Введение
Радикальная перестройка системы управления
экономикой, переходящей на рельсы рыночных
отношений, - одно из важнейших направлений
программы реформ, проводимых в нашей
стране. Особое значение эта проблема
имеет на уровне предприятий, положение
которых в рыночной экономике коренным
образом меняется. Именно поэтому постараемся
проанализировать менеджмент как особый
вид профессиональной деятельности, направленный
на достижение предприятием, действующим
в рыночных условиях хозяйственных оптимальных
результатов на основе применения многообразных
принципов, функций и методов социально
- экономического механизма менеджмента.
Сегодня Россия находится на
важном участке своего развития. Россия должна ответить
на те вызовы, которые стоят сегодня перед
ней. Необходимо предотвратить дальнейшее
увеличение разрыва между Россией и развитыми
странами, восстановить и упрочить позицию
России как одной из стран – лидеров мирового
развития.
Стратегия развития государства
основана на высвобождении частной
инициативы и усилении роли
государства в обеспечении благоприятных
условий хозяйствования, включая
финансовую и социальную стабильность.
Именно эта модернизация позволит достичь цели радикального повышения
уровня жизни населения на основе самореализации
каждого гражданина, снижение социального
неравенства, сохранение независимых
и культурных ценностей России, восстановления
экономической и политической роли страны
в мировом сообществе. Для достижения
целей обществу необходима обновлённая
система ценностей, отвечающая традициям
России и требованиям современности: свобода,
ответственность, доверие, высокая ценность
личности. Путь к процветанию - добросовестный
труд, честная конкуренция, сознательная
законопослушность
Эволюция управленческих
идей.
Выполнение управленческих функций
обязательно для организации,
если она собирается добиться
успеха. Практика управления так же стара,
как и организации. Ещё до нашей эры совершались
коммерческие сделки, что свидетельствует
о существовании там практики управления.
Управление было признано самостоятельной
областью деятельности только в ХХ веке.
Формы почти всех
видов проявления современного управления
можно проследить в огромных процветающих
организациях древности, но в целом характер
и структура управления в те времена отличались
от сегодняшних. Например, пропорция между
руководителями и подчиненными была намного
меньшей, было меньше руководителей среднего
звена. Руководство осуществлялось одним
человеком. И если руководитель был лидером
для всех и хорошим правителем, то и в жизни
народа было более или менее гладко.
Сравним старую и современную организации. 1. В старой
– мало крупных организаций, в новой –
большое количество мощных организаций,
как коммерческих, так и некоммерческих.
2. В старой небольшое количество руководителей,
в новой – большое количество руководителей,
в том числе и руководителей среднего
звена. 3. Руководителями становились по
праву рождения или путём захвата силой.
В новой – руководящие посты занимают
по праву компетентности с соблюдением
закона и порядка. 4. В старой – мало людей,
способных принимать важные решения. В
новой же организации большое количество
таких людей. В современной организации
упор идёт на коллективную работу и рациональность.
Первый взрыв интереса к управлению
был отмечен в 1911 г. Именно
тогда Фредерик У.Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного
управления», считающуюся началом признания
управления наукой и самостоятельной
областью исследования. Концепция управления
организацией развивалась в течение длительного
периода, начиная с середины ХIХ века до
20-х годов века нынешнего. Основной силой,
которая первоначально подстегнула интерес
к управлению, была промышленная революция,
которая началась в Англии. Появление
и оформление управления как науки, как
области научных исследований частично
было ответом на потребности большого
бизнеса. Частично – попыткой воспользоваться
преимуществом техники, созданной в период
промышленной революции, а частично достижением
небольшой группы любознательных людей,
имевших горячее желание открыть самые
эффективные способы выполнения работы.
Объекты управления – это и техника, и
люди. Следовательно, успехи в теории управления
всегда зависели от успехов в других областях:
математика, инженерные науки, психология,
социология и антропология. По мере развития
этих областей исследователи управления
узнавали всё больше о факторах, влияющих
на успех организации.
