Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, реферат
История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.
Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.
Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления 3
Школа научного управления. Фредерик Тейлор, Генри Форд 6
Классическая школа управления. А.Файоль, Д.Муни, Л.Урвин 8
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Мери Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахм Маслоу 12
Источники информации 15
План
Источники информации
История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.
Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как заработать больше денег, приобрести политическую власть, но не то, как управлять.
Неосознанные поиски
теоретических подходов к
Прежде всего, они
попытались ответить на вопрос:
что движет людьми, побуждает
их к активным действиям?
Исследования проблемы мотивации действий продолжил в начале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.
Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации.
Широкомасштабный социальный
эксперимент в области
Важный шаг в развитии
теории и практики управления
был сделан изобретателем
Выделяют три предпосылки становления менеджмента:
Выделяют две стадии формирования капитализма
1. становление рыночной системы домонополистического капитализма;
2. стадия монополистического капитализма;
На первой стадии
мы не можем говорить о
Промышленная революция - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.
Промышленная революция
связана не просто с началом массового
применения машин, но с изменением всей
структуры общества. Важнейшим условием
свершения промышленного
Промышленная революция
сопровождалась резким повышением производительности
труда, быстрой урбанизацией, началом
экономического роста (до этого экономический
рост, как правило, был заметен
лишь в масштабах столетий), исторически
быстрым увеличением жизненного
уровня населения. Фактически промышленная
революция позволила в течение
всего лишь 3-5 поколений перейти
от аграрного общества (где большинство
населения вело натуральное хозяйство)
к современной городской
Появление промышленных монополий
связано с процессом массового
производства. Это третья предпосылка
появления системы управления. С
ней связывают непосредственно
возникновение системы
Одной из первых теоретических школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала так называемая классическая школа научного управления. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.
Основоположником классической теории научного управления считают американского инженера и ученого Ф.У. Тейлора, именем которого названо направление в теории организаций - тейлоризм. Лозунгами этого направления стали: координация, интеграция и контроль.
Последователи тейлоризма обращали особое внимание на проблему рабочих, решение которой заключалось в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы вознаграждения путем внедрения сдельной оплаты труда и в обеспечении безопасности труда.
Основными принципами тейлоризма считают:
- применение научного подхода к каждому элементу деятельности любого члена организации, поиск наиболее рациональных, оптимальных способов совершения производственных операций;
- научно обоснованный подбор и обучение работников;
- взаимодействие между управляющими и рабочими, которое проявляется прежде всего в обоснованном вознаграждении за труд на базе сдельной системы оплаты труда.
Тейлор признает, что его подход не содержит каких-либо новых принципиальных научных положений, и полагает, что теория научного управления собирает все традиционное знание, накопленное предыдущими поколениями управляющих, и редуцирует его в виде правил, законов, формул. В подходе Тейлора по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям. В рамках этой теории все отклонения от рациональности рассматриваются как нежелательные последствия, ошибки, неточности, которые могут быть устранены на основе расчетов и чисто инженерных решений.
Далеко не все знают, что Генри Форд, который известен прежде всего как основатель американской автомобильной промышленности, является также крупной фигурой в истории научного менеджмента. Успех, которого он достиг в бизнесе, во многом зависел от его теории, получившей название «фордизм».
По его мнению, задачу
промышленности нельзя видеть только
в удовлетворении потребностей рынка
(хотя без этого никакая
Форд полагал, что правильная организация производства предполагает:
1) замену ручного труда машинным,
2) заботу о работниках,
заключающуюся в создании
3) повышение качества продукции и
4) развитие сети сервисного обслуживания.
В своей практике Форд стремился расчленить процесс производства на мельчайшие операции, в результате которого движение изделий от одного работника к другому зависело бы лишь от скорости, с которой выполняется операция. Именно это позволило ему снизить себестоимость продукции.
Классическая или
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
Все вышеуказанные принципы
построения организации справедливы
и для настоящего времени, несмотря
на то, что достижения НТП наложили
на них определенный отпечаток. Так,
широкое использование в
Основная идея Д.Муни заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. Только в таком случае она будет хорошо работать. Причем термин «формальные принципы» понимался им не в узко-прагматическом ключе — как совокупность неких математических абстракций, приложенных к любой ситуации. Будучи опытным практикам инженером, он стремился сконструировать модель организации как конструируют машину, т. е. на основе логически связанных между собой и непротиворечивых принципов.
Согласно подходу Д.Муни, первым и самым важным принципом организации выступает координация. Потенциально она содержит в себе все другие принципы. Если произвести логическую развертку принципа координации, то окажется, что он включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последний же выражает предписание каждому члену организации того или иного круга обязанностей, а значит, определяет место и функцию индивида в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет 1) процесс (scalar) и 2) результат, или функционал. Точно так же расшифровываются и остальные принципы, подчиненные принципу координации.
Подход Урвика состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Урвика перечисляет 29 принципов управления.
Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». И вообще, организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей — самый неперспективный путь, полагает Урвик.
Второй важный элемент эффективной администрации — принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. Если один исполнитель получает непротиворечивые, т. е. совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного нет.
Принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой:
Информация о работе Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления