Эволюция управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях состав и содержание функций управления становятся неустойчивыми. Поэтому установление целей, направлений и характера взаимосвязи различных звеньев приобретает зачастую более важное значение, чем строгое определение их функциональной специализации. Цель работы: разработка и внедрение рекомендаций по усовершенствованию управленческой деятельности исследуемой организации.

Содержание работы

1. Понятие и содержание управления. Функции управления.
2. Развитие теории и практики менеджмента.
3. Характеристика конкретной организации (предприятия).
4. Особенности реализации управленческих функций в своей организации.
5. Разработка предложений по применению идей, содержащихся в управленческих концепциях первой половины ХХ века, которые можно без корректировки применить сегодня на практике.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту готовая.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Потребность в причастности выражается в стремлении человека принимать участие в решении наиболее важных задач в организации.       

Менеджер, располагая данными  о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению цели как работника, так и организации. Например, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вам необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развивать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.       

Двухфакторная теория Герцберга. Разработанная Фредериком Герцбергом модель мотивации, основанная также на потребностях человека, получила название теории двух факторов. К первой группе относятся гигиенические факторы. Они связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включают в себя: политику фирмы, условия труда, заработную плату, межличностные отношения, стиль руководства, гарантии в сохранении работы. По мнению Герцберга, если руководство организации не оказывает должного внимания названным факторам, то у человека возникает неудовлетворенность трудом. Однако достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. Ко второй группе относятся мотивации, связанные самим характером с сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.        

Отсутствие или неадекватность этих мотиваций не приводит к неудовлетворенности  работой. Однако обеспеченность их в  полной мере вызывает удовлетворенность работой и мотивирует работников на повышение эффективности труда. Практический вывод из теории мотивации Герцберга сводится к следующему. Для того, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.       

Процессуальные  теории мотивации. Сущность процессуальных теорий поведения личности человека проявляется в том, что они рассматривают линию поведения не только как функцию его потребностей, но и как функцию его восприятия и ожидания, связанных с определенным процессом, ситуацией.        

Подход к  мотивации с точки зрения процесса предполагает, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду  или процесс, в котором работник трудится. К числу основных процессуальных теорий мотивации относятся теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.        

Теория  ожиданий. Этот подход базируется на экспериментах русского физиолога Ивана Павлова. На этом же подходе базируется "теория предпочтения-ожидания", разработанная в 1964 году Виктором Врумом. В соответствии с этой теорией мотивация зависит от трех факторов:

  1. ожидания возможного результата;
  2. ожидаемого вознаграждения от этого результата;
  3. ожидаемой ценности вознаграждения.

 

       Практический вывод из теории ожиданий сводится к тому, что менеджер должен представлять потребности работников и предполагать адекватное им вознаграждение. Причем для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.       

Теория  справедливости. Теория справедливости, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляют его с вознаграждением других людей. Если человек считает, что его коллега получил за ту же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение, что может привести к изменению уровня затрачиваемых усилий. Отсюда следует необходимость снять напряжение, восстановить справедливость, мотивировать этого сотрудника. Практический вывод из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремиться уменьшить интенсивность труда.       

Модель  Портера-Лоулера. Через три года после Врума Эдвард Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную теорию справедливости. Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Лоулер и Портер рассматривали вознаграждение и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высокого уровня, изображаются как более вероятная причина, удовлетворенности и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами.       

Один из наиболее важных выводов из этой модели состоит  в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.

Происходит  перемещение от рынка покупателей  к рынку продавцов рабочей  силы, где у работников будет возможность  поискать наиболее подходящую для себя компанию, а не наоборот. Уже сейчас даже у нас в России накаляется конкуренция на талантливых образованных служащих, и преуспевающие организации используют широкий спектр творческих стимулов, одним из которых является гибкое рабочее время.

Контроль. Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. В функцию контроля входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин; разработка мероприятий для достижения поставленных целей. Появление отклонений в деятельности организации от плана может потребовать срочных решений, что осуществляется через рассмотренную функцию координации и регулирования.

 

       Таким образом, место и  значение контроля определяются тем, что  он является способом организации обратных связей, благодаря которым орган  управления получает информацию о ходе выполнения его решения.       

Контроль  позволяет видеть всю действительную картину состояния производства. И потому от его эффективности в конечном счете зависит качество принимаемых решений и своевременное их выполнение.       

Прежде всего выделим  два типа контроля - стратегический (управленческий) и тактический (административный).        

Стратегический, или управленческий, контроль направлен на решение стратегических задач и тесно связан, естественно, со стратегическим планированием и управлением.       

Тактический, или административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.       

Выделяют  также предварительный, текущий  и заключительный контроль в организациях.        

Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может  быть сведен к трем этапам:

  1. Установление норм (стандартов).
  2. Измерение соответствия выполнения этим нормам.
  3. Коррекция отклонения от норм и планов.

 

       Система контроля организации, для  того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований.

  1. Контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали.
  2. Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным. Главным в контроле является вопрос, что, а не как контролировать. Он должен быть операционным.
  3. Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективней он является.
  4. Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.
  5. Контроль должен быть непрерывным во времени.

2. Развитие теории и практики менеджмента

 

       Чтобы лучше понять разворачивающееся  перед нашими глазами такое новое  и сложное социальное явление  как, менеджмент, полезно поставить  его в некий исторический ряд.        

Несмотря на огромное значение революционных  преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия - меняются конкретные задачи - меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического этапа развития общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента и перспектив его развития.        

Несмотря на определенное разнообразие школ и направлений развития менеджмента, можно выделить четыре основные сложившиеся  школы:

  1. Школа научного управления.
  2. Административная, или классическая школа.
  3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
  4. Математическая школа управления.

 

       Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный  менеджмент. Каждая из школ является как  бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда все нити будут переплетены в одну. Следует отметить, что элементы всех этих школ находят широкое применение в рамках одной организации и по настоящее время. Современное управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных школ.       

Школа научного управления (1885-1920). Появление школы научного управления связано прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф. Тейлора (1856-1915), который и является её основателем.       

Ф. У. Тейлор - инженер-практик и  менеджер, который на базе анализа  содержания работы и определения  её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструктивные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.       

Наряду с Тейлором основателями школы научного управления являются Френк и Лилия Гилберт, Генри  Гантт и другие. Создатели школы  научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

  1. Рациональная организация труда.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

 

       Важным  вкладом этой школы было систематическое  использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Научное управление также выступило в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.       

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением  производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.        

Концепция научного управления стала  переломным этапом. Оно почти мгновенно  стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.       

В нашей стране идеи научного управления развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики.        

А. А. Богданов в своей работе "Всеобщая организационная наука" (1913-1917) считал, что все виды управления в природе, обществе, технике имеют общие черты. Это концепция в дальнейшем была разработана и нашла отражение в кибернетике.       

А. К. Гастев основное внимание в своих  работах уделял рациональной организации и культуре труда, заложил основы комплексного подхода к теории управления.       

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к  управлению организациями в целом  прежде всего представителями административной школы управления.       

Информация о работе Эволюция управленческой мысли