, надо ввести наказание и для тех отечественных бизнесменов, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.
Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа руководства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….2
История этикета………………………………………………………………………………………3
Правила этикета в деятельности руководителя…………………………...............................5
Роль руководителя в становлении коллектива…………………………………………………7
Типы взаимоотношений в коллективе и роль руководителя………………………………..9
Трудности служебной коммуникации……………………………………………………………14
Шесть ошибок, разрушающих общение………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Etiket_rukovoditelya.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Напомним о  некоторых выводах, содержащихся в  изложенном материале:

• стиль руководства — характеристика строго индивидуальная, направленность руководства определяется в основном

тремя параметрами: личностью руководителя, зрелостью  коллектива и производственной ситуацией;

• наилучшего стиля  нет, его оптимальность зависит  от сочетания трех указанных параметров;

* стиль руководства  складывается по большей части  объективно, но его можно корректировать (и существенно) в требуемом направлении;

в корректируя  свой собственный стиль руководства, помните, что вы не первый. Накоплен и обобщен большой опыт разрешения психологических проблем, связанных с руководством. Желание и умение им пользоваться — тоже стилевая черта руководителя. И притом уместная во всех возможных стилях.

Итак, успех  работы предприятия, организации тесно  связан с этикетом и культурой поведения руководителя. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки. Тогда реакция на любое действие, любой ход оппонента, развитие ситуации будет соответствовать правилам хорошего тона, делового этикета, требованиям культуры поведения в данной ситуации. И тогда несомненно другое, авторитет руководителя будет достаточно высок.

Трудности служебной  коммуникации

 

Трудности связаны не только с конфликтом, спором, выработкой соглашения. Коммуникация является коллективным действием, взаимодействием и уже поэтому в ней возникают свои сложности.

Процесс коммуникации –  это передача сообщения, информации, прием сообщения, переработка информации, выполнение действия, организация взаимодействия. Здесь можно выявить, по крайней мере, 30 основных ошибок, которые наблюдаются в процессе коммуникации. Эти ошибки классифицированы по группам.

 

Группа 1. Отправление  сообщения

  1. Сообщение плохо сформулировано и изложено
  2. Сообщение не является полным и достаточным.
  3. Плохо подобраны коды сообщения (неточны, двусмысленны, неизвестны получателю).
  4. Переданы просто ошибочные данные.

 

Группа 2. Получение сообщений

  1. Сообщение не понято (понято не полностью).
  2. Сообщение понято неправильно.
  3. Имеет место предвзятое отношение получателя к сообщению отправителя.
  4. Сообщение вообще не получено.
  5. Получение сообщения не подтверждено (вообще оставлено без ответа).

 

Группа 3. Личные установки

  1. Невнимательность при отправке и получении сообщения.
  2. Недостаточная заинтересованность.
  3. Некомпетентность.
  4. Поспешность, нервозность, чрезмерная эмоциональность.
  5. Агрессивность.
  6. Несоблюдение правил коммуникации.

 

Группа 4. Коллективное действие

  1. Отсутствие общей цели.
  2. Борьба за лидерство в группе подменяет общую цель.
  3. Слишком большая зависимость от лидера.
  4. Недоверие к лидеру.
  5. Чрезмерная авторитарность.
  6. Отсутствие лидера, авторитета.

 

Группа 5. Организация

  1. Плохая организация группы, отсутствие распределения функций между участниками.
  2. Отсутствие метода работы.
  3. Отсутствие контролю
  4. Недостаточно развитая структура коммуникации.
  5. Структура коммуникации неадекватна решаемой проблеме.
  6. Структура коммуникации является слишком жесткой.
  7. Сосуществует сразу несколько структур коммуникации, несогласованных друг с другом.

Все эти трудности  процесса коммуникации в систематизированном  виде достаточно очевидны.

Обратим внимание на последнюю группу, в частности, контроль коммуникации.

Коммуникация – это  организованное, управляемое общение, отрегулированное в соответствии с правилами, нормами, стереотипами. Поэтому важной задачей в процессе коммуникации является контроль. Он включает в себя контроль подготовки, формулирования, отправки и получения сообщения. Если такого сорта контроль не осуществляется, то коммуникация превращается в неуправляемый процесс. Отсутствие контроля – одна из главных ошибок и трудностей коммуникации порождает свои ошибки, трудности, вызывающие непонимание, недоверие и затруднения.

