Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:56, контрольная работа
В условиях административно-командной системы ей в значительной мере была присуща политическая (идеологическая) окраска, что отражалось в самом ее содержании и определении: "Кадровая политика – это генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях партии и правительства на длительную перспективу или отдельный период".
Переход к рыночной экономике существенно меняет основополагающие принципы и содержание кадровой политики. В настоящее время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
1.Введение…………………………………………………….…………….…..3
2.Содержание и цели кадровой политики……………………….……………4
3.Направления и виды кадровой политики…………………………….…..…6
4.Принципы разработки и элементы кадровой политики………………….10
5.Заключение………………………………………………………………..…16
6.Список использованной литературы………………………………………17
Частных принципов, регулирующих функционирование отдельных элементов кадрового процесса, множество. Например, в сфере поствузовского образования действуют принципы профессионализации, индивидуализации, компьютеризации, интенсификации, непрерывности и опережающего характера обучения.
Реализуя общие, специфические и частные принципы кадровой политики, субъекты ее разработки, формирования и реализации имеют хорошую возможность обеспечить конструктивность своей роли в решении кадровых проблем переходного периода на всех уровнях управления.
Основными элементами кадровой политики является отбор и наем персонала, подготовка персонала к работе и их последующее периодическое обучение, мотивация и организация труда, планирование карьерного роста, планирование затрат на персонал, а также аттестация персонала. Рассмотрим отдельные элементы кадровой политики организации.
Подсистема найма и учета персонала - в системе управления персоналом - подсистема, организующая:
- наем персонала;
- учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала;
- профессиональную ориентацию и рациональное использование персонала;
- управление занятостью;
- делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
Отбор – это выделение кого-либо из общего числа. При отборе же сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места.
Отбор кадров в кадровой работе – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на эту должность. Для отбора кадров используются отборочное собеседование, тестирование, услуги центров оценки и другие методы.
Обучение персонала –
это целенаправленно-
Различают три вида обучения:
- подготовка кадров;
- повышение квалификации;
- переподготовка.
Подготовка кадров – планомерное
и организованное обучение и выпуск
квалифицированных кадров для всех
областей человеческой деятельности,
владеющих совокупностью
Повышение квалификации – усовершенствование ЗУН и способов поведения в связи с ростом требований профессии или повышением в должности.
Переподготовка – обучение кадров в целях усвоения ЗУН в связи с овладением новой профессией или изменением требований к знаниям и результатам труда.
Организация труда – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования рабочей силы в процессе производства, способствующих достижению наивысшей результативности трудовой деятельности, развитию производства интенсивным путем. В широком смысле содержание организации труда включает также нормирование труда, создание благоприятных условий труда, воспитание у работника дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы и др.
К элементам организации труда в коллективе относятся:
- разделение и кооперация труда – обособление видов трудовой деятельности и система производственных взаимосвязей работников;
- рациональные приемы и методы труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономное выполнение операций (с позиции затрат времени и усилий работника);
- организация рабочего места, т.е.
оснащение его необходимыми средствами
производства и их рациональное размещение
на площади (планировка);
- организация обслуживания рабочего
места — виды обслуживания, формы его
предоставления, выбор исполнителя.
Мотивация – это процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
Мотивы могут быть внутренними и внешними. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Внешняя мотивация бывает трех видов:
- административная (выполнение работы по команде, приказу);
- экономическая (осуществляется через заработную плату, премии, выплаты, денежные надбавки и т.п.);
- статусная (основана на изменении положения работника в организации).
Трудовая карьера – это поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.
Различают несколько видов карьеры: внутриорганизационная, межорганизационная, специализированная, неспециализированная, вертикальная, горизонтальная, ступенчатая, скрытая.
Цель планирования затрат на персонал – установление изменений затрат на персонал внутри определенного планового периода времени. При этом производится сопоставление с предполагаемой степенью успешности предприятия, его способности выдержать подобное изменение затрат. Данный элемент планирования персонала тесно связан с планированием финансов и анализом хозяйственной деятельности.
При планировании расходов на персонал следует иметь в виду в первую очередь следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата; отчисления на социальное страхование; расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; расходы, связанные с доплатами за общественное питание, с жилищно-бытовым и культурным обслуживанием, физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды. Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, создание рабочих мест.
Если в организации большая текучесть кадров, появляются дополнительные расходы, связанные с поиском новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растут размер оплаты сверхурочных работ, уровень брака и количество простоев, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность. Все это ведет к увеличению расходов на персонал, к росту себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.
По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат, связанные с участием работников в прибылях и капитале организации.
Аттестация персонала - это проверка профессиональных знаний работника и его деловых качеств. Как правило, работодатель проводит аттестацию с целью проверки уровня квалификации работника и соответствует ли он занимаемой им должности.
Однако аттестация выгодна не только работодателям. Самим работникам такая проверка дает возможность повысить уровень заработной платы и продвинуться по карьерной лестнице. Работодателю же аттестация позволяет оценить эффективность работы сотрудников и оптимизировать трудовой процесс, создавая работникам дополнительные стимулы для повышения квалификации. Так же немаловажно, что аттестация дает легальную возможность расторгнуть трудовой договор с работниками, которые не соответствуют предъявляемым требованиям.
Заключение
Правильно выбранная кадровая политика обеспечивает:
- своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
- формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров и т. д.);
- стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
- формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
- рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т. д.
Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой политики в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой политики.
Необходима проверка кадровой политики
на ее соответствие сложившимся на
предприятии традициям в работе
с кадрами, привычным для коллектива
и принимаемым им. Кроме того,
следует учитывать
Список использованной литературы