Качества менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

И наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
1.Деятельность современного менеджера……………………….………5
1.1. Функции менеджера……………………………………...….……5
1.2. Взаимодействие менеджера с окружающими…………………6
1.3. Отношение к работе. Активность менеджера…………………8
2. Качества менеджера………………………………………………….15
2.1. Личные качества…………………………………………………15
2.2. Профессиональные качества……………………………………18
2.3. Организаторские и деловые качества ………………….….…19
3. Управленческий стиль менеджера………………………….………25 Заключение………………………………………………………………..…….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Файлы: 1 файл

Введение в менеджмент.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….………….3

1.Деятельность современного менеджера……………………….………5

    1.1. Функции  менеджера……………………………………...….……5

    1.2. Взаимодействие  менеджера  с  окружающими…………………6

    1.3. Отношение  к  работе. Активность  менеджера…………………8

2. Качества менеджера………………………………………………….15

    2.1. Личные  качества…………………………………………………15

    2.2. Профессиональные  качества……………………………………18

    2.3. Организаторские  и  деловые  качества  ………………….….…19

3. Управленческий  стиль  менеджера………………………….………25                                                       Заключение………………………………………………………………..…….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Со времен великого полководца А.В. Суворова известно, что «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом». Точно так же плох и начинающий клерк, который не хочет в будущем стать самым главным боссом. И это вполне понятно. В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку  достоинство, является  захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

    В прошлом на должность менеджеров старались  подобрать  людей  с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий управляющего была: «бизнес — есть бизнес, работай, не рассуждая».

    С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: «твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.

    Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно — взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.

    И наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров.

    Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

    Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

    Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

    В-третьих, это — дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно  преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

    В-четвертых, это — воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий ею развитие в нужное русло.

    В-пятых, это — инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить  и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

    В-шестых, это — просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем  культуры, честностью, решительностью характера и в то же время  рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

 

1. Деятельность  современного  менеджера

1.1. функции  Менеджера

    Менеджер — профессионально подготовленный руководитель.

    Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Это же значение лучше выражено в практически не употребляемом ныне слове «надсмотрщик». Для каждой организации необходимо иметь человека, отвечающего за надзор над всеми подразделениями в целом, а не только полностью поглощенного выполнением специализированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя.

    Руководство — это управление процессами:

    1) согласованием различных видов деятельности группы;

    2) видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею.

    Сфера руководства включает три блока:

    1) организационные формы, распределение обязанностей в постановке задач, создание информационных структур;

    2) работа с отдельными людьми и группами;

    3) использование власти и принятие решений.

    В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

  • организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
  • распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними;
  • подготовка и чтение отчетов;
  • проверка и оценка результатов работы;

      

     1 Веснин В.Р.  Менеджмент  для  всех. – М.: Юрист, 1994.

  • ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • решение  вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
  • знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей;
  • проведение собраний  и  представительство;
  • заполнение форм отчетности;
  • ведение переговоров;
  • повышение квалификации.

    Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

 

1.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  МЕНЕДЖЕРА  С  ОКРУЖАЮЩИМИ

    Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения.

    Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего  сразу  же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя — он этого не забудет.

    С подчиненными общение должно  быть  в  высшей  мере  доверительным и доброжелательным — от них, как мы уже знаем, в решающей степени зависит судьба менеджера.

    И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого  влияния  на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться, обольщать, убеждать.

    В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли, степень «посвященности» которым во многом определяется его рангом.

    Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее имидж и представительство во внешнем мире; фактический лидер, вдохновляющий действия людей, направленные на достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

    Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

    В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые  пути  достижения  целей  и  берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель  фирмы, ведущий  переговоры с партнерами.

    Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности  и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена — мастера — находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие  от  предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?».

 

1.3. Отношение  к  работе. Активность  менеджера

    По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

    Во многом близки к пассивным руководителям, хотя, понятно, и не вполне аналогичны им, отечественные хозяйственники. Попробуем сравнить их с западными коллегами, активными руководителями, о которых речь пойдет в дальнейшем.1

Качества хозяйственного руководителя, сформированного в условиях административно-командной системы

Качества активного менеджера воспитанного в условиях современной рыночной экономики и iii этапа НТР

1. Действует  на  основе  привычки исполнять решения, принятые наверху, внутренне не свободен, безынициативен, боится риска

Самостоятельно  принимает  решения, внутренне свободен, инициативен, идет на риск, предусмотрев  заранее  последствия

2. Выступает преимущественно в роли инженера, диспетчера, «пожарного», снабженца

Играет роль, предполагающую  решение экономических  и  правовых проблем фирмы; воспитывает  подчиненных, улаживает конфликты

3. Иррационален, соблюдает  культ вышестоящих  начальников административной системы

Рационален и критичен ко  всем явлениям  и  лицам, окружающим его

4. Обладает двойным мышлением  и псевдологикой. Для вида  реализует плановые задания, а фактически работает в своих  интересах

Логичен, лишен раздвоенности сознания и поступков

5. Ориентирован на выполнение любой ценой плана или получение прибыли, сводя  к  минимуму возможные  неприятности от

самостоятельных действий

Озабочен  созданием  команды единомышленников, условий оптимизации руководства и групповой самоорганизации

6. Недемократичен, не  способен  к диалогу  как  в  сознании, так и в жизни, не сориентирован на личность подчиненного

Культивирует  диалог, дискуссии, плюрализм мнений; ориентирован на личность сотрудника

7. Не  гибок, слабо  ориентирован  в окружающей  действительности, плохо информирован, не стремится к новым знаниям

Динамичен, открыт для  информации

8. Не  умеет  работать  в  условиях выбора из многообразия альтернатив. Привык к опеке государства

Сориентирован на свободу  выбора, участие  в  конкурентной борьбе. Самостоятелен  в делах и мыслях

9. Некомпетентен в вопросах управления, психологии, имеет ограниченный кругозор  и  эрудицию

Умеет работать с людьми, много знает, имеет широкий взгляд на жизнь

10. Смотрит  «наверх», пассивен  в отношениях  с  подчиненными, пытается все запретить

Налаживает контакты с  «низами», активен, предоставляет подчиненным свободу  действий и творчества

11. Ожидает  финансирования и дотаций из бюджета, льготных кредитов, помощи  ресурсами, не ищет  заработков, а пытается их «вывести»  с  помощью монопольного вздутия цен

Ориентирован  на  самоокупаемость и самофинансирование, ищет пути заработать  средства своими силами, выкрутиться из самых трудных положений, не дожидаясь банкротства, надеется на себя


   

   Конечно, здесь дан портрет идеализированного западного менеджера и отнюдь не идеализированного отечественного директора. В жизни все намного   сложнее. Среди   менеджеров немало найдется   «директоров», а

    1 Веснин В.Р.  Менеджмент  для  всех. – М.: Юрист, 1994.

наша богатая самородками земля вопреки господствовавшей административной системе рождала немало талантливых менеджеров. Но типичные свойства рыночного и нерыночного руководителей представляются именно такими, какие показаны в таблице.

    В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности  для себя и для других. Он стремится  конструктивно  использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими, поощряет  их  самостоятельность, дает возможность  выдвинуться.

    У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства  и  неофициальное  подчиненных.

    Окружающие, как  считают  психологи, воспринимают лидера по четырем  основным  моделям:

1) «Один  из  нас»;

2) «Лучший  из нас» — образец для подражания»;

3) «Воплощение добродетелей»;

4) «Оправдание  всех  ожиданий»,

в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое  влияние на коллектив и каждого в отдельности.

    Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы  они  по  доброй  воле  стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

    Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить  им (хотя  и  не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. Власть лидера основана на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности  вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости  совершать  те  или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

    Лидер  прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело  их  использует  в  официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Информация о работе Качества менеджера