 

 

Шесть ошибок, разрушающих общение

 

Контроль, равно как  и самоконтроль – это то действие, которое делает процесс коммуникации устойчивым. Методы контроля – это управленческое общение, а то, что общением нужно управлять – аксиома, не подлежащая осуждению.

Ошибка 1. Контроль, ограниченный инцидентами.

Нормальный контроль – постоянная задача. Он не должен приурочиваться к исполнительным событиям или случаям. Контроль (внимательность, профессиональность, добросовестность) должен быть не компанией, а нормой.

Ошибка 2. Тотальный контроль.

Перепроверить всю полученную информацию, конечно, можно, но вряд ли всегда. Кроме того, что тотальный  контроль порождает чувство недоверия  и соответствующей атмосферы в общении, он еще говорит либо о специфических психологических качествах «контролера», либо о нем как профессионале, не умеющем «читать с листа» информацию.

Ошибка 3. Скрытый контроль.

Принцип «доверяй, но проверяй»  к этому не имеет отношения. Партнерство в общении, доверительность предполагает искренность и правдивость. Отсутствие этих качеств затрудняет общение, а обнаружение «тайной проверки» может просто оскорбить партнера. Это сразу создает атмосферу подозрительности, поисков «комфорта», мнений о мошенничестве, фальсификации документов, злоупотреблениях. Такое общение, естественно, не может рассчитывать на полноценность.

Ошибка 4. Избирательный  контроль.

Осуществлять контроль только избранной, любимой темы, а  остальное оставлять без проверки – в конце концов значит вызвать насмешку над собой: другого не знает и о нем не «заикается» (под маркой этого «другого» можно подсунуть что угодно). Контролировать лишь «любимчика» или, наоборот, того, кто находится в «опале», тоже не метод. Не самой удачной формой контроля является и проверка того, что просто попало в поле зрения.

Ошибка 5. Контроль ради проформы.

Такой контроль – как  формальная принципиальность. Он вызывает лишь чувство досады свей поверхностью, случайной избирательностью, бесцельностью, тратой времени и усилий. Лучше не контролировать вообще, чем контролировать формально. Но, с другой стороны, отсутствие контроля – самый зримый сигнал о незаинтересованности, а последняя никак не может быть хорошим основанием коммуникации.

Ошибка 6. Контроль из недоверия.

Естественно, что недоверие  предполагает проверку. Однако подозрительность, скорее всего, свидетельствует о недоверии к себе. Доверительное деловое общение и недоверие – вещи несовместимые. Нужно либо не вступать в общение с партнером, к которому испытываешь чувство недоверия, либо, вступив в коммуникацию, не оскорблять последнего необоснованными подозрениями. Неспособность подбирать себе надежных партнеров проецирует собственные недостатки на других.

 

Заключение

 

Современная Россия выбрала рыночную ориентацию в развитии экономики. Каким будет путь реформ с точки зрения соотношения экономического, политического и социального факторов, какую цену придется заплатить за допущенные ошибки, пока судить трудно. Однако не вызывает сомнения необходимость отказа экономистов-теоретиков и бизнесменов-практиков от парадигмы мышления времен командной экономики.

Предпринимательская деятельность существенно отличатся  от деятельности "номенклатурного" руководителя. Если раньше было достаточно сугубо профессиональных экономических знаний, умения любой ценой организовать выполнение плана и хорошо об этом отчитываться, то в условиях экономики, ориентированной на потребительский спрос, требования к руководителю радикально меняются. Современный руководитель  должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, демографической, информационной и экологической сферах.

Залог успешной предпринимательской деятельности руководителя — умение своевременно принять правильное управленческое решение и добиться его выполнения.

Руководство —  это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Любому руководителю приходится решать, какие задачи первоочередные, а какие могут подождать; что он может сделать сам, а что можно поручить другим; как направить деятельность сотрудников, что нужно сделать для координации их действий, обеспечения атмосферы сотрудничества между ними и т. д.

Современный руководитель должен также обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, обладать способностью создать команду единомышленников, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть эрудированным и компетентным человеком и т.д. Этим определяется и его авторитет.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Какой руководитель нам нужен. – М.: Экономика. – 1993.
  2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха – Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та. – 1996.
  3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Личность в групповом процессе / Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия. – 1995.
  4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. – М.: Культура и спорт. – ЮНИТИ. – 1997.
  5. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт. – ЮНИТИ. – 1994 (2-е изд. – 1997).

Информация о работе Этикет руководителя