В настоящее время известно
четыре важнейших подхода, которые внесли существенный
вклад в развитие теории и практики управления:
- Подход с
позиций выделения различных школ (школа научного управления,
административного, человеческих
отношений и науки поведения,
а также науки управления).
- Процессный
подход рассматривает управление
как непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций.
- Системный
подход – руководители рассматривают организацию
как совокупность взаимозависимых элементов:
люди, структуры, задачи, технологии; которые
ориентированы на достижение различных
целей в условиях меняющейся внешней среды.
- Ситуационный
подход концентрируется на том, что пригодность различных методов
управления определяется ситуацией.
Развитие управления в России
Начиная с XVII века вопросам управления
в России уделялось серьёзное внимание.
Заметный след в истории России и улучшении
её системы управления оставили известный
русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин,
А.П. Волынский, В.Н. Татищев и выдающийся
русский учёный М.В. Ломоносов. Велики
заслуги в реформировании системы управления
России П.А Столыпина. Столыпин занимался
совершенствованием местного самоуправления.
В первые годы советской власти получают
большую известность труды таких ученых
как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский,
П.М. Амосов.
Ученый Гастев занимался вопросами
совершенствования теории и практики организации труда.
Им сформулирована и обоснована концепция,
получившая название «трудовые установки».
Важнейшее место отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок
является слабая разработка самой методики
трудовых установок, выбор слишком узкой
базы исследования, ориентация на индивидуальность
рабочего.
Учёный
П.М. Керженцев распространил
понимание научной организации
труда на все сферы человеческой
деятельности.
В
30-е гг была проделана большая
научная и практическая работа по созданию
науки об организации производства, труда
и управления, результатом которой был
выход в свет первого советского учебника
по организации производства. В эти же
годы было положено начало формированию
системы подготовки кадров с высшим и
специальным экономическим образованием
для предприятий и органов управления.
Кроме того, была введена новая для того
времени специальность – инженер-экономист
отраслевого профиля, которая вскоре стала
ведущей среди экономических специальностей.
За годы войны никаких изменений не произошло,
основным принципом управления продолжал
оставаться хозрасчет при усилении административно-командных
методов руководства. Научная работа велась
по проблемам внутризаводского планирования.
К концу 50-х гг тематика исследований по
проблемам организации и управления предприятиями
начала постепенно расширяться. Начиная
с 1957 г был осуществлён переход к управлению
промышленностью и строительством по
территориальному принципу через Советы
народного хозяйства (совнархозы) экономических
административных районов. Главным назначением
совнархозов было пресечение ведомственных
тенденций в развитии промышленности.
К этому же времени относится
рождение такой важной самостоятельной
ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием
на практике экономико-математических
методов. Создание этой науки в нашей стране
осуществлялось под руководством академиков
А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика
сыграла важную роль в развитии теории
управления производством.
Период времени, начиная с 1965
г. по настоящее время, характеризуется
проведением в стране трех
реформ, направленных на совершенствование
системы управления народным
хозяйством. К ним относятся:
- Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- Реформа системы управления 1979 г.
- Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
С ноября 1991 г. начался
процесс формирования рыночных отношений
в России. Однако, несмотря на принятые меры, не удалось
приостановить развала экономики России.
Переход к рынку выдвинул задачу формирования
российского менеджмента. Его становление
зависит от уровня развития товарного
производства и от уровня технического
и технологического развития общества.
Менеджмент и менеджеры
Российский менеджмент – это
комплексная инновационная наука,
которая зарождается одновременно с формированием рыночной
экономики, развитием предпринимательства,
созданием конкретных условий и конкурентоспособности,
формированием благоприятных предпосылок
для активизации деятельности физических
и юридических лиц.
Менеджмент представляет собой
сложное социально-экономическое,
информационное и организационно-техническое явление, одновременно
процесс деятельности и науку, имеющие
дело со сменой состояний, качеств объекта.
Он имеет определенные закономерности
и принципы, как любая другая наука.
Менеджмент характеризуется определенными
тенденциями, тормозящими или ускоряющими его развитие,
и потенциалом, имеющим соответствующую
динамику. Поэтому необходимо своевременно
выявлять намечающиеся тенденции и динамику
и умело использовать их в процессе управления.
Менеджмент можно рассматривать как элемент
культуры, системы ценностей и убеждений.
Основой современного менеджмента
являются человеческие ресурсы
и предпринимательская деятельность.
Поэтому главная задача менеджмента
– сделать информацию, знания, опыт
и нововведения производительной
силой.
Менеджмент формирует
кадры, устанавливает систему отношений
между людьми, включая их в созидательный
процесс коллективной трудовой деятельности.
Поэтому одна из важнейших задач менеджмента
состоит в содействии развитию персонала,
его обучению и в гарантии его роста. Менеджеры
должны уделять постоянное внимание продвижению
сотрудников по служебной лестнице на
основе планирования их карьеры.
Менеджерская деятельность связана
с анализом и диагностированием
ситуаций, определением главных
задач, основных противоречий и доминирующих
тенденций; выдвижением управленческих
альтернативных вариантов действий, оценкой
каждой альтернативы, определением наиболее
соответствующих требованиям действий;
разработкой конкретного курса (программы
действий), который будет эффективен с
точки зрения перевода данной управленческой
ситуации в более благоприятную.
Сила современного
менеджмента, с одной стороны,
в том, что он позволяет превратить
человеческие знания, опыт и достижения
научно-технического прогресса в
производительную силу, а с другой – в
созидательном применении информационных
технологий, способствующих наращиванию
информационного потенциала работников,
что инициирует творчество и инновационные
процессы.
Кто такой
менеджер? Функции менеджера и ситуации,
в которых они реализуются, различны. Менеджер
руководит работой одного, нескольких
или многих сотрудников, он управляет
фирмой или её функциональным подразделением,
имея определённую самостоятельность
для принятия решений. Менеджер-это, прежде
всего, наемный управляющий, который организует
конкретную деятельность подчинённых
ему работников и одновременно выполняет
определённые управленческие функции.
Менеджмент
призван обеспечить надёжное
взаимодействие человека и системы,
суть которого состоит в том, что менеджер,
являясь центральной фигурой этого процесса,
должен знать, какие характеристики личности
определяют поведение человека в системе
и какие параметры окружающей среды воздействуют
на включение человека в целенаправленную
деятельность данной фирмы.
Менеджмент
– особая динамическая организация
управления, необходимая экономически
самостоятельному хозяйственному
объекту, гибкая система предприимчивого
и инновационного руководства,
способная чутко реагировать
на изменение рынка, условия конкуренции
и своевременно перестраиваться с учетом
требований внешней среды.
Цели и задачи российского менеджмента
Одно из узких
мест осуществления перестройки
экономики в нашей стране –
проблема управленческих кадров. В
настоящее время в большинстве российских
ВУЗов, ведущих обучение по данной специальности,
исходная учебная дисциплина по управлению
«Основы менеджмента» преподаётся уже
на первых курсах. Естественно, что основная
часть слушателей имеет незначительный
жизненный и еще меньший управленческий
опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент
– это и наука и искусство, и что овладение
знаниями в этой области невозможно без
получения соответствующих практических
навыков. До сих пор в большинстве случаев
данную проблему пытались решить введением
в систему подготовки активных методов
обучения – деловых игр, разбора конкретных
ситуаций и др. Представляется, что для
первокурсников такие методические формы
малоэффективны. Это связано в первую
очередь с недостатком у них знаний по
экономике и финансам, без которых невозможен
серьёзный разбор конкретных ситуаций.
Практика показывает, что на данной стадии
обучения больше пользы приносят обычные
семинарские занятия, на которых преподаватель
может судить о степени усвоения пройденного
материала, или же решения практических
задач, позволяющих закрепить базовые
понятия и категории. Однако в этом случае
курс менеджмента становится сугубо теоретическим,
что вряд ли допустимо.