Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов по вопросу управления качеством продукции и конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) ознакомление с понятием качества продукции;
2) изучение главных аспектов качества продукции;
3) выявление основных целей и принципов управления качеством;

Содержание работы

Качество и конкурентоспособность продукции
Понятие и значение качества и конкурентоспособности продукции
Показатели, определяющие конкурентоспособность и качество продукции
Методы оценки качества продукции
Система управления качеством продукции
Система управления качеством продукции в мировой практике
Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Интеграл»
Краткая характеристика предприятия
Анализ конкурентоспособности ОАО «Интеграл»
Анализ качества продукции предприятия ОАО «Интеграл»
Роль государства на пути повышения качества продукции
Заключение

Список использованных источников

Приложения

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 2.47 Мб (Скачать файл)

Введение


  1. Качество и конкурентоспособность продукции
    1. Понятие и значение качества и конкурентоспособности продукции
    2. Показатели, определяющие конкурентоспособность и качество продукции
    3. Методы оценки качества продукции
    4. Система управления качеством продукции                                           
    5. Система управления качеством продукции в мировой практике
  2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Интеграл»
    1. Краткая характеристика предприятия
    2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Интеграл»
    3. Анализ качества продукции предприятия ОАО «Интеграл»
  3. Роль государства на пути повышения качества продукции

Заключение


Список использованных источников


Приложения


 

ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы курсовой работы обусловлен чрезвычайной актуальностью  для всех стран мирового хозяйства  проблемы повышения конкурентоспособности, как самих предприятий, так и  создаваемых ими объектов (товаров  или услуг). В условиях развитых рыночных отношений каждое предприятие, каждый предприниматель должны иметь свою стратегию для победы в острой конкурентной борьбе. Серьезная конкурентная борьба способствует разработке программ повышения качества. Для этого  в научных исследованиях и  в практике разрабатываются  объективные  показатели оценки способностей предприятий  производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти  характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию.

На любых предприятиях актуальность управления качеством  определяется способностью продукции  и услуг полностью удовлетворять  все запросы потребителей. Высокое  качество продукции определяет: конкурентоспособность, степень выживаемости предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, ужесточение требований к свойствам и характеристикам продукции, особенно к надежности, долговечности, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации.

Национальная экономика  от высококачественной продукции имеет  ряд преимуществ: увеличение экспортного  потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства  в мировом сообществе. Выпуск качественных изделий способствует повышению  объема реализации и увеличению капитала, росту престижа фирмы. Потребление  продукции улучшенного качества обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Снижение качества продукции  снижает ее конкурентоспособность. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли  и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. Отсюда возникает необходимость постоянной работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции, повышения качества продукции, которое имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом.

При написании курсовой работы мною были использованы различные литературные учебники по «Экономики предприятия», «Анализу хозяйственной деятельности» и др., а также различные интернет-источники.

Объектом исследования в  данной курсовой работе является предприятие  ОАО «Интеграл», предметом исследования является качество продукции и конкурентоспособность данного предприятия.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов по вопросу управления качеством продукции и конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:     

1) ознакомление с понятием  качества продукции;

2) изучение главных аспектов  качества продукции;

3) выявление основных  целей и принципов управления  качеством;

4) ознакомление с конкурентоспособность  предприятия;

5) изучение факторов, влияющих  на конкурентоспособность предприятия;

6) Оценка конкурентоспособности предприятия  на примере ОАО «Интеграл»;

 

      1. Качество и конкурентоспособность продукции
    1. Понятие и значение конкурентоспособности и качества

Качество продукции – совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, определяющих степень удовлетворения некоторых потребностей и спрос на продукцию в рыночных условиях создания и использования при общественно необходимых затратах и формируемых рынком ценах на эту продукцию. [3]

Понятие качества включает в себя:

1) соответствие требованиям  стандарта - любой товар должен  соответствовать стандартам, установленным  государством, т.е. удовлетворять  тем требованиям и нормам, которые  описаны в руководстве, технических  требованиях и характеристиках. 

2) соответствие применению - свойство товара, посредством которого  гарантируется удовлетворение нужд  покупателя;

3) соответствие стоимости  - товар должен быть высокого  качества и иметь цену, доступную  для потребителя;

4) соответствие скрытым  потребностям - определяется как  способность товаров, работ, услуг  удовлетворять потребности более  широкого круга потребителей, т.е.  возможность наиболее широкого  применения в области, для которой  этот товар предназначен.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется  на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной  технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

Качество продукции - это  критическая оценка потребителем степени  соответствия ее свойств, показателей  качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. [8] Однако в современных условиях качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность и др.

Таким образом, основное место  в оценке качества продукции или  услуг в рыночной экономике отводится  потребителю, а стандарты (в том  числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный  опыт, накопленный в области качества.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время  признана классификация показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности. [7, стр.40]

Таким образом, качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции влияет на положение конкретного предприятия в условиях рынка, темпы технического развития, внедрения инновационных технологий, рост эффективности производства. Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, а значит, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

С понятием качества неразрывно связано такое понятие, как конкурентоспособность  продукции.

Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим  показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Понятие «конкурентоспособность»  появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Так же, по мнению Савицкой Г.В., необходимыми условиями успешного развития предприятия в условиях рынка является ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. [5] Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. [10]

Таким образом, конкурентоспособность - понятие относительное: одно и то же предприятие в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3, рис. 3)

Оценка степени конкурентоспособности  по сравнению с другими предприятиями, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Конкурентное преимущество одного предприятия над другим может оцениваться, если оба предприятия удовлетворяют одинаковые потребности покупателей, относящиеся к родственным отраслям рынка. При этом предприятия находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. Если данные условия не соблюдаются, то сравнение будет некорректным.

Согласно СТБ972-94 Республики Беларусь: Конкурентоспособность продукции – это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность характеризуется качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их значимости. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью () на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект () по отношению к цене потребления (). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:    

 

Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. [1, с. 31]

Конкурентоспособность - это разностороннее понятие. Оно означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

Высокая конкурентоспособность  предприятия является гарантом получения высокой прибыли в условиях рынка. При этом предприятие имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать достаточно долгое время. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического управления, которое должно осуществляться таким образом, чтобы предприятие могло успешно развиваться в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по совершенствованию  изделия, постоянному поиску новых  каналов его сбыта, новых групп  покупателей, улучшению сервиса и рекламы.

Основой конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность  его продукции.

    1. Показатели, определяющие конкурентоспособность и качество продукции

Свойство продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Показателем качества продукции  называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Многообразие свойств  продукции и количественно характеризующих  их показателей качества объясняют  необходимость его упорядочения путём классификации. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) [4]

  • Первый признак классификации показателей качества характеризует свойства продукции, входящие в состав качества, и служит для обоснования и выбора номенклатуры показателей качества, соответствующей потребностям населения, национальной безопасности страны и экспорта. Применяются при контроле качества и испытаниях продукции на всех стадиях её жизненного цикла.
  • Второй признак классификации показателей качества служит для технико-экономического анализа качества продукции, при котором важно знать полезный эффект каждого свойства продукции, выраженный как в натуральных (кг, м, вольт и др.), так и в обобщённых единицах измерения(стоимости, единицах трудоёмкости и т.п.).
  • Третий признак предназначен для использования в различных методах оценки качества и характеризует охват свойств продукции. Так, единичные показатели используются в дифференциальном методе и каждый из них характеризует одно из свойств продукции, а комплексные – в комплексном методе и характеризуют одновременно всю совокупность.
  • Четвёртый признак классификации показателей качества служит для выбора базовых образцов продукции, для оформления карт технического уровня и качества продукции, в которых сравниваются значения показателей качества оцениваемой продукции и базового образца.
  • Пятый признак классификации служит для учёта особенностей оценки качества продукции на различных стадиях её жизненного цикла.
  • Шестой признак характеризует размерность отражаемых свойств в соответствии с их природой и в зависимости от применяемого метода определения этого показателя.
  • Седьмой признак отражает значимость при оценке качества продукции каждого показателя или их совокупности. При этом основные показатели используются в первоочерёдном порядке при выборе определённого варианта продукции из нескольких сравнимых, а дополнительные – при уточнении принимаемого решения при близости значений основных показателей.
  • Восьмой признак ориентирован на характер и метод установления показателей качества. При этом в соответствии с ГОСТ: Регламентированное значение – значение показателя качества продукции, установленное нормативной документацией; номинальное – регламентированное значение показателей качества, от которого считывается допускаемое отклонение; предельное – значение показателей качества – наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателей; оптимальное – при котором достигается наибольшее отношение эффекта от эксплуатации или потребления продукции к затратам.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции