Качества менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

И наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
1.Деятельность современного менеджера……………………….………5
1.1. Функции менеджера……………………………………...….……5
1.2. Взаимодействие менеджера с окружающими…………………6
1.3. Отношение к работе. Активность менеджера…………………8
2. Качества менеджера………………………………………………….15
2.1. Личные качества…………………………………………………15
2.2. Профессиональные качества……………………………………18
2.3. Организаторские и деловые качества ………………….….…19
3. Управленческий стиль менеджера………………………….………25 Заключение………………………………………………………………..…….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Файлы: 1 файл

Введение в менеджмент.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

    Однако уверенностью в своих силах могут похвастаться далеко не многие. Причин ее  отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций со стороны окружающих; это и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут устроить «праздник непослушания»

    Но, как считают психологи, отсутствие уверенности в себе — «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты в области менеджмента Вудкок и Френсис.1

    Прежде  всего следует избегать чрезмерных эмоций, так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать  сразу  несколькими  проблемами. Упорно стремиться

    1 Вудкок М., Фрэнсис Д.  Раскрепощенный  менеджер. – М., 1991.

к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при этом принципа «мы за ценой не постоим».

    Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью, стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.

    Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

    Но самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению  стоящих  перед  ним  и  коллективом задач.

    Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

    Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

   И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Рад из них зависит от него самого и  связан  либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

    Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.

    Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не  знают  точно  своего  задания  и  взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности  для  руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

 

 

3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ   СТИЛЬ   РУКОВОДИТЕЛЯ

    Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет и его управленческий стиль. Здесь существует определенная классификация.1

    1. Авторитарный. Наилучший с точки зрении администратора, который в любом деле прежде всего  ценит единоначалие.

    2. Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз руководителя-авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

    3. Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это, не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.

    4. Демократический. К  нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

    5. Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности, что «работа не волк».

    6. Компромиссный. В его основе — способность руководителя, уступая

    1 Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003.

людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

    Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

    Выделяют также  следующие стили управления.1

    Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

    1) высокая вероятность ошибочных решений;

    2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

    3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

    4) благоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

    Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения   принимаются на основе   обсуждения проблемы, учета мнений и

    1 Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов н/Д: Феникс,2003.

инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

    Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

    Либерально-анархический (или попустительский, или  нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются; нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие  чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

    Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

    Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

    Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси,                 К. Бландэд).

    Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты:

    1) регулярные совещания руководителя с подчиненными;

    2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

    3) вовлеченность подчиненных  в разработку и принятие организационных  решений;

    4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;

    5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;

    6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»);

    7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

    Партисипативный стиль применим, если:

    1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных;

    2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе;

    3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа  и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, современный  менеджер – профессиональный  руководитель, чья ответственная  работа  является  одной  из  важнейших  составляющих  общего  успеха  фирмы, предприятия, организации.

    Роль  менеджера  не  преувеличена. Менеджеру  приходится  решать сложнейшие  задачи  своей  фирмы, и часто  в условиях критических ситуаций  и  неопределенных  перспектив.

    Менеджер  выполняет  основные  управленческие  функции:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль  деятельности  подчиненных  и  организации  в  целом.

    Особенностью  деятельности  менеджера, одной  из  основ  его  успеха  является  высокая  насыщенность  человеческими  контактами. Это предполагает  хорошее  знание  основ психологии, социологии, принципов  организационного  поведения. Активный  менеджер, получивший  признание  подчиненных, способен  скоординировать  их  деятельность  наилучшим  образом, добившись  максимальной  отдачи  общему  делу.

    Успех  профессиональной  деятельности  менеджера  зависит  и  от  его  личностных  качеств, среди  которых  принципиальность, эмоциональное  равновесие, эмоциональная  зрелость. Важны  организаторские  и  деловые  качества, прежде всего  целеустремленность, энергичность, дисциплинированность, повышенная  работоспособность.

    Особенности администраторских  и лидерских качеств руководителя определяет  и  его  управленческий  стиль.

    Критерием эффективности  руководства является степень  авторитета менеджера.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Резник  С.Д., Игошина И.А., В.С. Резник. Введение в специальность «Менеджмент организации»: учебное пособие для вузов. – М.: ЛОГОС, 2005.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент: учебник. – М.: «Фирма Гардарика», 2001.
  3. Менеджмент (современный российский менеджмент): учебник / Под редакцией Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. – М.: ФБК - ПРЕСС, 2000.
  4. Управление организацией / Под ред. Поршнева Р.И., Румянцевой А.М. – М.: ИНФРА, 2001. – 452с.
  5. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: учебник. – М.: «Дашков и К», 2005.
  6. Глухов В.В. Менеджмент: учебник. – СПб.:  Питер, 2003. – 379с.
  7. Литвак Б.Г.  Разработка управленческих решений: учебник. – М.:  Дело, 2004.
  8. Юкаев В.С. Управленческие решения: учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К» 2000.
  9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: «Элит-2000», 2002.

Информация о работе Качества менеджера