Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

К графическим относится и метод  планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой их них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).

 

Математические методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические. Наиболее широкое распространение  они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

 

Методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или  иных ресурсов. Они помогают:

 

·        выбрать технологии, позволяющие  получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;

 

·        загрузить оборудование, выполняющее  несколько видов работ, так, чтобы  при этом достигалась наибольшая выработка;

 

·        составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.

 

Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной  НТР, которая вызывает столь стремительные изменения в организации и среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.

 

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем  уменьшения жесткости и схематичности  составления планов, их ориентацией  на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.

 

Вопрос № 2. Приведите  пример региональной стратегии из российской (стратегия субъекта РФ) или зарубежной практики стратегического планирования и проанализируйте ее с точки  зрения современной методологии стратегического планирования: миссия, цели, задачи, структура, направления, методы, уровень, этапы, девиз и т.д. Сделайте аналитические выводы.

Полномочия Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования

 

К полномочиям Российской Федерации в сфере государственного стратегического планирования относятся:

установление общих  принципов организации и функционирования системы государственного стратегического  планирования;

установление порядка  осуществления процесса государственного стратегического планирования;

определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики, а также способов и источников финансирования достижения целей;

формирование комплексов мероприятий, направленных на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, с указанием объемов и источников их финансирования;

установление требований к содержанию документов государственного стратегического планирования, порядка  их разработки, рассмотрения и утверждения;

установление порядка  координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в сфере государственного стратегического  планирования;

разработка и рассмотрение проектов документов государственного стратегического планирования, утверждение документов государственного стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне;

методическое обеспечение  разработки документов государственного стратегического планирования;

стратегический контроль социально-экономического развития Российской Федерации;

иные полномочия в  области государственного стратегического  планирования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, иными федеральными законами к полномочиям Российской Федерации.

В августе 2010 года на заседании  Правительства Свердловской области  одобрена Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия-2020). Стратегия  социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента РФ о приведении стратегий развития субъектов РФ в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ с целью определения путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе. Документ разработан Министерством экономики и труда Свердловской области совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Свердловской области и Институтом экономики УрО РАН на основании действующих стратегических документов развития Свердловской области, проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Этапы разработки Стратегии 2020 включали:

?оценку достигнутого  уровня развития экономики Свердловской  области;

?постановку стратегических  целей с учетом основных вызовов предстоящего периода;

?определение возможных  сценариев долгосрочного социально-экономического  развития;

?определение направлений,  способов и этапов достижения  поставленных целей;

?формирование целей,  приоритетов и основных задач  долгосрочной экономической политики, целевых индикаторов по основным видам деятельности экономики;

?определение параметров, целей и задач территориального  развития (в разрезе управленческих  округов Свердловской области)  в долгосрочной перспективе;

?выработку механизмов  реализации Стратегии.

Обсуждение проекта  Стратегии 2020 происходило в несколько  этапов:

19.08.2010 Расширенное заседание  правления Совета муниципальных  образований Свердловской области

20.08.2010 Собрание областного  профсоюзного актива

21.08.2010 Обсуждение в Уральском отделении РАН

.08.2010 Заседание Президиума  Свердловского областного Союза  промышленников и предпринимателей (работодателей)

Организационные механизмы  реализации стратегии включают:

) вовлечение в процесс  как выработки, так и реализации  стратегии развития широкого круга политических и общественных организаций, бизнеса и структур гражданского общества;

) всемерное использование  механизмов социального партнерства,  отражение стратегических целей  и задач в трехсторонних соглашениях  и коллективных договорах;

стратегический планирование исполнительный власть

3) создание программного  совета по реализации стратегии  развития на базе действующей  Комиссии по реализации Схемы  развития и размещения производительных  сил Свердловской области;

) создание комиссий по реализации стратегии развития в территориальном (муниципальные образования, управленческие округа Свердловской области) и отраслевом разрезах;

) создание координационного  совета по промышленному Форсайту  и экспертных групп по Форсайту  развития отраслевых комплексов на общественных началах;

) регулярное рассмотрение  хода реализации стратегии на  заседаниях Правительства Свердловской  области и президиумах Правительства  Свердловской области, на совещаниях  в управленческих округах Свердловской  области.

Главной целью долгосрочного развития области определено обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении.

