Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов по вопросу управления качеством продукции и конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) ознакомление с понятием качества продукции;
2) изучение главных аспектов качества продукции;
3) выявление основных целей и принципов управления качеством;

Содержание работы

Качество и конкурентоспособность продукции
Понятие и значение качества и конкурентоспособности продукции
Показатели, определяющие конкурентоспособность и качество продукции
Методы оценки качества продукции
Система управления качеством продукции
Система управления качеством продукции в мировой практике
Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Интеграл»
Краткая характеристика предприятия
Анализ конкурентоспособности ОАО «Интеграл»
Анализ качества продукции предприятия ОАО «Интеграл»
Роль государства на пути повышения качества продукции
Заключение

Список использованных источников

Приложения

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 2.47 Мб (Скачать файл)

Таким образом, приведённая  в ПРИЛОЖЕНИИ 1 и кратко прокомментированная классификация даёт достаточное полное представление о возможных показателях качества и их значении в изучении качества конкретной продукции.

Далее я опишу сущность и содержание группы показателей  по характеризуемым свойствам (первый признак), так как они несут большую информационную и функциональную значимость  в обеспечении качества продукции.

  1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.
  2. Показатели надёжности — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность  в течение некоторого интервала  времени. Безотказность чрезвычайно  важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое  управление). Для воздушных судов  безотказность является самым основным показателем качества.

Долговечность - свойство изделия  сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного  состояния.

Ремонтоспособность - это  свойство изделия, выражающееся в его  приспособленности к проведению операций технического обслуживания и  ремонта.

Сохраняемость - это способность  объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость  играет важную роль для пищевой продукции. [7]

  1. Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.
  2. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и т.д.
  3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.
  4. Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.
  5. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.
  6. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
  7. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
  8. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
  9. Под экономическими показателями качества понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:

,

где - качество изделия; 
- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель  формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты  по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции. [6]

Совокупность перечисленных  показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять  те потребности, для которых оно  предназначено. Но помимо этих показателей  важна и цена изделия, которую характеризует экономический показатель. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Конкурентоспособность товара более полно раскрывается через систему ее показателей: стоимостных (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественных (представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1, рис. 1). Выявление более конкурентоспособного товара осуществляется путём сопоставления набора показателей товаров, конкурирующих между собой, в соответствии с условиями рынка и конкретными требованиями потребителей. При этом по совокупности критериев самый высокий уровень конкурентоспособности товар имеет на этапе роста и зрелости.

 

    1.  Методы оценки качества продукции

Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Оценка качества продукции  предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и разработку, в случае необходимости, путей повышения его качества.

Качество определяется мерой  соответствия товаров, работ, услуг  условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.

Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.

В прошлое ушли аналитические  попытки сравнения качества объекта  с мировым уровнем качества аналогичных  объектов, а также аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).

Дифференциальный  метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства:

(1)

, при i=1, 2, …, n (2)

где — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия;  
— значение i-гo показателя свойств базового образца;  
n — количество принятых для оценки показателей.

Формулу (1) используют, когда  увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (2).

Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:

 

Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.

Если уровень качества линейно (пропорционально) зависит от учитываемых показателей свойств , то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:

 

где — коэффициент весомости каждого из показателей свойств .

В случае, когда уровень качества нелинейно зависит от единичных показателей , то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:

 

Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение (дифференциальный метод).

Интегральный  метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества - это обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:

 

 

где — полезный эффект;  
— суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; 
— эксплуатационные расходы.

Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.

По результатам анализа  количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются  соответствующие управленческие решения.

 

    1. Система управления качеством продукции

 

Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Системный подход к управлению качеством в настоящее время  предусматривает функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных  стадиях жизненного цикла объекта  управления в этой системе. Важнейшей  составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы  управления качеством. [2, с. 98]

Употребляя термин «система качества», нужно иметь в виду специфику этого термина и  особо отметить, что под этой системой понимается широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления качеством, но и включает элементы из других сфер деятельности, в наибольшей мере влияющие на качество продукции.

Для того чтобы удовлетворить  постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством  на предприятии должна создаваться  и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основополагающим из них является функционирование системы  управления качеством как органичной составной части всей системы  управления предприятием. Она, безусловно, не может действовать отдельно, без  взаимодействия со всеми другими  системами в рамках менеджмента  предприятия. Помимо данного принципа при рассмотрении системного подхода  к управлению качеством можно  руководствоваться рядом общесистемных  принципов, к которым относятся  следующие:

  • целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
  • делимость, реализуемая делением системы на подсистемы и элементы;
  • иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления;
  • комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, стадий жизненного цикла объектов управления, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством;
  • взаимодействие системы управления качеством со всеми другими системами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим или реализация взаимосвязанных процессов их достижения);
  • замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль. [2]

Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом  управления являются руководители различных  уровней, осуществляющие управление качеством  на соответствующем уровне. Объектами  управления выступают процессы, преобразующие  исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат  деятельности предприятия; персонал в  лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных  подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.

Взаимодействие между  субъектом и объектом управления в системе управления качеством  осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия  субъекта на объект управления путем  принятия определенных управленческих решений в области качества; с  другой стороны, посредством механизма  обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.

Таким образом, управляющая  и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что  обеспечивает единство в рамках системы  управления качеством.

Центральной частью системы  качества является служба качества, в  состав которой, как правило, включаются: отдел технического контроля (ОТК), отдел (бюро) управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации и центральная заводская лаборатория. Служба качества организует работу по качеству на предприятии (создает систему качества), контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координирует, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполняющих функции в системе качества.

Цехи-изготовители, конструкторские  и технологические отделы, отдел  снабжения, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Эта система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Так как кроме выполнения управленческих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции