Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.
Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и не руководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена.

Содержание работы

Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления 3
Школа научного управления. Фредерик Тейлор, Генри Форд 6
Классическая школа управления. А.Файоль, Д.Муни, Л.Урвин 8
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Мери Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахм Маслоу 12
Источники информации 15

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 33.49 Кб (Скачать файл)
    • выделить цель,
    • определить процесс или тип деятельности,
    • установить лицо или объект, с которым имеют дело,
    • определить место.

Другой принцип, игравший важную роль в теории, получил название диапазона контроля. Он установил, что  руководитель крупного предприятия  должен иметь не более 3 — 6 подчиненных. Почему нельзя держать в подчинении большее число людей? Ответ прост: человек не способен контролировать одновременно множество людей, его  диапазон внимания определен психологическими и физическими особенностями  организма.

Управление будет еще  более эффективным, полагал Урвик, если высшие менеджеры помимо всего прочего станут неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными.

Значение работ Урвика состоит в том, что он смог соединить в единое целое подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнал друг к другу различные принципы управления. Хотя сделать это было не так просто. Он не внес ничего кардинально нового, не совершил никаких открытий, но после него теория менеджмента приобрела гораздо более научный и систематизированный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Мери Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахм Маслоу.

 

Школа человеческих отношений  появилась на рубеже 20-30-х гг. В  ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда  решалась посредством изучения поведения  человека в трудовом процессе.

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ  на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной  организации. Наибольший вклад в  развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Мэйо открыли новое направление в теории управления. Им впервые был сделан вывод о том, что высокая производительность труда объяснялась особыми отношениями между людьми в коллективе. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от, социальных условий на работе, от отношений между рабочими и отношений между рабочими и менеджерами. Элтон Мэйо обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, результаты труда.

Представители школы человеческих отношений исследовали процессы управления при помощи методов, разработанных  в социологии и психологии. В частности, именно они первыми стали применять  тесты и особые формы собеседования  при приеме на работу.

Из других ученых этого  направления можно выделить Мэри Паркер Фоллетт, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теории лидерства и конфликтов в организации.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

  • люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
  • в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
  • люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
  • работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы  в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами  групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного  труда были признаны весомой организационной  силой, способствующей препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому  неформальными отношениями следует  управлять. Если руководство проявляет  заботу о своих работниках, то уровень  удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

Были проведены более  поздние исследования, проведенные  Абрахамом Маслоу и другими психологами. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники информации:

 

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Глава 2, 2009г.
  2. Чудновская С.Н. История менеджмента. - СПб.: Питер, 2010.
  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.- Минск: Новое знание, 2010.
  4. Друкер П., Макьярелло Дж.А. Менеджмент, 2010.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент, 2010.

 


Информация о работе Эволюция управленческой мысли. Условия и предпосылки возникновения управления