В Стратегии-2020 рассмотрено несколько сценариев долгосрочного развития области (инерционный, инновационный, оптимистичный), базирующихся на вариантности инвестиционной активности экономических субъектов, развития высокотехнологичных отраслей, изменения конъюнктуры мировых товарных рынков (нефти, металлов).

В соответствии с решением Правительства области за основу взят инновационный сценарий развития. Он позволит к 2020 году изменить структуру  экономики области, формировать  региональный бюджет, позволяющий решать задачи создания комфортных условий для жизни, соответствующих стандартам развитых европейских стран.

Основные количественные показатели социально-экономического развития Свердловской области к 2020 году:

) среднегодовой темп  роста валового регионального  продукта -111,3%;

) среднедушевое производство  валового регионального продукта -40 тыс. долларов США по паритету  покупательной способности;

) накопленные инвестиции  за период с 2010 по 2020 год - 7,4 трлн. рублей;

) увеличение доли высокотехнологичного  сектора экономики до 22 процентов, доли инфраструктурного сектора - до 45 процентов;

) среднемесячная заработная  плата - 54 тыс. рублей (в ценах  2009 г.);

) увеличение доли устойчивого  среднего класса до 70 процентов  в общей численности населения  Свердловской области.

Стратегией-2020 заданы основные параметры  уровня жизни, соответствующие среднему классу.

При обеспечении соответствия 100% жилья  европейским стандартам обеспеченность жильем в 2020 году должна достигнуть 33,7 м2 на человека.

В здравоохранении - снижение потребности в объемах стационарной помощи за счет опережающего развития первичного звена (число койко-дней на одного жителя сократится с 3,1 в 2009 г. до 2,5 в 2020 г. при одновременном росте числа амбулаторных посещений врача с 8,9 до 9,5), повышение уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи до 90 %.

Нужно обеспечить 100 % детей местами  в общеобразовательных школах, оснащенных современной техникой и учебными пособиями, в первую смену и в  пределах транспортной доступности, детей дошкольного возраста - местами в детских садах, что потребует строительства новых детсадов на 106 тыс. мест.

Требуется построить и реконструировать около 500 учреждений культуры для достижения нормативного уровня обеспеченности населения.

Чтобы каждый третий житель области  имел возможность систематически заниматься физической культурой и спортом, обеспеченность спортивными сооружениями должна составить (в процентах к  социальному нормативу потребности): плоскостные сооружения -53,8 %, спортивные залы - 58,5 %, плавательные бассейны - 11,1 %. Для этого необходимо построить 1 573 спортивных объекта.

Уровень газификации природным  газом должен составить как минимум 72,5 %, в том числе в сельской местности - 43 %.

Все население области должно быть обеспечено питьевой водой стандартного качества, ликвидированы несанкционированные свалки, созданы производства по переработке бытовых отходов.

Ежегодное снижение на 2-3 % уровня преступности.

Одним из механизмов реализации областной  Стратегии-2020 является наличие стратегических документов развития в каждом муниципальном образовании.

При разработке долгосрочной стратегии  необходимо применение принципиально  новых методов прогнозирования. Не простая экстраполяция, а определение  перспективной структуры экономики, эффективной структуры занятости.

Главные задачи, стоящие перед разработчиками стратегий, - это:

определить пути достижения целевых  установок долгосрочного развития, которые обеспечат выполнение параметров Стратегии-2020;

выявить диспропорции и ограничения в развитии территории (отрасли), возникающие при реализации целевых установок, и проработать механизмы их решения, включая создание новых производств;

разработать инвестиционную политику, направленную на развитие территории и ликвидацию диспропорций.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.10.2010 г. № 1043-ПП содержало  поручение исполнительным органам  государственной власти Свердловской области: до 1 декабря 2010 года сформировать отраслевые экспертные группы по реализации Стратегии-2020 с участием представителей академической, вузовской, отраслевой науки и организаций соответствующего вида деятельности. В их задачи в соответствии с планом по разработке новых и изменению действующих стратегических документов Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2010 г. № 873-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» также входит разработка новых и корректировка действующих стратегических и программных документов, обоснование стратегических направлений и задач развития соответствующих отраслей на период до 2020 года, в том числе формирование зон опережающего развития («точек роста»).

Информация о работе Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы